Амортизаторы смягчают кризис

Амортизаторы смягчают кризисНа российский рынок амортизаторов положительно влияют большой автопарк подержанных автомобилей, необходимость регулярной замены, дорожные условия. Негативные факторы, такие как недостаточные темпы продаж автомобилей и снижение покупательской способности потребителей, на рынок амортизаторов влияют в меньшей степени, но ухудшают качество рынка.

Российский рынок амортизаторов отличается долговременной стабильностью, проблемы рынка новых автомобилей на него влияют мало.
Амортизаторы составляют порядка 2,5% всего российского рынка автокомпонентов и больше половины рынка компонентов подвески. Они всегда нужны, всегда востребованы и требуют периодической замены. Годовая ёмкость рынка амортизаторов около 1 млрд долларов. Примерный объём российского рынка амортизаторов для иномарок около 13 млн ед., около 12 млн — амортизаторы для отечественных автомобилей. Постепенно амортизаторы для иномарок начинают преобладать на рынке. Российский рынок амортизаторов сильно отличается от мирового огромным по ёмкости вторичным сегментом.
Большую долю рынка занимают телескопические двухтрубные газомасляные амортизаторы с газом низкого давления, но также востребованы гидравлические двухтрубные амортизаторы — отечественных старых машин в автопарке ещё очень много. На передние амортизаторы приходится порядка 30% рынка, на задние амортизаторы около 25%.

МНЕНИЕ


Александр Телегин директор по разви- тию ООО «АСОМИ ГРУПП»Александр Телегин, директор по развитию ООО «АСОМИ

«Продажи новых автомобилей, хоть и показывают незначительный рост, но увеличения продаж амортизаторов на первичном рынке в этом году не ожидается. Покупательская способность остается низкой, что отражается и на продажах на вторичном рынке. Автовладельцы предпочитают использовать менее дорогие компоненты, и хотя дальнейшего уменьшения доли продукции верхнего ценового сегмента (премиум) не происходит, основные продажи приходятся все же на бюджетные продукты. Стоит отметить, что покупатель, ориентируясь на стоимость продукции, продолжает предъявлять требования к качеству и долговечности амортизаторов, поэтому только низкой цены недостаточно».

ГРУПП»Структура рынка амортизаторов довольно давно определилась и изменения в ней маловероятны. На рынке представлены практически все мировые бренды, достаточно много отечественных производителей, а также компании-упаковщики и большое количество контрафакта. На рынке амортизаторов для легковых машин конкурируют до 50 брендов, но доминируют не более 20 из них. Лидер среди российских производителей амортизаторов Скопинский автоагрегатный завод (СААЗ). Предприятие занимает со своей продукцией от 35% до 70% рынка амортизаторов для автомобилей отечественных марок, как на первичном, так и на вторичном рынке, по данным из разных источников. Значительные доли занимают амортизаторы KYB (Kayaba) и Bilstein. При этом в настоящее время сегмент отечественных автомобилей — наиболее высококонкурентный сегмент рынка амортизаторов, в котором представлено большое количество амортизаторов разных марок и нонейм.

ЦИТАТА


Александр Меркулов директор по раз- витию Bort РоссияАлександр Меркулов , директор по развитию Bort Россия

«2016 год был показательным для сегмента автомобильных амортизаторов. Во-первых, очевидным стало смещение спроса в пользу неоригинальных запчастей. Во-вторых, произошла переориентация спроса от традиционно «сильных» А — брендов в сторону более доступных B — брендов, в связи с высокой волатильностью рубля и снижением реальных доходов населения».

На вторичном рынке среди амортизаторов для иномарок наибольшую долю занимает бренд KYB, занимая, по разным оценкам, от 25% до 40% рынка. Существенные доли занимают Bilstein, Monroe и Sachs. В сегменте амортизаторов для азиатских марок преобладают ТМ KYB и Tokico. Структура российского рынка, в общем, повторяет структуру мирового рынка амортизаторов, который поделен между брендами ZF (марки Sachs + Boge), Kayaba, Monroe и Bilstein. Кроме того, хорошо известны на рынке бренды упаковщиков, как Meyle и Japanparts. В дорогом сегменте более разнообразный выбор — Sachs, Koni, Rancho, Herzog, Hola, Delphi, Finwhale.
Разность в определении долей рынка разных брендов связана с уже традиционной проблемой российского авторынка — большим количеством контрафакта. А этот сегмент рынка держится за счёт рынка подержанных автомобиле и гаражного (впрочем, не исключительно гаражного) автосервиса. В текущем году рынок сервисных услуг может вырасти до 530 миллиардов рублей.
Однако он прямо зависит от покупательской способности россиян. А эта способность оставляет желать много лучшего. Но в то же время приводит к бурному развитию гаражного сектора автосервисного рынка. А сегмент непритязателен к качеству деталей и не чувствителен к брендам, потребителей интересует почти всегда только стоимость. Продолжается и тенденция возвращения автовладельцев к самостоятельному ремонту автомобилей. В 2013 году всего около 15% автовладельцев обращались в СТО, чтобы сменить амортизаторы. В 2014 году их было уже 10% и с тех пор этот показатель не увеличился.

На сегодняшний день рынок автокомпонентов в России составляет порядка 40 млрд долл. в год. На этом рынке 50% контрафактной продукции и 80% — импортная продукция


Также есть предположение, что автовладельцы гораздо бережнее сейчас относятся к своим автомобилям, в частности, ремонтируют автомобили не через 3–4 года, а чаще, что в свою очередь благотворно влияет на темпы роста продаж амортизаторов на вторичном рынке. И это подтверждают участники рынка, которые говорят, что рынок амортизаторов растёт даже в самые тяжёлые периоды для авторынка.
Российский рынок поддержанных автомобилей тоже на подъёме. В марте было реализовано 458 тыс. автомобилей, что на 4,9% больше, чем в марте 2016 года, с января по март было реализовано 1,13 млн автомобилей, что на 1,4% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Эти автомобили пополнили 40-миллионный парк автомобилей. В этом парке доля автомобилей старше 20 лет составляет порядка 25%. Автомобилей старше 10 лет около 30%. И около 40% рынка автомобили в возрасте до 10 лет. Для автовладельцев большей части этих автомобилей главным фактором выбора автокомпонентов, в том числе, амортизаторов, является цена, что и обеспечивает устойчивое развитие сегмента недорогих деталей, в том числе, контрафакта.
Кроме того, большое количество зарубежных брендов указывает на импортозависимость рынка амортизаторов. Это значит, что существенное влияние на него оказывает курс рубля по отношению к иностранной валюте, и поскольку соотношение это не в пользу рубля, то ведёт оно к росту цен на продукцию, что опять-таки, играет на руку продавцам дешёвых автокомпонентов самого разного происхождения. При этом на рынке реализуются и прямые подделки практически всех брендов.
Напомним, в апреле заместитель директора департамента развития секторов экономики Минэкономразвития РФ Павел Финк во время заседания экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности, прошедшего в Госдуме заявил: «Тот небольшой анализ, который нам удалось провести, показывает, что на сегодняшний день рынок автокомпонентов в России составляет порядка 40 млрд долл. в год. На этом рынке 50% контрафактной продукции и 80% — импортная продукция». Скорее всего, указанное соотношение вполне справедливо и отдельно для рынка амортизаторов.
Рынок пружин в последнее время тоже практически не изменился. Российский автопарк потребляет до 500 тыс. ед. пружин в год, что обусловлено специфическими российскими дорожными условиями. В основном реализуются пружины Kilen, Lesjofors, K+F, Suplex, NHK, OBK, SS-20 (Система технологии), Асоми, Фобос, Трек, но большинство — иностранного происхождения.
Рынок пыльников амортизатора следует в своей динамике за рынком амортизаторов, но их заменяют чаще из-за дорожных условий и климата. Объём этого рынка около 20 млн ед., тенденции положительные.
В перспективе вторичный рынок будет, по-прежнему, поддерживать рынок амортизаторов и смежные рынки в удовлетворительном состоянии. Но если автопарк будет меняться также медленно как сейчас, то качественное ухудшение рынка амортизаторов продолжиться — цена, а не качество и бренд будет главным фактором выбора, это будет способствовать росту контрафакта, малоизвестной или нонейм продукции любого происхождения.
Остановить эти тенденции может только восстановление продаж на рынке новых автомобилей. Но это возможно только при восстановлении экономики в целом. Пока же рынок амортизаторов будет продолжать стареть и дешеветь, как и рынок машин. В такой ситуации производители и продавцы будут вынуждены продолжать адаптироваться — осваивать менее дорогие сегменты, сокращать издержки, оперативно реагировать на любые
изменения на рынке и так далее.
Хорошая новость, что рынок новых автомобилей, кажется, начинает оживать. В марте продажи новых автомобилей выросли на 9,4%, в апреле на 6,9%, с января по апрель на 2,6% к АППГ. Если тенденция закрепится, рынок автокомпонентов вообще и амортизаторов в частности, избежит деградации.

Добавить комментарий