Финиш льготного лизинга

Финиш льготного лизингаВ апреле у государства закончились деньги. Но не совсем, а на программу лизинга. На 2018-й год было запланировано 4 млрд рублей, но они все израсходованы. Потенциальные получатели надеются, что государство возобновит поддержку лизинга.

Госпрограмма была введена в числе других для поддержки спроса на отечественные автомобили на падающем автомобильном рынке. В рамках программы государство субсидирует авансовый платеж по договору лизинга в размере 12,5% от стоимости автомобиля. В программу входит ряд подпрограмм — «Свое дело» для малого и среднего бизнеса, «Российский фермер» для аграриев и «Российский тягач».

Программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» на рынок легковых автомобилей в целом влияют не так сильно, как льготный лизинг на рынок коммерческого автотранспорта


Распоряжением правительства на 2018 год была выделена сумма в 4 млрд рублей, чтобы обеспечить продажу 15000 автомобилей. Программа льготного автолизинга была одной из самых полезных программ стимулирования спроса. На лизинг по госпрограмме поддержки пришлось 30% продаж коммерческих автомобилей. То есть без этой программы подъема рынка грузовиков в 2017 году на 50,4% к АППГ не было бы. Особенность программы заключалась в том, что она была адресной, деньги доходили от производителя до конечного пользователя и лизинг работал на поддержку всех секторов авто бизнеса. Программа была настоль ко востребованной, что изменилась структура лизинга. По данным RAEX, если раньше в лизинг брали по 17,5% легковых и грузовых авто мобилей, то в 2017 году грузовых автомобилей стали брать больше на 3%, а легковых — на 2% меньше.
Объем рынка лизинга тяжелых гру зовиков вырос на 57%, а в сегменте LCV на 47%. Казалось бы, прекрасная программа…
Но…
Во втором квартале 2018 года лизинговые компании перестали принимать заявки по госпрограмме льготного автолизинга, так как деньги на эти средства оказались израсходованными. Однако возможность продления госпрограммы обсуждается, при этом автопроизводители просят добавить около 7 млрд руб. То есть автопроизводители подталкивают государство к тому, чтобы оно субсидировало лизинг примерно в тех же объемах, что и в 2017 году, когда на программу было выделено 13,75 млрд руб. Однако участники рынка уве рены, что даже если государство изыщет возможность в этом году возобновить программу лизин га, то в следующем году и далее финансирование либо прекратится совсем и сразу, либо будет посте пенно уменьшаться. И окончательно завершится не позднее 2020 года.
Последствия
Сейчас рынок коммерческих автомобилей продолжает расти, но если «отключить» гослизинг, то темпы восстановления серьезно упадут, и поскольку рынок пока так и не достиг докризисных пока зателей, то отказ государства от поддержки может нанести сильный удар по автопроизводителям.
Лизинг позволил удержаться в кризисное время именно отечественным производителям, если власти не будут продолжать про грамму, потребитель будет смо треть в сторону техники, которую можно эксплуатировать дольше. На предприятия малого и сред него бизнеса в 2017 году пришлось 80% покупок грузовиков в лизинг, что само по себе отличный пока затель активности МСБ в России. Теперь уже купленную технику средний и малый бизнес будет «гонять» до полной выработки ресурса и даже далеко за пределами этого ресурса, смена автопарка замедлится и углубится хроническая проблема российского автопарка — огромное количество старых автомобилей.
В свою очередь, крупный бизнес будет покупать технику зарубежного производства, поскольку она хоть и дороже, но дольше служит, а крупный бизнес покупает транспорт партиями и для него 12% скидка в лизинг была бы очень и очень существен ной поддержкой.

Конец всему
В этом году завершилось действие не только программы лизинга в рамках господдержки. Минпромторг подтвердил сворачивание про грамм поддержки автопрома «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» на всей территории России, банки и дилеры уже свернули деятель ность в этом направлении. По версии властей, программы завершились в связи с достижением целевого показателя: за пер вые четыре месяца 2018 года было реализовано 85,9 тыс. новых автомобилей в рамках этих прог рамм. Лимиты выделенных на поддержку государством средств были исчерпаны, из 7,5 млрд рублей, выделенных на программы по стимуляции спроса, было потрачено 7 миллиардов.
Динамика лизинга грузовых автомобилей, млрд рублейОставшиеся, по всей видимости, останутся на Дальнем Востоке, где программы все еще действуют. Программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» были достаточно востребованными, с 1 января по 1 мая 2018 года было реализовано на 20% больше автомобилей, чем в аналогичный период прошлого года. Предполагалось, что выделенных средств должно хватить на полгода, в реальности их хватило только на 4 месяца. При этом есть информация, что клиенты успели заключить соглашения на условиях госпрограмм поддержки, а потом получили отказ, так как дей ствие программ закончилось.
Но в целом на рынок легковых автомобилей программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» влияют не так сильно, как льготный лизинг на рынок коммерческого автотранспорта, всего 16% новых легковых автомобилей было про дано по программам поддержки. Ничего не известно о дальнейшей судьбе про грамм поддержки. Но можно предположить, что власть надеется на то, что авторынок восстановил ся, и массированная поддержка автопроизводителям через стимулирование спроса уже будет не нужна. Если это так, то это очень смелый прогноз развития авторынка. Кстати, многие участники авторынка уверены, что действие программ будет возобновлено во втором полугодии, когда станет очевидно, что сам по себе российский авторынок может расти только при поддержке государства.

Добавить комментарий