Готовы ли мы к ремонту беспилотных автомобилей?

Готовы ли мы к ремонту беспилотных автомобилей?Американские автодилеры всерьёз обеспокоены вопросом: как и кто будет ремонтировать роботизированные автомобили? Задача выходит за рамки технического переоснащения автомастерских.

«Нельзя сказать, что я думаю об этом постоянно, но с позиций долгосрочного планирования — да», — говорит Питер Баттл, директор отдела обслуживания клиентов дилерского центра Pat Milliken Ford.
Его коллега Майк Маклеод, директор по кузовному ремонту дилерской компании Matick в Детройте, пока не беспокоится о нехватке знаний о беспилотниках у сервисменов. Учитывая 11-летний реальный средний возраст автомобилей, время ещё есть, считает он. Между тем, больше всего в новых знаниях нуждаются именно «жестянщики». Кузовной ремонт становится все сложнее, и даже опытнейшие специалисты теперь не всегда справляются идеально. Причина в системах ADAS, которые после аварии приходится заново настраивать — тонкая работа.
Между тем, даже на автомобилях бюджетного сегмента этих систем становится всё больше. Например, электронный контроль устойчивости уже сейчас обязателен в США на всех легковых авто и внедорожниках. Видеорегистраторы войдут в этот же список в мае текущего года. А к 2022 году отраслевым стандартом станут системы автоматического торможения и предупреждения об экстренном торможении. «Мы уже чувствуем потребность в увеличении числа специализаций, — отмечает Джейсон Бартанен, директор по техническим вопросам Межотраслевой конференции автомобильного ремонта. — Диагност в области кузовного ремонта будет определять характер повреждений, у него будет собственная зона в мастерской с инструментами для настройки и калибровки, с особым освещением».
Замена датчика на переднем бампере, разбитого при аварии, не сводится к нахождению в каталоге нужной детали по идентификационному номеру автомобиля и её установке на место. Сервисмену придётся отследить плановые апгрейды ПО и «железа», выполненные на конкретном автомобиле автопроизводителем, а затем установить датчик и откалибровать его. Учитывать нужно также, что переход на беспилотники по времени накладывается на популяризацию электромобилей, что возводит в квадрат сложности дилеров. По-мнению Грега Поттера, исполнительного директора Института оборудования и инструментов Фармингтон-Хиллз, сервисный отдел дилерского центра вскоре станет смахивать на магазин Apple. Одни участки — замены масла или шиномонтажа — по-прежнему будут обслуживаться относительно низкоквалифицированными специалистами, но в соседях у них будут группы инженеров. За этих специалистов дилерам придётся повоевать, предупреждает Поттер.
Во-первых, трансформация СТО потребует глубоко переработать программы профессионального обучения. «В колледжах я вижу совсем не то, что нужно, — говорит он. — И оборудование старое, и инструкторы не учат электрификации и сетевой электронике». Во-вторых, сама система начисления зарплаты в кузовных мастерских является препятствием. «Автодилеры сейчас предлагают механикам фиксированную ставку, которая вряд ли устроит этих парней, — говорит он. — Они найдут уйму вакансий, где заработают куда больше, и на менее пыльной работе».

ЦИТАТА


Кристен ТабарКристен Табар, вице-президент по планированию технической стратегии североамериканского отделения Toyota

«Вам необязательно быть гением математики. Но вам должно нравиться решать проблемы, возиться с новым оборудованием, понимать, как оно работает».

Первыми предпринимать практические меры стали не дилеры с долгой историей, а стартапы, выводящие на рынок беспилотные парки. Один из них, May Mobility, планирует запустить коммерческую эксплуатацию в бизнес-сегменте в середине года. Сейчас May Mobility проводит набор специалистов по техническому обслуживанию. По словам соучредителя May Mobility Стива Возара, они «свяжут основную команду инженеров и фронт-офис». Потребность в специалистах новой формации достигнет серьёзного масштаба через пять, а может быть, десять лет, оценивают в Robert Bosch. Однако достаточно вспомнить, что на подготовку такого специалиста даже четырёхлетней программы обучения уже недостаточно, как желание откладывать пропадает.

Первыми предпринимать практические меры стали не дилеры с долгой историей, а стартапы, выводящие на рынок беспилотные парки


Тот же Bosch открыл учебные лаборатории по автономным автомобилям для студентов-электронщиков из колледжа Schoolcraft. Обучение проводится в две ступени: выпускники школ за два года получают степень ассоциата, затем изучают базовую четырёхлетнюю программу. Данное образование ставит сервисмена на уровень младшего инженера и даже не исключает последующего старта карьеры в девелоперских подразделениях. «Вам необязательно быть гением математики, — говорит Кристен Табар, вице-президент по планированию технической стратегии североамериканского отделения Toyota. — Но вам должно нравиться решать проблемы, возиться с новым оборудованием, понимать, как оно работает». Toyota набирает выпускников школ в центр исследований и разработок в Анн-Арборе.
Автопроизводитель заключил партнёрство с соседним колледжем Уоштенау, чтобы повлиять на разработку учебных планов последнего. Колледж Уоштенау входит в группу из 15 аналогичных заведений, присоединившихся к образовательному консорциуму, созданному Американским центром мобильности — некоммерческой организацией, занимающейся НИОКР по теме безопасного перехода на подключенные и автоматизированные автомобили. «Технологии не уничтожат немедленно все старые профессии, — говорит генеральный директор Центра Джон Мэддокс. — Но они будут иметь реальное влияние». Есть и хорошие новости. Будущим сервисменам автомобили сами будут предсказывать близящиеся отказы ключевых узлов. «Ошибкой будет продолжать думать о ремонте как об исправлении уже случившейся поломки, — говорит Ларри Бернс, бывший вице-президент по НИОКР General Motors. — Вы должны принимать решение о замене на основе данных с автомобиля, пока он ещё исправен».
С каждым годом дилеры отмечают смещение продаж из частного сектора в корпоративный. Коммерческий парк эксплуатируется более интенсивно, и уже ясно, что скоро типовой ресурс автомобиля в коммерческой эксплуатации достигнет 500 тыс. км. Важную роль в данной тенденции играет упреждающий ремонт. «Через три-пять лет мы сможем гораздо лучше понимать, что нужно конкретному автомобилю, — говорит Бернс. — Сервис становится всё более важной областью и при этом всё больше уходит от техобслуживания в его традиционном понимании»

Добавить комментарий