Как поддержать экспорт?

Просто не следует создавать помех

Георгий Ротов, генеральный директор «Континентал Калуга»Георгий Ротов, генеральный директор «Континентал Калуга», позитивно оценивает изменения в экспортной стратегии России, произошедшие с началом работы Российского экспортного центра. Однако, чтобы произошёл качественный скачок, нужно другое: тотальное упрощение системы налогового и таможенного контроля.

Как вы оцениваете перспективы экспорта автокомпонентов и автомобилей из России?
Изначально производство, как нашего завода, так и многих дру­гих предприятий было ориентиро­вано на внутренний рынок нашей страны. Однако ставка на сбыт исключительно на российском рынке оказалась несовместима с изменившимися реалиями, поэто­му нам пришлось пересмотреть стратегию развития.
Сейчас шины калужского заво­да Continental поставляются уже в 23 страны мира: в Европу, Азию и Северную Америку. Доля экс­порта в этом году снизилась за счет восстановления внутреннего рынка и сейчас составляет поряд­ка 8% от общего объема произ­водства. В дальнейшем все будет зависеть от экономической ситу­ации.
С какими проблемами сталкиваются российские производители при экспорте своей продукции?
Помимо того, что экспортная продукция должна соответство­вать требованиям того или иного рынка, дополнительные барьеры экспортерам создают валютный контроль, налоговое администри­рование и таможенное регулиро­вание.
К примеру, за бюрократизи­рованность валютного контро­ля ведет к тому, что нужно сда­вать огромное количество доку­ментов в таможенные органы и банки. К сожалению, зачастую компании-экспортёры поставлены валютным законодательством в крайне жесткие рамки, услож­няющие ведение экспортной деятельности. Взять хотя бы сроки подачи подтверждающей доку­ментации: необходимо всего за 15 дней предоставить оригина­лы подтверждающих документов (договоров, накладных, актов) с момента поступления валюты на счет от зарубежного контрагента.
Часто это невероятно трудно сде­лать в срок, особенно при работе с азиатскими странами. Если по каким-то причинам предприятие не укладывается в обозначенные сроки, его ждет налоговая про­верка, пеня за каждый день про­срочки, а также штраф до 100% от суммы поступления.
Кроме того, экспортные опера­ции требуют постоянного деталь­ного контроля контрактов, из-за чего сами контракты сложно составлять, согласовывать и под­писывать. К тому же контроль за импортно-экспортными операци­ями разделен между налоговыми и таможенными органами, а также банками.

В 2017 году «Континентал Калуга» выпустил 3,2 млн шин брендов Matador, Gislaved и Continental. Максимум экспортных поставок пришелся на 2016 год, когда за рубеж уходило 30% продукции


 Справка
В строительство шинного завода Continental в Калуге было инвестировано 240 миллионов евро. Официальное открытие производства состоялось 29 октября 2013 года.
В настоящее время завод производит шины брендов Continental, Gislaved и Matador от 13 до 21 дюйма.
На сегодняшний день концерн Continental представлен в Калуге уже тремя производствами. Помимо шинного завода «Континентал Калуга», в первой половине 2014 года компания ввела в эксплуатацию еще два новых предприятия: новый завод «Континентал Аутомотив Системс РУС», который производит электронные автокомпоненты и элементы систем подачи и впрыска топлива, и завод «КонтиТех» по производству трубопроводов для систем автомобильного кондиционирования и систем гидроусиления руля.

Еще одна проблема компании экспортёра — раздельный учёт входящего НДС для оборота това­ров внутри страны и экспорта. Пока компания не сдаст копии документов для подтверждения нулевой ставки НДС, значитель­ные суммы входящего НДС не зачитываются. Соответственно, на эту сумму сокращаются обо­ротные средства предприятия, требуется дополнительное финан­сирование со стороны банков. Проценты по финансированию ведут к удорожанию продукции, что отрицательно сказывается на финансовом положении и конку­рентоспособности.
Кроме того, у производства есть ряд сложностей с ведением раз­дельного учёта НДС. Допустим, завод покупает несколько тонн каучука для производства шин. Сложно рассчитать, какая часть материала попадет в шины для внутреннего рынка, какая для экс­портного, а какая вообще будет отбракована.
Есть и технические проблемы, связанные с раздельным учётом НДС. Многие крупные компании используют для бухгалтерского и налогового учёта систему SAP, являющуюся одной из ведущих в мире. К сожалению, в ней не существует простого решения для раздельного учёта НДС на производстве. Это создает допол­нительные препятствия для экс­портёров.
Во многих случаях компа­ния-экспортёр вынуждена созда­вать отдельную дочернюю фирму исключительно для экспорта. При этом предприятие несёт дополни­тельные административные рас­ходы на такую дочернюю фирму, например, связанные с ведением бухгалтерского учёта и представле­нием отчётности. Нагрузка возрас­тает и на налоговые органы, когда экспортную деятельность делят на производство и продажу.
Российская таможня также соз­дает сложности экспортерам: в слу­чае малейшей ошибки при оформ­лении документов или перевозке предприятие подвергается высо­ким административным штрафам.
Какие меры и механизмы поддержки со стороны государства были бы полезны экспортёру?
Российский экспортный центр в настоящее время разрабатыва­ет меры поддержки экспортеров и привлекает в качестве консультан­тов крупные компании, в том числе и Continental. Это, безусловно, пози­тивная тенденция. Однако чтобы существенно снизить нагрузку на предприятия, следовало бы ввести такие меры, как отмена оформле­ния паспортов сделок, упраздне­ние двойного валютного контроля, увеличение срока предоставления документов.
Необходимо продумать под­держку приоритетных экспорт­ных отраслей и упростить для них налоговое администрирование.

Добавить комментарий