Коронавирус: то, что нас не убивает, делает нас сильнее

Коронавирус: то, что нас не убивает, делает нас сильнееВполне возможно, что историки уже недалёкого будущего будут изучать начало 2020 года как пример массового психоза, спровоцированного коронавирусом COVID-19. Действительно ли коронавирус так опасен, как мы его боимся, — это уже неважно, так как COVID-19 разрушительно влияет на экономику и, в частности, на автопром.

Согласно информации Всемирной организации здравоохранения, коронавирус COVID-19 вызывает тяжёлый острый респираторный синдром.
Симптомы развиваются постепенно и выражены слабо. 80% пациентов выздоравливают без специального лечения. В одном из 6 случаев болезнь протекает тяжело, с симптомами дыхательной недостаточности, — этому подвержены пожилые люди и люди с ослабленным здоровьем (до коронавируса).
Смертельный исход отмечается в среднем в 2% случаев. Это серьёзные значения, но ничего выдающегося и особенно ужасного в них нет.
Проблема в том, что в коронавирусе ещё много неясного — неизвестно, как он возник, где был до настоящего времени и, главное, — не разработана вакцина. Именно в этом заключается опасность собственно заболевания.
Это заставляет правительства предпринимать превентивные меры (и они эффективны в большинстве стран), повышать уровень опасности до «очень высокого» по принципу «лучше перестраховаться».
Всемирная организация здравоохранения оценивает опасность распространения эпидемии высоко, но и она, и все прочие организации, правительственные и независимые, а также учёные-инфекционисты утверждают, что для паники, — в данный момент, — пока нет оснований. Тем более, что в самом очаге вируса, в Хубэй, отмечают, что пик эпидемии пройден, количество новых заболевших сокращается.
Но паника есть, глава ВОЗ д-р Тедрос Гебреисус 28 февраля объявил, что страх и дезинформация являются самыми большими проблемами, которые необходимо преодолеть. Но это получается гораздо хуже, чем сдерживание самого вируса. Зависимость смертности от COVID-19 от возраста, %Именно из-за паники потери экономики уже достигли триллионов долларов.
Во второй половине января из-за паники финансовые рынки по всему миру начали рушиться, 27 февраля Dow Jones упал сразу на 1200 пунктов (4,4%), — это было самое быстрое падение этого индекса в истории. На 4,4% упал Индекс S&P 500, на 4,6% индекс Nasdaq, на 3,5% FTSE, на 2% Nikkei. На российских рынках царил настоящий погром: индекс МосБиржи упал на
3,4%, РТС — на 5,1%, евро и доллар побили полугодовые максимумы к рублю в течение нескольких часов.
За последнюю неделю февраля основные мировые рынки понесли такие потери, каких не было с 2008 года, компании мира потеряли в цене суммарно 3,6 трлн долларов.
Автопром лихорадит
Автомобильный мир уже понёс невосполнимую потерю — отменён Женевский автосалон, причём именно отменён, а не перенесён.
И без компенсации затрат несостоявшимся участникам. 29 февраля председатель попечительского совета шоу Морис Турреттини заявил: «С сожалением сообщаем, что Женевский автосалон 2020 г. отменён. Это форс-мажор».
Ежегодное автошоу в Женеве должно было начаться 3 марта, это очень большое и важное мероприятие, с которого начинается европейский новый автомобильный год.
Чтобы осознать масштаб события, нужно вспомнить, что этот автосалон отменялся только во время Второй Мировой войны и сразу после неё.
Предполагалось, что в рамках автосалона будут представлены более 900 автомобилей, в том числе 150 мировых и европейских премьер. Организаторы ожидали около 600 тыс. посетителей.
Но посетителей и шоу не будет. Потому что в Швейцарии с 29 февраля запрещены все мероприятия потенциальной численностью участников больше 1 тыс. человек из-за угрозы распространения коронавируса. Итак, этот год уже вошёл в историю автомобильной промышленности.
Кроме Женевского автосалона были перенесены Гран-при Китая в сезоне «Формулы-1» 2020 года и Пекинский автосалон.
Провинция Хубэй, «родина» COVIND-19, это крупнейший автокомпонентный и автомобилестроительный центр в Китае, который обеспечивает загруженность 10% китайской автоиндустрии. Кроме того, это один из основных центров разработки электромобилей.
И этот центр не работал большую часть февраля и сейчас работает не в полную силу.
Хубей

Провинция Хубэй, «родина» COVIND-19, это крупнейший автокомпонентный и автомобилестроительный центр в Китае, который обеспечивает загруженность 10% китайской автоиндустрии

Уже к концу января поставки автомобилей на внутреннем китайском рынке упали на 20%. За первые две недели февраля продажи легковых автомобилей  обрушились на 92%, — люди просто не посещали дилерские центры.
Подсчитано, что ситуация начала года приведёт, как минимум, к 10%-му сокращению производства автомобилей в Китае в первом полугодии текущего года. Если коронавирус удастся побороть до апреля, то спад на авторынке, по подсчётам Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), составит «всего» 5% к показателям 2019 года.
Toyota, останавливавшая свои китайские заводы из-за вируса, переносила возобновление работ, каникулы на китайских предприятиях продлевали также Volkswagen, Honda, Nissan, а также PSA.
В конце февраля в Южной Корее было остановлено крупнейшее предприятие Hyundai Motor в Ульсане, после того, как стало
известно о заболевании COVID-19 только одного из рабочих окрасочного цеха. Но перебои в работе корейских заводов начались ещё раньше, так как из-за вируса прерывались поставки автокомпонентов с китайских автозаводов. Первый европейский автозавод остановился из-за коронавируса 19 февраля, — FIAT Chrysler в сербском городе Крагуевац. На завод перестали поступать компоненты аудиосистемы для FIAT 500L с китайских заводов.
Предприятия всё же запускаются вновь, но в результате перебоев с поставками автокомпонентов из Китая суммарные мировые продажи автомобилей сократятся, по оценкам рейтингового агентства Moody’s, на 2,5%. Снижение продаж и так было бы, как считают в агентстве, но всего 0,9%. Авторынок сможет восстановиться только в 2021 году, на 1,5%.
По прогнозам немецкой ассоциации автомобильной промышленности VDA, из-за коронавируса в Германии будет зарегистрировано на 6% меньше новых легковых автомобилей в 2020 году, чем годом ранее. В Китае, считают в VDA, по итогам года будет сокращение продаж автомобилей на 7% (предыдущий прогноз — 2%).
В Moody’s предполагают, что рынок легковых автомобилей и LCV Китая сократится почти на 3%. Российский авторынок тоже снизит показатели, на 4%. В США продажи машин уменьшатся на 1,2%, в Западной Европе на 4%, в Восточной Европе — на 2,8%. И только в Японии продажи автомобилей вырастут, правда меньше, чем на 1%.
Вирус не навсегда
Предположения аналитиков выглядят не очень ободряюще, но в них можно и усомнится. С одной стороны, поведение коронавируса непредсказуемо, что, если будет вторая волна, когда COVIND-19 попадёт в страны с худшей организацией здравоохранительной системы и тогда уже действительно, эпидемия превратится в пандемию — настоящую, а не интернетную. Тогда депрессия в экономике усилится многократно, людям будет не до машин, и авторынок ждут гораздо худшие времена.
С другой стороны, если укрепится тенденция спада эпидемии, которая наметилась в Китае, тогда через некоторое время сработает отложенный спрос и авторынок будет развиваться намного быстрее.
Скорее всего, сейчас вся мировая экономика и автоиндустрия в том числе зависят только от одной новости — о создании вакцины от COVIND-19. Когда (и если) это произойдёт, восстановление рынка будет таким же стремительным, каким было падение.
Но если этого не случится, то вопреки апокалиптическим прогнозам ни китайскую, ни мировую экономику это всё равно не
убьёт. А произойдёт то, что обычно происходит — человечество устанет бояться вируса, тем более, что смертельным его никак назвать нельзя.
В конце-концов, есть вирусы гораздо опаснее (и против многих из них нет вакцины), а умереть можно и от обычного гриппа — и это происходит постоянно.
В самом Китае, как свидетельствуют очевидцы, паники уже нет. Единственный город, который находится в состоянии карантина (нельзя ни въехать ни выехать) — Ухань, в провинции Хубэй. Многие общественные места на территории Китая пока закрыты. Те, кто может работать и учиться онлайн — делают это. Предположительно, полное восстановление деятельности предприятий в Китае начнётся в наступившем марте, все ждут официального разрешения властей. Когда это произойдёт, и если не будет какой-нибудь повторной вспышки, панические настроения пойдут на спад.
Интернет-СМИ перестанут нагнетать страшилки ради рейтинга, интерес к COVIND-19 начнёт стихать и на первый план выйдут совсем другие проблемы. Можно даже уверенно предположить, что кое-кто пожалеет об утрате актуальности коронавируса, ведь на него можно свалить практически любые трудности в экономике — и это обязательно будет делаться к концу текущего года, когда в некоторых странах властям нужно будет объяснить продолжающийся кризис.
Каким бы ни было завершение этой сиутации, можно с большой вероятностью предположить, что во многих странах задумаются о степени зависимости национальной промышленности от китайских предприятий.
В этом контексте неожиданно актуально выглядит Трамп с его антикитайской риторикой и торговой войной со всем миром. Сюда же отлично вписывается европейская инициатива поддержки национальных предприятий, в частности, в производстве аккумуляторов для электромобилей, которая позиционируется как попытка избавится от технологической зависимости от Китая И в целом, нельзя не заметить, что коронавирус играет в пользу антиглобалистов и сторонников политики изоляции настолько впечатляюще, что выглядит слишком уж своевременным.


Андрей ЦыпулинАндрей Цыпулин: надеемся на то, что пик коронавируса в Китае пройден

Андрей Цыпулин, основатель проекта AutoMallAsia (2012 г.), является членом ассоциации поставщиков автопродукции на юге Китая, имеет магазин автомобильных запчастей в Гуанчжоу, живёт и успешно ведёт бизнес в Китае. Но сегодня мы спросили его не о бизнесе, а о том, что происходит в Китае в связи с эпидемией коронавируса.

В Китае пока сохраняется режим карантина. Город Ухань в провинции Хубэй закрыт полностью. Ни въехать, ни выехать. Там эпицентр эпидемии. В остальных городах Китая остаются закрытыми многие общественные места: кафе, магазины, банки, спортивные залы. Все ждут официального разрешения от правительства на открытие. Школы и университеты перешли на онлайн-обучение.
Ради безопасности люди уже месяц проводят дома, продукты заказывают в службах доставки. Все носят маски. Это обязательно. Некоторые носят защитные пластиковые очки и перчатки.
При входе в магазин, метро, в офисное или жилое здание, в собственный дом — всюду стоят люди, которые проверяют температуру электронными инфракрасными термометрами. Если температуры нет, то проходишь, если есть, — в больницу на анализы.
Если в доме обнаруживается заражённый или заболевший, то дом закрывают и всех жителей увозят на карантин. Организация на высшем уровне
Хочется отметить, что организация в многонаселённом Китае на высшем уровне: охрана с тепловизорами на каждом входе, в вагонах метро проходит постоянная дезинфекция, повсюду предупреждающие плакаты и объявления, специальные мобильные приложения для отслеживания динамики вылечившихся и есть даже приложение, с помощью которого можно видеть на карте местоположение заражённых людей.
В каждом лифте лежат пачки с салфетками, для того, чтобы исключить прямой контакт с кнопками лифта, колеса автомобилей также проходят дезинфекцию при заезде на парковку.
Надежда на март
Мы все надеемся на то, что пик эпидемии коронавируса в Китае пройден. Некоторые компании и производства возобновили работу, остальные планируют начать работать. Перевозки из Китая скоро восстановятся.

Добавить комментарий