Перезагрузка он лайн

Перезагрузка он лайн

Е-коммерция в России одна из немногих отраслей, которых не коснулся кризис. Сейчас интернет-торговля в целом и сектор продаж запчастей переживает период изменений в связи с ситуацией в экономике и переходом на новый этап развития.

Российская интернет-торговля растёт, это отмечают и участники рынка и аналитические агентства, разнятся только оценки динамики, что, скорее всего, связано с разницей в методике подсчётов. С 2008 по 2014 гг. е-коммерция росла темпами более 40% в год, в 2008 и 2009 гг. подскочила почти на 80%, в 2015 году тоже наблюдался рост, но Data Insight утверждает, что на 16%, в НАДТ говорят о 10%-м росте, в АКИТ полагают, что на 7%.
По итогам первого полугодия 2016 года, по усреднённым оценкам объем российского рынка е-торговли увеличился на 25% к показателям 2015 года, до 405 млрд рублей. По итогам второго полугодия роста почти не было (по данным АКИТ), но в целом в 2016 году рынок вырос примерно на 20% (трансграничная торговля при этом, кстати, выросла на 45%). Объём российской интернет-торговли приближается к 1 трлн рублей, и на этом резкий рост может прекратиться, рынок, возможно, стабилизируется.

Наиболее популярные товары в интернет-магазинах в РФ, в 2016 г., млрд рублей
На рассматриваемом рынке есть негативные тенденции и есть ряд факторов сдерживающих развитие е-ритейла. Количество покупателей в онлайн-магазинах сократилось по итогам 2016 года, что связывают с сокращением реальных доходов граждан. Одна из серьёзных проблем рынка недостаточное развитие платёжных систем и недоверие пользователей к онлайн-платежам и предоплате, с одной стороны, а с другой стороны, не все е-магазины создают платёжные сервисы.
До 70% российских интернетпокупателей по-прежнему предпочитает оплачивать товары из е-магазинов наличными курьеру.
Некоторое пресыщение потребителей тоже сдерживающий фактор развития. Участники рынка отмечают, что пользователи всё более прагматично подходят к покупкам в интернете, стараются не переплачивать без необходимости, соответственно, растёт спрос на товары среднего и нижнего ценовых сегментов.


Около 50 млрд руб. общий объем интернет-продаж автозапчастей


На сектор продаж в интернете запчастей эти проблемы тоже оказывают влияние и тоже не настолько существенное, чтобы остановить его поступательное развитие. В 2016 году рост продаж автозапчастей в интернете составил около 15% к показателям 2015 года. В денежном выражении автозапчасти на пятом месте среди всех групп товаров онлайн-ритейла с показателем 18 млрд рублей в 2016 году.

Динамика развития интернет-торговли в РФ, млрд руб.Нужно заметить, что интернет также крупный проводник контрафактных запчастей, в том числе из-за отсутствия необходимого законодательного регулирования интернет-торговли, и это точно не способствует развитию рынка.
Общий объем сектора интернет-продаж автозапчастей около 50 млрд руб. Крупнейшие участники рынка продаж автозапчастей в интернете —Exist.ru, Shinservice.ru, 4tochki.ru и «Колёса Даром».
И в этом секторе рынка происходят значительные структурные изменения. В начале 2017 года бывший акционер Exist.ru
Владислав Доморацкий после акционерных разногласий продал другому акционеру Exist.ru — Юрию Буковникову свою долю размером 50% в компании «А+А Эксист Инфо», которая владеет товарным знаком и доменным именем Exist.ru, осуществляет IT-поддержку интернет магазина, получает лицензионные платежи с франчайзи и процент с торгового оборота.
Кстати, по версии Data Insight и Ruward «Ecommerce Index Top 100» продавец автомобильных запчастей Exist.ru был на первом месте в списке крупнейших по выручке интернет-магазинов в России в 2015 году, с показателем порядка 35 миллиардов рублей.
Сейчас Буковников владеет 9% акций компании, 12% владеет Валерий Чикин, 9% принадлежит Юрию Полякову. А 70% «А+А Эксист Инфо» выкупила Евгения Назарова, совладелица транспортной компании «Желдорэкспедиция» (крупнейший в России перевозчик сборных грузов и оператор экспресс-доставки). Что делает компанию как минимум стратегическим акционером Exist.ru.
Доморацкий сохранил за собой 60% в ООО «Эксист-М», которое обеспечивает более 90% его товарооборота и 100% продукции.
Компания будет поставлять запчасти b2b-проекту isNext.ru, который ориентирован на работу с автосервисами, интернет-магазинами и онлайн-продавцами автозапчастей. По некоторым данным оптовые продажи на сайте Exist.ru развиваются слабо, но если IsNext.ru запустит B2C-продажи, то станет прямым конкурентом Exist.ru.
Причины конфликта между акционерами Exist.ru в полной мере неясны, известно о нём стало неожиданно, осенью 2016 года. Основных версий две. Согласно первой версии, Валерий Чикин, Юрий Поляков и Юрий Буковников решили продать свои 50% «А+А Эксист Инфо» в апреле 2016 года за $25 млн, а Владислав Доморацкий якобы предложил за долю коллег фиксированные $10 млн в рублях без индексации и какого-либо залога в рассрочку на пять лет и выдвинул партнёрам требование работать в компании ещё пять лет. Согласно второй версии, Владислав Доморацкий якобы поручил Буковникову разработать софт, который мог бы координировать работу основного склада и сайта, но тот не выполнил обещание. После чего Доморацкий предложил партнёрам Чикину и Полякову зарплату с бонусами в течение пяти лет, а с Буковниковым потребовал расстаться.
Но суть конфликта, который, в общем, разрешился вполне успешно, не так уж важна. Очевидно, такого рода проблемы неизбежны на быстро растущем рынке с многомиллиардным оборотом и огромными перспективами, если учитывать величину парка подержанных автомобилей. Конфликтов или бесконфликтных трансформаций на рынке может быть и больше, так как период бурного роста интернет-ритейла, судя по всему, прекращается и нужно будет адаптироваться к новым условиям, без сверхприбылей.
Тем временем, на западном фланге мирового интернет-ритейла происходят угрожающие события, которые со временем, могут переформатировать торговлю автозапчастями в интернет во всех странах. В феврале корпорация Amazon подписала партнерские соглашения с крупнейшими в США производителями автозапчастей, компаниями Federal-Mogul, Bosch, Cardone Industries и Dorman Products. Своё беспокойство по этому поводу уже выразили американские продавцы автозапчастей, прямо заявив о том, что пострадают ритейлеры O’Reilly Auto Parts, Advance Auto Parts, AutoZone и GenuineParts, так как соглашение производителей с Amazon позволит продавать автозапчасти по ценам на 20% ниже, чем у любого другого продавца.
Не стоит думать, что США слишком далеко и нас проблемы американского рынка автозапчастей не могут коснуться. Amazon.com, Inc. — агрессивный монстр интернет-ритейла, который продаёт товары во всех странах мира, оборот этой компании едва ли не больше, чем оборот всего российского е-ритейла. Если продажи запчастей в США будут признаны успешными, компания неизбежно устремиться в страны, где есть большая, динамично развивающиеся е-коммерция и соответствующий спрос на автозапчасти.
Россия как раз такая страна. Здесь фактор цены имеет ведущее значение, а вторичный рынок задыхается от контрафакта, отечественное производители с трудом доводят свои запчасти до потребителей.
Поэтому появление корпорации, которая, предположим, сможет продавать отечественные брендовые качественные автозапчасти по сниженным ценам, будет положительно воспринято и потребителями и производителями. Это вполне укладывается в логику современного рынка, при которой в прибыльный бизнес национального уровня рано или поздно приходит транснациональный игрок и вскоре занимает господствующие позиции. На рынке автозапчастей это сделать, возможно, легче, чем на многих других, так как запчасти унифицированы, требования к ним во всём мире одинаковы — качество и приемлемая цена.

Добавить комментарий