Рынок автосервисного оборудования

Рынок автосервисного оборудованияРоссийский рынок автосервисного оборудования переживает те же этапы, что и отрасль сервисных услуг, следовательно, сейчас он переживает противоречивый период.

Автосервисный рынок количественно и качественно быстро рос с 2011 по 2014 гг., обеспечивал условия и для динамичного развития рынка автосервисного оборудования тоже.
Каждый сегмент рынка — балансировочное оборудование, автомобильные подъемники, шиномонтажное оборудование, оборудование для техосмотра автотранспортных средств, ручной инструмент и прочие. Участников рыка становилось всё больше, затем начались и качественные изменения — повысилась специализация, отчётливее выделились ценовые сегменты. На рынке появились компании, которые продавали оборудование собственного производства, импортёры брендового оборудования из технологически развитых стран, импортёры китайского оборудования, а так же сложился обширный рынок продаж оборудования б/у. Ведущим фактором, определяющим структуру рынка оборудования, постепенно становилось качество, имидж производителя оборудования, но теперь фактор цены вновь однозначно стал определяющим.
Сейчас динамика на рынке автосервисного оборудования негативная, как в количественном, так и в качественном отношениях.

Недавно случилось эпохальное событие – впервые с 1917 года зарплаты в Китае и России сравнялись, и это может привести к тектоническим изменениям на многих российских рынках, в том числе и на рынке автосервисного оборудования. Но пока не привело


Рынки шиномонтажного, гаражного, балансировочного оборудования сократились на 35–40%. Особая ситуация сложилась в сегменте оборудования для техосмотра. Здесь на общее сокращениеавторынка и автосервиса наложился негативный эффект от вступления в силу Федерального закона от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ (вступил в силу в 2012 году). Напомним, согласно закону, в рамках модернизации системы техосмотра автовладельцы предположительно могли проходить ТО без очереди, автосервисы получали возможность расширить сферу деятельности, а поставщики оборудования — дополнительный рынок сбыта.

Работы на СТО, %Но, оказалось, что автовладельцы вполне могут оформить диагностическую карту без ТО, то есть оборудование для ТО не так уж и нужно. В результате техцентры не загружены, купленное оборудование не окупается, при том, что стоимость его высока, например, тормозной стенд стоит около 1 млн рублей. И этот сегмент рынка сократился более, чем на 40%.
Итак, рынок автосервисного оборудования страдает от существенного снижения спроса со стороны потребителей, от законодательных инициатив, поэтому многие сервисные станции и станции технического обслуживания (СТО) приобретают больше аналогов оборудования китайского производства — это одна из основных тенденций рынка.
На российском рынке представлено оборудование ведущих мировых брендов, отечественное, импортное — преимущественно подержанное. Структура рынка оборудования для автосервиса продолжает трансформироваться в пользу преобладания китайских брендов, подержанного оборудования и оборудования noname. Предположительно, импортное оборудование занимает порядка 90–95% на рынке, по другим данным около 70%, отечественное — 20% (сколько из него в реальности имеет китайское происхождение неизвестно), noname — 10%. Некоторые участники рынка говорят о противоположной структуре: 10% — импорт, 70% — отечественное, 20% — неизвестное оборудование. Как и на многих других рынках, имеющих отношение к автомобильной отрасли, у каждого участника рынка свои представления о его структуре и можно говорить только о самых общих тенденциях — рынок не успел сформироваться до кризиса.
Брендовая структура рынка изменений существенных не претерпела: наиболее известные бренды автосервисного оборудования Bosch и ГК ГАРО, SIVIK, Ravaglioli (гидравлическое оборудования), FLAC (компрессорное оборудование), Rotary Lift (подъёмное оборудование), HOFFMAN, Сибек (шиномонтажное оборудование), FESTOL (пневматические инструменты).
Востребованные бренды ручного инструмента — Snapon и Stanley, Bahco, Facom, Hazet, Stahlwille, Gedore,Garant, King Tony, Force, Jonnesway, Licota, Holex, Irimo, но в большинстве СТО малоизвестные бренды и китайская продукция преобладают. То есть рынок двух —или трёхуровневый: на первом уровне не более десятка брендовых компаний, которые рассматриваются как основные игроки; на втором уровне поставщики недорогого, но качественного оборудования; на третьем — масса поставщиков подержанного или любого другого дешёвого оборудования и инструментов. И вряд ли сейчас существует проблема, о которой говорили участники рынка 2013 года, когда поставщики не успевали за темпами роста рынка автосервисного обслуживания. Можно утверждать, что все известные торговые марки сервисного оборудования для автосервиса автомобилей зарубежного производства присутствуют на российском авторынке.

Несмотря на снижение показателей на рынке сервисного оборудования, в длительной перспективе ему угрожает только дальнейшая качественная деградация, но бизнес всё равно останется прибыльным


Большинство участников рынка утверждали, что ситуация на авторынке будет способствовать укреплению крупных игроков, особенно если они имеют финансовую поддержку со стороны зарубежных производителей, но некоторые федеральные поставщики оборудования для автосервиса будут распадаться на мелкие компании, которые начнут оказывать давление на старых игроков рынка. Ещё один прогноз: отечественные производители получат преимущество перед зарубежными на рынке, в том числе, перед китайскими, поскольку покупатели привыкнут приобретать менее дорогое отечественное оборудование.
Возможно, это произойдёт после того, как будет исчерпан рынок подержанного оборудования из развитых стран или когда китайское оборудование станет дороже российского. Сервисное оборудование является инвестиционным товаром, никто не будет переплачивать за бренд, большинство сначала будут выжимать максимум из существующего оборудования.
При равных условиях китайские производители по-прежнему имеют возможность приобретать сырье и комплектующие на 30–40% дешевле, чем в России, но недавно случилось эпохальное событие — впервые с 1917 года зарплаты в Китае и России сравнялись, и это может привести к тектоническим изменениям на многих российских рынках, в том числе и на рынке автосервисного оборудования.
Но пока не привело. Ряд участников рынка отмечают, что раньше поставщики старались скрыть происхождение китайского оборудования, но с недавних пор этого не происходит, в частности, потому, что качество китайского оборудования выросло.
Кроме того, во время стагнации и рецессии будет развиваться интернет-сегмент продаж оборудования для автосервисов: оборудование, покупаемое в сети интернет, на 3–5% дешевле, чем в обычном магазине, контроль над интернет-торговлей пока слабый.
Несмотря на снижение показателей на рынке сервисного оборудования, в длительной перспективе ему угрожает только дальнейшая качественная деградация, но бизнес всё равно останется прибыльным.
В России официально зарегистрировано более 50 млн автомобилей, при этом активно эксплуатируется порядка 70% автопарка и 20% автомобилей используются непостоянно, более 30 млн автомобилей требуют регулярного ремонта, либо профилактики, а также установку дополнительного оборудования.
Проблема лишь в том, что растёт доля «гаражного» ремонта. По ряду прогнозов, в 2017 году объем автосервисных услуг увеличится на 15–20% к показателям 2016 года. В 2012 году объем авторемонтных услуг в стране составлял 300 млрд рублей, в 2015 году рынок увеличился почти на 67%, до 500 млрд рублей, но при этом с начала года в России стало на 260 дилерских центров меньше, автовладельцы меньше приходят в авторизованные центры и этот процесс продолжается. Насколько больше за это время стало гаражных умельцев неизвестно.
Перед кризисом большинство частников рынка сходились во мнении, что рынок сервисных услуг и рынок сервисного оборудования довольно быстро движется в сторону большей цивилизованности, затем произошёл «откат» в прошлое, к «гаражному» периоду. Но каким бы длительным он ни был, он не бесконечен, так как изменения российского автопарка не остановились, а лишь замедлились: автомобили отечественных марок продолжают вытесняться иномарками российского производства, что неизбежно влияет на рынок автосервисных услуг и, соответственно, на рынок авторемонтного оборудования. Только эти изменения будут медленнее, чем предполагалось. Но в этом есть и светлая сторона — заработает малый
и средний бизнес в сфере авторемонтных услуг, правда, при помощи не брендового оборудования.

Добавить комментарий