Рынок автомобильных фильтров

Сергей Волченков Начальник отдела маркетинга ЗАО «АВТОКОМ» (ОАО «Автоагрегат»)
Сергей Волченков
Начальник отдела маркетинга
ЗАО «АВТОКОМ»
(ОАО «Автоагрегат»)

«Конкурентная среда в сегменте фильтров усиливается с каждым годом»


На сегодняшний день на рынке автомобильных фильтров, наверное, как и у всех производителей, есть несколько факторов, которые влияют на ситуацию:
снижение объемов продаж новых и подержанных
автомобилей;
сложная экономическая ситуация;
рост курса валют;
снижение покупательской активности.
Конкурентная среда в сегменте фильтров усиливается с каждым годом и это связано с приходом на рынок большого количества брендов, которые продают на территории России и стран СНГ. Из них реальных производителей не более 20%, а все остальные, так называемые «переупаковщики», которые заказывают фильтры у сторонних производителей под своей торговой маркой. Основной фактор входа на рынок — это низкая цена и яркая упаковка, а качество отходит на второй, а то и третий план, но страдает при этом рядовой потребитель.
У нас есть несколько основных направлений развития компании сегодня:
Во-первых, предлагать потребителю на вторичном рынке только качественный продукт, так как ситуация на рынке сложная и стоимость запасных частей растет с каждым днем. Автовладелец начинает приобретать качественные фильтры потому, что сэкономив на фильтре 50–200 рублей можно потерять 10 000–50 000 рублей при капитальном ремонте.
Во-вторых, работа с автозаводами по разработке и внедрению новых фильтров и обеспечению фирменных станций технического обслуживания.
И, в-третьих, импортозамещение востребованных фильтров, как на первичном, так и на вторичном рынке.

Владлен Азаров Коммерческий директор «БИГ Фильтр»
Владлен Азаров
Коммерческий директор
«БИГ Фильтр»

«По нашим прогнозам текущие события определяют состояние рынка на перспективу 2–4 года»


Серьезное падение платежеспособности населения и спроса привело к сокращению потребностей как на
первичном (поставки на конвейер и в гарантийные сети), так и вторичном рынках (постгарантийное обслуживание автомобилей). По нашим прогнозам текущие события определяют состояние рынка на перспективу 2–4 года.
Чтобы сохранить и увеличить конкурентноспособность сегодня, по нашему мнению, нужно быть в равной степени ориентированными как на локальный, так и на экспортные рынки. Весь вопрос в том, как убедить западных партнеров в надежности российских производителей. Нам решать эту задачу немного проще, имея в портфолио положительный опыт сотрудничества с рядом глобальных автоконцернов и производителей/дистрибуторов автокомпонентов.
Использовать ситуацию для расширения своего присутствия на рынке — не можно, а нужно; тем более, что и мы, и, надеюсь, наши российские коллеги ощущаем возросший интерес к отечественной продукции. Но в тоже время полагаю, что добиться долговременного эффекта в расширении присутствия на рынке можно только реально выпуская качественные автомобильные фильтры, а не «стараясь» это делать.
Так, наша продукция серийно поставляется в 32 страны мира. Автомобили Volkswagen, Skoda и Seat сходят с конвейеров европейских и российских заводов, укомплектованные фильтрами нашего производства. Фильтры BIG по своим характеристикам не уступают ведущим мировым производителям, а по цене гораздо доступней.

Владимир Михайлов директор по маркетингу ЗАО «ПКФ «Невский фильтр»
Владимир Михайлов
директор по маркетингу
ЗАО «ПКФ «Невский фильтр»

«Производство на территории РФ позволяет сохранить уровень ценового предложения в разумных пределах без потери качества»


Рынок фильтров переживает серьёзные структурные изменения. Изменение состава автопарка и инфляция, по-прежнему, являются главными факторами.
Если изменение динамики продаж а/м рынка в последние годы ведёт к снижению его ёмкости, то рост автопарка, хоть и снизивший за последние годы свой темп, а также инфляция ведут к увеличению ёмкости рынка фильтров.
Не секрет, что на рынке СНГ существует множество компаний, имеющих в своём ассортименте импортную продукцию. И в гонке за прибылью в условиях текущего курса валют пренебрегают качеством. Определяющим условием для сохранения конкурентоспособности является сбалансированная ценовая политика и переориентация производства.
Производство на территории РФ в данных условиях позволяет сохранить уровень ценового предложения в разумных пределах без потери качества.

Сергей Енин Продукт-специалист Bosch по фильтрам
Сергей Енин
Продукт-специалист Bosch
по фильтрам

«Теперь цена — определяющий аргумент для клиента при выборе фильтра»


Состояние рынка автомобильных фильтров отражает ситуацию на российском рынке запчастей. В целом, рынок падает. Можно сказать, что рынок растет в рублях, но падает в евро.
Растет доля среднего и низкого ценового сегментов. В сегментах рынка, которые до кризиса росли, рост замедлился. Сегменты, которые падали, падают быстрее.
В этой ситуации важно вести осторожную ценовую политику. Теперь цена — определяющий аргумент для клиента при выборе фильтра. Кроме того, сегодня невозможно сохранить конкурентоспособность на рынке без программ лояльности, бонусов, сезонных акций. Компания Bosch готова предложить клиентам маркетинговые программы с максимально выгодными условиями работы.
Большинство компаний сейчас борется за улучшение финансовых составляющих, оптимизацию затрат и сокращение издержек, а не за долю рынка. Все поставщики очень осторожно относятся к инвестициям в будущее развитие, но несмотря на это у каждого есть возможности для увеличения своей доли на рынке.

Михаил Добарин коммерческий директор ТД «ТСН-Авто»
Михаил Добарин
коммерческий директор
ТД «ТСН-Авто»

«При сложившейся ситуации на рынке, одним из самых важных факторов является получение конкурентного преимущества»


Российский рынок автомобильных фильтров развивается с изменением структуры рынка, что создает условия для существенного расширения возможностей, открывающихся перед заводом ЦИТРОН как одного из крупнейших российских производителей автомобильных компонентов, предназначенных для легковых и грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники. При сложившейся ситуации на рынке, одним из самых важных факторов является получение конкурентного преимущества. Завод ЦИТРОН активно внедряет современные технологии, на постоянной основе происходит освоение новых видов продукции — это позволяет расширять клиентскую базу, как на российском, так и зарубежном рынке и повышать качество выпускаемой продукции. Завод ЦИТРОН аккумулировал у себя лучших специалистов и передовые технологии, чтобы оправдать доверие клиентов и партнеров в России. Вот уже более 20 лет мы обеспечиваем развитие успешного бизнеса наших партнеров.
Мы постоянно совершенствуем качество товара, свои производственные линии и ассортиментную линейку, основываясь на новейших тенденциях рынка.
Традиционное участие завода ЦИТРОН в региональных и международных специализированных выставках каждый раз позволяет всем посетителям более подробно ознакомиться с широчайшим ассортиментом нашего производства, а также получить профессиональные рекомендации по её применению, благодаря нашим ведущим техническим специалистам, присутствующим на стендах.

Наталия Меркулова директор по производству ТД «Километр»
Наталия Меркулова
директор по производству
ТД «Километр»

«Дно кризиса пройдено, люди адаптировались к текущим условиям. Потребитель стал намного грамотнее»


На сегодняшний день на отечественном рынке автомобильных фильтров присутствует едва ощутимый спад, который может быть связан с явлениями сезонного порядка. В целом, в среднесрочной перспективе, можно говорить о положительной динамике. Дно кризиса пройдено, люди адаптировались к текущим условиям. Потребитель стал намного грамотнее, и если, несколько лет назад люди еще не понимали, для чего нужны салонные фильтры, и как они влияют на здоровье, то сейчас они осознанно делают свой выбор в пользу качественного продукта.
В кризисной ситуации мы не пошли на удешевление продукции, а, наоборот, стали уделять качеству еще больше внимания. Люди стали считать деньги и не готовы получать товар, уступающий по качеству предкризисному. Также мы старались до последнего «держать цены» на свою продукцию, думая о наших потребителях.

Валерий Балашов торговый консультант Ferdinand Bilstein RUS
Валерий Балашов
торговый консультант
Ferdinand Bilstein RUS

«Фильтры, как любой расходный материал, будет иметь постоянный спрос, без каких либо резких колебаний, в пределах 5%»


На рынке запасных частей и фильтров, в частности, прослеживается тенденция к покупке бюджетных продуктов. Появляются никому не известные азиатские производители с низким качеством и низкой ценой. Объем рынка не изменился, изменилась структура, из сегмента А, покупатель переходит в сегмент B или С. Фильтры, как любой расходный материал, будет иметь постоянный спрос, без каких либо резких колебаний, в пределах 5%.
Стимулирование спроса, за счет специальных акций, фиксация или регулирование отпускных цен на приемлемом уровне (поделиться с рынком маржой), расширение линейки фильтров в программе поставщика, постоянный мониторинг ситуации на рынке позволит быстро реагировать на все тренды.
Необходимо использовать данную ситуацию для усиления своих позиций на рынке, так как сейчас потребитель активно интересуется новыми продуктами, которые могут его заинтересовать по различным критериям (цена, качество, рекомендации производителя). Наши фильтра Blue Print, отлично соответствуют возросшим требованиям клиентов, как по стоимости, так и по качеству. Мы предлагаем широчайший ассортимент фильтров, для большого парка автомобилей.
Продукцию Blue Print и фильтра, в частности, можно приобрести у наших партнеров по всей России. Совместно мы проводим и развиваем сотрудничество в продвижении нашей продукции, за счет акций, технических семинаров, информационной и маркетинговой активности.

Людмила Пряничникова маркетолог компании «Тосол- Синтез»
Людмила
Пряничникова
маркетолог компании «Тосол-
Синтез»

«Экономическая ситуация позволяет отечественным производителям увеличивать свою долю за счет замещения импортной продукции, которая более зависима от колебаний курса валют»


На сегодняшний день емкость рынка фильтров для автомобилей, снятых с гарантийного обслуживания, оценивается в 200 млн. единиц. По нашим оценкам, емкость рынка остается на уровне 2015 года. Основные изменения происходят в структуре рынка. Емкость сегмента фильтров для отечественных автомобилей ежегодно падает на 3–4%, при этом сегмент импортных расходных материалов растет на 5–6%.
В 2016 году структура сегмента фильтров для легковых автомобилей выглядит следующим образом: доли рынков для отечественных и импортных автомобилей примерно равны. Еще три года назад был значительный перевес отечественного сегмента.
Кризисная ситуация характеризуется общим снижением покупательской способности клиентов. На первое место при выборе расходного материала выходит цена, поэтому сейчас можно говорить о переходе покупателей с премиального и среднего сегмента в сторону бюджетного.
Для того, чтобы сохранять конкурентноспособность, необходимо не только производить продукцию высокого качества, но и обеспечить приемлемую для покупателя цену, а также осваивать новые каналы сбыта.
Экономическая ситуация позволяет отечественным производителям увеличивать свою долю за счет замещения импортной продукции, которая более зависима от колебаний курса валют. Для этого компания «Тосол-Синтез» работает над развитием своего ассортиментного портфеля, согласно тенденциям российского автопарка, а так же за счет новых каналов сбыта.

Хрипушин Александр коммерческий директор Российско-итальянской фабрики воздушных и салонных фильтров. Бренды «MISTRAL» и «PAF Filter»
Хрипушин
Александр
коммерческий директор
Российско-итальянской
фабрики воздушных и
салонных фильтров. Бренды
«MISTRAL» и «PAF Filter»

«Европейские производители должны будут очень серьезно «умерить свой аппетит» для сохранения своей доли на российском рынке или уйти с него»


В продажах несомненно присутствует спад импортных (Европа и Китай) фильтров. Для российских производителей — это серьезная возможность занять большую долю рынка подорожавших импортных фильтров.
Я уверен, что текущая экономическая ситуация на руку всем российским производителям и ожидаю только роста. Европейские производители должны будут очень серьезно «умерить свой аппетит» для сохранения своей доли на российском рынке или уйти с него.
На рынке представлены фильтры разных ценовых категорий и, соответственно, разного качества. Снижение доходов населения приводит к повышенному спросу на дешевые бренды. Качественные фильтры производятся только из импортных материалов и их себестоимость прямо зависит от курсов валют. Чтобы удержаться на рынке, а также иметь возможность развивать новые направления нельзя жертвовать качеством, нужен оптимальный баланс между ценой и качеством, что является особой гордостью нашей фабрики.
Безусловно, это очень хороший шанс закрепиться. Для этого нужно лишь выполнять одно из условий — достойный фильтр за приемлемые деньги. Также нужно уходить от шаблонного общения с действующими и потенциальными клиентами. Вырабатывание лояльности клиента путем индивидуального подхода к проблемам, просьбам или пожеланиям позволит сохранить существующие объемы производства, с оптимизмом смотреть в будущее и развивать производство.
Мы молодая компания и представлены не во всех регионах России. Сейчас интенсивно развиваем дилерскую сеть, заходим на рынок с качественным продуктом за приемлемые деньги. Мы ценим клиентов, для которых важно качество, а не самая низкая
цена на рынке.

Виктор Кондратьев региональный менеджер Sogefi Group
Виктор Кондратьев
региональный менеджер
Sogefi Group

«Никакой катастрофы на рынке нет, более того, экономические трудности подстёгивают производителей, товаропроводящие сети, автосервисы к активной работе»


Непростая экономическая ситуация не может не сказываться на рынке автомобильных фильтров. Однако следует отметить, что рынок фильтров достаточно стабилен и даже в кризис страдает не так сильно как многие другие сегменты рынка автозапчастей. Связано это с тем, что даже оттягивая до последнего замену таких запчастей как, например, тормозные диски или амортизаторы, моторное масло, а, следовательно, и основные фильтры — автовладельцы все равно вынуждены их менять. Конечно, многие ищут возможности сэкономить на стоимости автозапчастей, и мы видим, что водители, раньше предпочитавшие обслуживать автомобиль у официального дилера и ставить оригинальные запчасти, всё больше обращаются к качественным брендам aftermarket. Отдельно стоит сказать о рынке фильтров на грузовой транспорт и спецтехнику — он пострадал гораздо сильнее. Но главное, что никакой катастрофы на рынке нет, более того, экономические трудности подстёгивают производителей, товаропроводящие сети, автосервисы к активной работе, а потребителей к осмысленному выбору.
В среднесрочной ситуации падение продаж новых автомобилей уменьшит рост рынка. Возможно, что сокращение покупательной способности населения сыграет на руку производителям и упаковщикам дешёвой низкокачественной продукции, но пока мы видим, что автолюбители тщательно подходят к выбору автозапчастей и, откладывая замену своего автомобиля на более новый или престижный, стараются тщательно его обслуживать.
Сегодня нужно гораздо быстрее реагировать на изменения, проявлять максиум гибкости и внимания к потребностям клиентов, чтобы не только сохранить свое место на рынке, но и попытаться обойти конкурентов на повороте.
Если как страус прятать голову в песок и просто ждать, когда кризис закончится, то можно полностью потерять рынок. Более того, надо привыкать жить и работать в текущих условиях, это наша новая реальность. Растущий рынок прощает ошибки, а сейчас ярко проявилось расслоение компаний — некоторые теряют своих клиентов или даже уходят с рынка, другие же активно развиваются. Ситуация крайне неоднородная.

Добавить комментарий