Рынок контрафакта: всегда отличные перспективы

Рынок контрафакта:Известно, что в России порядка 50% из почти 40 миллионов зарегистрированных автотранспортных средств находятся в эксплуатации больше 10 лет. Они требуют регулярного обслуживания и замены запчастей. А экономическая ситуация такова, что часто замена эта осуществляется за счёт контрафактных автокомпонентов.

В отличие от авторынка, ситуацию на рынке автокомпонентов нельзя назвать критической. Спрос увеличивался и в2014-м в 2015-м примерно на 2% в год. По итогам 2015 г., объём продаж автокомпонентов и запчастей только легковых автомобилей — иномарок достиг почти 840 млрд рублей.
В то же время ряд участников рынка говорят, что снижается выручка от продаж автокомпонентов, на 1–2% в год, хотя цены на автозапчасти растут (в 2017 г. ожидается рост цен до 15%), как и стоимость обслуживания автомобилей — на 10–15%. В такой ситуации покупатели стремятся сэкономить любым путём. Обслуживать автомобили они предпочитают сами или в «гаражном сервисе», либо отказываются от планового ремонта и эксплуатируют автомобиль, пока он может передвигаться. А запчасти автовладельцы вынуждены покупать недорогие, здесь-то их и поджидают контрафактные автокомпоненты.
Минпромторг РФ ранее подсчитал, что объем нелегального оборота рынка автокомпонентов составляет более 295 млрд руб. в год, а ущерб в виде неуплаты НДС ежегодно достигает более 53 млрд руб., по другим данным рынок контрафактных запчастей порядка 930 миллиардов рублей. В СМИ приводились также данные, что торговля контрафактными автокомпонентами приносит ежегодную прибыль от 5 до 8 миллиардов рублей. Огромная разница в оценках разных экспертов говорит о том, что в данном случае о цифрах говорить можно только приблизительно, но ясно, что они велики и, скорее всего, постоянно увеличиваются. Есть сведения о том, что больше всего контрафактных автозапчастей продаётся в Ростовской, Самарской и Московской областях.
Известно, что подделать можно 95% всех компонентов автомобиля, то есть почти все, за исключением тех, которые тоже можно, но нерентабельно подделывать — это высокотехнологичные узлы.
Подделка прочих деталей — выгодный бизнес, с которым крайне трудно бороться. Производители контрафактных деталей предпочитают подделывать запасные части, которые быстро изнашиваются и потому пользуются постоянным спросом у покупателей. Очевидно, что чаще подделываются технологически несложные автокомпоненты, такие как резинотехнические элементы, в том числе шланги, прокладки, уплотнители, ремни; из других компонентов — поршни, коленвалы, фары, тормозные колодки, детали подвески и электрооборудование — генераторы, стартеры и свечи.
Сохранять низкие цены производителям контрафакта удаётся потому, что они тратят минимальные средства либо вообще не тратят на разработку, продвижение товара, мало или совсем не контролируют качество продукции, упрощают технологии производства, используют некачественные материалы и традиционно экономят на персонале. Есть и менее простые (и дешёвые) способы создания контрафактной продукции: на уже подделанные автомобильные запчасти,поступающие из-за рубежа наклеивают этикетки известных брендов, голограммы, благо, современные технологии позволяют сделать это недорого и качественно, при желании неотличимо от оригинала.

Структура вторичного рынка автокомпонентов (усреднённые данные, предположительно), %
Традиционно считается, что преобладающая часть зарубежного контрафакта поступает из Китая. Возможно, это так, но, скорее всего, такая ситуация изменится довольно скоро, так как в прошлом году расходы на производство в Китае либо сравнялись с российскими, либо стали выше — в Китае средняя зарплата стала больше, чем в РФ, а дешёвая рабочая сила была основным преимуществом китайского производтва. Сколько на российском рынке контрафактных автомобильных деталей неизвестно, участники рынка оценивают долю в 30%, другие в 70% и вплоть до 90%.
Ещё один популярный способ — «омолаживание» запчастей. Бывшим в употреблении автозапчастям придают вид новых изделий с помощью шлифовки, фрезеровки, покраски, так что они не отличаются внешне от новых автокомпонентов, но их технические характеристики непредсказуемы.

Денис Мантуров министр промышленности и торговли Российской ФедерацииДенис Мантуров,министр промышленности и торговли
Российской Федерации «В стратегию мы заложили основной принцип формирования и реализации стратегических мер по снижению объемов незаконного оборота промышленной продукции — обеспечение возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и развития легального бизнеса в соответствующих отраслях.
Ведь, выстраивая систему противодействия, нужно соблюсти разумный баланс государственного регулирования и развития бизнеса».

Что касается путей, которыми контрафакт попадает в продажу, то это наименьшая из всех проблем в этом сомнительном бизнесе. Многие торговые и автосервисные предприятия и в лучшие времена не отказывались от продажи контрафактных автокомпонентов, тем более сейчас, когда многие брендовые запчасти стоят всё дороже. Это выгодно, позволяет сбыть больше, увеличить оборот, получить прибыль в кризис, особенно если на контрафакт установить цену, как на брендовый товар. Или установить на брендовый товар совершенно неподъёмную цену так, что у покупателя не останется выбора.
Кроме экономического кризиса, толкающего покупателей на путь покупки контрафакта и желания некоторых «производителей» и продавцов подзаработать, есть много факторов, которые способствуют устойчивости и постоянно хорошим перспективам рынка контрафакта. В частности, производители брендовой продукции защищают свою продукцию не очень активно, особенно если речь идёт о товарах не высокотехнологичных.
Производители часто тратят много средств на рекламу товаров, но не уделяют достаточного внимания информированию покупателей об отличительных особенностях оригинальной продукции. Эта проблема тесно связана с низкой потребительской грамотностью покупателей. Стоит отметить, что просветительской деятельностью о том, как отличить подделку от оригинала занимаются в интернете немало добровольцев. То есть низкая потребительская грамотность упирается в низкую покупательскую способность, потребителям незачем изучать преимущества более дорогой продукции, так как они покупают дешёвые детали вынужденно.

Контрафактные автозапчасти по регионам, доля на рынке, %
Кроме того, в России отсутствует единая система лицензирования и сертификации импортных автокомпонентов, и это уже другой аспект проблемы — слабый госконтроль. Функции контроля возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ведомство проводит проверки три раза в год и заблаговременно сообщает о грядущих проверках предпринимателей, что позволяет и продавцам и производителям контрафакта вовремя сориентироваться. Если есть подозрения в том, что какая-либо компания занимается производством контрафактной продукции под видом брендовой, то для привлечения к ответственности нужно доказать факт ущерба владельцу прав собственности, доказать умысел на реализацию контрафактных поддельных деталей и подсчитать сумму ущерба — всё это сделать совсем непросто. Такого рода трудности позволяют производителям контрафакта не слишком опасаться наказания за незаконное использование товарного знака.
Есть сведения и о том, что правоохранительные структуры плохо координируют свою работу с компаниями и структурами, призванными защищать безопасность потребителей, и что отсутствует порядок уничтожения контрафакта, в результате чего изъятые поддельные детали вполне могут снова оказаться на рынке. И если традиционные каналы сбыта контролируются слабо, то о контроле интернет-торговли автокомпонентами и говорить нечего.

Минпромторг РФ подсчитал, что объем нелегального оборота рынка автокомпонентов составляет более 295 млрд рублей в год, а ущерб в виде неуплаты НДС ежегодно достигает более 53 млрд рублей


В декабре 2016 года состоялось заседание кабинета министров под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева, на котором была утверждена стратегия по борьбе с нелегальным оборотом промышленной продукции, в том числе и с контрафактными автокомпонентами. В стратегии был представлен комплекс мер, которые должны быть реализованы до 2020-го года и в плановый период до 2025-го года. Относительно стратегии министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров отметил: «В стратегию мы заложили основной принцип формирования и реализации стратегических мер по снижению объемов незаконного оборота промышленной продукции — обеспечение возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и развития легального бизнеса в соответствующих отраслях. Ведь, выстраивая систему противодействия, нужно соблюсти разумный баланс государственного регулирования и развития бизнеса».
Согласно официальной информации, предусмотренные стратегией меры охватывают все направления по снижению объемов незаконного оборота и нацелены на совершенствование законодательства, формирование и реализацию системных мер, таких как внедрение систем контроля, работу с потребителем, координацию усилий органов власти всех уровней, а также общественных объединений и предпринимательского сообщества, формирование системы мониторинга. То есть ситуация на весьма успешном пока рынке контрафакта может вскоре измениться. Или нет. Стратегий и собраний было много.

Добавить комментарий