Россия без руля – Сколько у нас разработчиков беспилотников?

Данные о количестве и составе разработчиков беспилотных автомобилей в России крайне противоречивы. На слуху небольшое количество игроков: «Яндекс», КАМАЗ, ГАЗ, НАМИ. Не факт, что это действительно наиболее успешные отечественные разработчики. И уж точно не единственные, как вы дальше увидите.

«Яндекс», КАМАЗ, ГАЗ, НАМИ «Яндекс», КАМАЗ, ГАЗ, НАМИ

 

 

 

 

  • «Яндекс»

  • «Яндекс» наиболее агрессивно продвигает скорейшее начало эксплуатации автономных автомобилей. Для компании это станет началом освобождения от армии водителей, качество работы которых она не может полностью контролировать, и вывода сервиса «Яндекс.Такси» на новый уровень управляемости и прибыльности. «Яндекс» заявляет, что его автомобили успешно работают в зимних условиях и нормально функционируют даже при неидеальном текущем состоянии дорог. В активе компании собственный картографический сервис и системы искусственного интеллекта. В 2018 году «Яндекс» провёл ряд публичных демонстраций, включая пробную эксплуатацию четырёх такси в Сколково и Иннополисе. Под давлением компании федеральное правительство пошло на создание зон для тестирования беспилотных автомобилей на улицах двух городов. В ответ «Яндекс» пообещал выпустить на улицы около 100 автомобилей. Кроме того, автомобили «Яндекс» обкатываются на полигоне в Лас-Вегасе.

  • КАМАЗ

  • «Яндекс» является не автопроизводителем, а только разработчиком системы беспилотного вождения. «Мулом» для него служит Toyota Prius, а большинство физических компонентов закупаются у мировых поставщиков. В этом одна из причин, почему «Яндекс» обгоняет других крупнобюджетных игроков — КАМАЗ и «Группу ГАЗ». КАМАЗ ведёт два крупных проекта: SHATL совместно с НАМИ и самостоятельно — «Одиссей». Второй проект — это набор систем ADAS, которые вместе образуют систему 3 или 4 уровня автономности. Поскольку предназначение «Одиссея» — работа в коммерческом сегменте, КАМАЗ приучил его работать в «караване». В этом году КАМАЗ начинает тестирование опытных машин на улицах Казани, хотя компания по-прежнему ставит в приоритет испытания на закрытых полигонах. Компания уже сейчас применяет данную технику во внутризаводских перевозках. А коммерческую эксплуатацию КАМАЗ планирует начать не раньше 2025 года.

  • «Группа ГАЗ»

  • ГАЗ первым среди российских автопроизводителей в 2012 году представил работающий образец беспилотного автомобиля на базе «ГАЗели». Однако в настоящее время автопроизводитель несколько отстал от КАМАЗа и «Яндекса». Возможно, это временное отставание, связанное с выбором иной стратегии, требующей больше времени на разработку. ГАЗ ставит целью создание бюджетной автономной системы, которая была бы способна справляться и с зимними условиями, и с несовершенной инфраструктурой, и при этом финансово не обременяла покупателей коммерческого транспорта. В качестве «мула» для обкатки ГАЗу служат также экспериментальные транспортные единицы — электромобили «ГАЗель». Между стратегиями ГАЗ и КАМАЗ есть и ряд сходных пунктов. Обе компании сотрудничают с НАМИ, обе намереваются выводить автономную систему на рынок частями, в форме отдельных ADAS-систем.

  • НАМИ

  • Национальный автомобильный институт — главный подрядчик в государственной программе разработки системы беспилотного вождения. НАМИ работает над системами 2 и 3 поколений по классификации SAE (уровень ADAS) и над проектом 5 поколения KAMAZ-1221 SHATL. В этом проекте сочетается широкий спектр передовых технологий: легкий алюминиево-композитный кузов, электрический привод, трансмиссия с четырьмя поворотными мотор-колёсами. В данном проекте НАМИ является разработчиком системы беспилотного вождения, а КАМАЗ — транспортной платформы. Отличительная особенность SHATL — ставка на дистанционное управление через 5G-подключение. Кроме того, институт может похвастаться наиболее хорошо оснащённым полигоном для испытания беспилотных автомобилей с имитацией дорожной инфраструктуры. Этот полигон периодически служит площадкой и для других разработчиков.

  • Cognitive Technologies

  • Разработчик софта с большой историей, в своё время стоявший за созданием первой системы распознавания русскоязычных текстов для Macintosh и генподрядчик по ряду модулей ФЦП «Электронная Россия», Cognitive Technologies сейчас сфокусировался на искусственном интеллекте. Большое место в его планах занимают системы беспилотного вождения. Тестирование компания проводит на полигонах в США, Японии и Китае, явно ориентируясь на глобальный рынок. Есть у компании и уникальный продукт — 4D-радар, лучшая и более дешёвая альтернатива лидарам. Несколько месяцев назад Cognitive Technologies объявил о создании рабочего экземпляра и получении предзаказа от одного из мировых автопроизводителей на 200 тыс. шт., опередив главных конкурентов — израильскую Arbe Robotics, индийскую Steradian Semiconductors и японскую Denso-Ten.

  • StarLine

  • Основной бизнес StarLine — телематические комплексы для охраны и дистанционного контроля легкового автомобиля. В прошедшем году компания активно заявилась в сегменте беспилотных автомобилей. Автомобиль StarLine совершил демонстрационную поездку длиной более 2000 км по 13 городам, участвовал в правительственном проекте «Караван». По информации из открытых источников следует, что StarLine несколько отстаёт от того же «Яндекса» в степени готовности системы к коммерческой эксплуатации, есть трудности в условиях плохой дорожной инфраструктуры. Зато у StarLine есть интересный проект, в котором задействовано сообщество разработчиков открытого программного кода. Один из её двух тестовых автомобилей могут использовать программисты из любого конца мира, чтобы опробовать свои алгоритмы управления. Это даёт StarLine определённое преимущество в доступе мировым интеллектуальным ресурсам.

  • Volgabus

  • Владимирский производитель автобусов, как ни странно, не стал оснащать свой новейший электробус «Ситиритм ELF» системой автономного вождения. Вместо этого Volgabus разрабатывает модульную, полностью автономную платформу с электроприводом Matryoshka. Она может быть использована для сборки пассажирских шаттлов или грузовых самоходных тележек. В 2017 году «Матрёшка» проходила публичные испытания в ограниченной зоне на улицах Сочи, а в 2018 засветилась на «Мобилистике» — фестивале инновационных технологий в рамках Московского международного автосалона. Однако просочившиеся в СМИ сведения о финансовых и политических трудностях холдинга Bakulin Group, владельца Volgabus, и сокращение публичной активности наводят на мысли о сокращении финансирования и замедлении прогресса проекта «Матрёшка».

  • Малым калибром

  • Не так просто разобраться, где заканчиваются серьезные проекты и начинаются любительские программы. Однако в категорию «серьёзных» точно попадают ещё несколько независимых разработчиков. Avrora Robotics — рязанское КБ, продвигающее колёсную и плавающую автономные платформы, которые могут использоваться для перевозки грузов или пассажиров. Альянс «Техническое зрение» — союз около десятка томских компаний, объединивших усилия в создании системы автономного вождения. У каждой из них узкая специализация: системы распознавания лиц, кибербезопасность, дополненная реальность, искусственный интеллект и другие. Проекты меньшего масштаба ведут московский Robodem и челябинский ИТС СПРУТ. Наконец, лаборатория Neelar (также Москва) работает над системой управления промышленными транспортными роботами-погрузчиками.

  • Автомобиль доктора... технических наук

  • Программы разработки автономных автомобилей есть и у нескольких российских вузов — речь идёт не о студенческих командах, а о прикладных разработках. Можно отметить Нижегородский государственный технический университет, поддерживаемый «Группой ГАЗ», также Ковровскую государственную технологическую академию и Московский политехнический университет. Наиболее глубоко беспилотниками занимается МАДИ. Собранные им тестовые образцы на базе легковых автомобилей KIA в 2018 г. участвовали наравне с машинами российских автопроизводителей в пробных заездах проекта «Караван» и других демонстрациях.

    Добавить комментарий