Российский рынок АКБ: подготовка к будущему

Рост рынка автомобилей не привел к существенным изменениям на рынке аккумуляторных батарей. Рынок АКБ продолжает расти небольшими темпами, при этом производители рассчитывают на восстановление рынка в перспективе.

Основные направления развития рынка аккумуляторных батарей установились в период кризиса — небольшой рост, около 5%, поддерживаемый преимущественно вторичным рынком, сокращение импорта, увеличение доли отечественных АКБ.
Объем первичного рынка АКБ около 1,4 млн ед, этот показатель стабилен в настоящее время, и соответствует динамике рынка новых автомобилей.
Рынок АКБ в РФ, млн ед.Суммарная потребность вторичного рынка АКБ около 11 млн ед. в год, около 8 млн АКБ предназначены для легковых автомобилей, около 2 млн — для грузовых автомобилей. При этом около 9 млн АКБ — вторичный рынок. Автомобильный рынок Москвы и Московской области самый крупный потребитель АКБ — он потребляет порядка 15% АКБ, около 1,5 млн ед. А по производству АКБ
лидирует Приволжский федеральный округ.
Спрос на рынке АКБ продолжает смещаться в более дешевые сегменты, и это определяется необходимостью регулярно заменять батареи при нежелании тратить много денег — тренд развивается уже почти 5 лет и влияет на качество рынка. На рынке за это время появились в большом количестве АКБ новых марок сомнительного качества. Участники рынка говорят, что производители выпускают АКБ, не соответствующие заявленным характеристикам, что тоже не служит на пользу рынку.
Что касается каналов продаж АКБ, то половина покупателей покупают аккумуляторы в магазинах автозапчастей, 35% покупают аккумуляторы в специализированных магазинах, остальные в АКБ в интернет-магазинах, в автомобильных дилерских центрах и автосервисах.
Структура
Основные отечественные игроки российского рынка АКБ — «Алькор», «Тубор», «Электроисточник», ЗАО «Исток», «АКОМ», «АкТех», «Тюменский АЗ».
Российские производители экспортируют около 50% аккумуляторных батарей, среди основных экспортеров «Алькор», «АКОМ», «АкТех», «Тубор», «Тюменский АЗ», «Электроисточник», ЗАО «Исток» Объем российского экспорта АКБ около 800 тыс. ед в год. Завод по производству аккумуляторных батарей (АКБ) «Барс Технолоджи», прогноз, %Несмотря на сокращение темпов импорта, потребность в АКБ зарубежных марок сохраняется. Основные поставщики аккумуляторных батарей в Россию Johnson Controls (Varta, Afa, Тепах, Berga, TRP, Energizer), AtlasBX (Atlas, Alaska, E-NEX), Hyundai Sungwoo Automotive (ТМ Solite, Indigo, Hyundai, Kia), TAB.
Сокращение импорта связано с ростом курса рубля по отношению к основным валютам, которым достаточно эффективно пользуются российские производители, увеличивающие свою долю на рынке. Но поскольку АКБ заменяются не слишком часто, то соотношение АКБ отечественных к зарубежным на рынке меняется медленно и составляет примерно 65% к 35% соответственно.
Планы
Несмотря на то, что особых подвижек на рынке АКБ нет, но, судя по некоторым фактам, производители аккумуляторов готовятся к
каким-то положительным изменениям на рынке, причем в обозримой перспективе.
Российские производители АКБ на рынке, %Так, например, Липецкая компания «Техно-Ресурс» в середине 2018 года приступит к строительству завода аккумуляторных батарей в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Липецк». Планируемый объем инвестиций в проект 1,8 млрд рублей. Строительство предполагается начать в середине текущего года.
А в Татарстане на территории ОЭЗ «Алабуга» группой компаний «КОРИБ» уже открылся автоматизированный завод по производству аккумуляторных батарей (АКБ) «Барс Технолоджи». На первом этапе инвестиции в проект составили 1,6 миллиарда рублей, к 2022 году планируется довести эту сумму до 5 млрд рублей. И уже в 2019 году новое предприятие планирует занять 10% рынка АКБ в России с объемом производства 1,5 миллиона батарей в год. К 2022 году производство планируется довести до 4 миллионов аккумуляторных батарей в год и занять 15% рынка.
По всей видимости, примерно после 2019 года ожидается восстановление российского рынка АКБ, на котором будут востребованы эти аккумуляторы. Или ожидается рост спроса на АКБ за рубежом. Или — и то, и другое вместе.
Проблема
Препятствием для импортозамещения на рынке АКБ остается проблема, о которой знают участники рынка: в России нет заводов, которые работают на природном сырье, в результате производители работают с переработкой свинцового лома. В то же время, спрос на лом растет в Китае и других странах, и сплавов становится все меньше. При этом, по данным Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых разведанные запасы свинца в РФ на седьмом месте в мире. Выработанный в России свинцовый концентрат весь отправляется на экспорт.
В России достаточно много предприятий, которые перерабатывают сырье, свинцовые производители выпускают 200 тыс. тонн готового товарного свинца и его сплавов, основными потребителями которых являются аккумуляторные заводы.
Производственных мощностей для российского рынка хватает, однако, когда ослаб рубль и начали реализовываться планы по импортозамещению, импорт АКБ начал сокращаться, выросло производство и потребление российских аккумуляторов. Это вызвало и рост российского рынка в свинце. Кроме того, российские производители экспортируют аккумуляторы за рубеж, что вызывает дополнительный спрос на свинец производителей АКБ.

Свинец может быть отнесен к товарам, которые являются важными для внутреннего рынка России и его экспорт может быть ограничен или запрещен


И при том, что российский свинец экспортируется за рубеж, производители уже видят проблему дефицита свинца для внутреннего российского производства АКБ. В этом дефиците прямо виноваты и потребители, так как они не сдают аккумуляторы на переработку, а выбрасывают, тем самым наносят вред окружающей среде, а заводы по переработке терпят убытки.
Эта проблема не забыта властями, по крайней мере, на словах. В минпромторге есть проект постановления правительства, в котором говорится о том, что дефицит необработанного свинца на внутреннем рынке может привести к увеличению производственных издержек предприятий-переработчиков и в конечном счете влечет за собой удорожание готовой свинцесодержащей продукции.
То есть, свинец может быть отнесен к товарам, которые являются важными для внутреннего рынка России и его экспорт может быть ограничен или запрещен. Но это не заставит потребителей сдавать АКБ на предприятия-переработчики, так что нужно еще что-то делать с повышением экологической сознательности граждан.

Добавить комментарий