Рынок амортизаторов: качество переходит в количество

Рынок амортизаторов: качество переходит в количествоНа отечественном рынке амортизаторов существенных изменений не происходит. С одной стороны, он должен был бы переживать сильный спад вслед за авторынком, но с другой стороны, амортизаторы постоянно востребованы — это поддерживает рынок в относительно стабильном состоянии.

Автокомпонентный рынок в России растёт небольшими темпами в количественном отношении, но сокращается в денежном. Так, в 2014 году объем автокомпонентов на вторичном рынке составил примерно 961 миллион единиц, что на 2,1% больше, чем за 2013 год, а в денежном отношении рынок упал на 1%. В 2015 году рынок автозапчастей количественно вырос на 1,9%, а в стоимостном выражении сократился на 3% и достиг 22 миллиардов долларов. Это определяется сильной девальвацией рубля относительно основных валют.
Амортизаторы составляют порядка 2,5% всего российского рынка автокомпонентов. Объём российского рынка амортизаторов для иномарок около 11 млн ед., около 14 млн — амортизаторы для отечественных автомобилей. На передние амортизаторы приходится порядка 32% рынка, на задние амортизаторы около 23%. В денежном выражении годовая ёмкость амортизаторного рынка более 1 млрд долларов.
Преобладают в России, с технической точки зрения, телескопические двухтрубные газомасляные амортизаторы с газом низкого
давления. Но на отечественных старых автомобилях эксплуатируются гидравлические двухтрубные амортизаторы — и довольно много, с учётом количества старых машин в автопарке. Однотрубные амортизаторы с газом высокого давления тоже есть, но в России их доля пока невелика, они эксплуатируются в автомобилях премиумсегмента.
Не так давно структура авторынка быстро изменялась в пользу иномарок отечественного производства, но теперь этот сегмент растёт медленно. И если раньше рынок амортизаторов рос за счёт спроса со стороны владельцев иномарок, то сейчас компоненты для отечественных автомобилей не менее востребованы.

По некоторым данным, доля амортизаторов неизвестного происхождения в России достигает 40%. По другим данным, доля контрафакта на рынке автомобильных компонентов для иномарок доходит до 70% общего объёма


Количество амортизаторов на российском рынке, млн ед.Три-четыре года назад, когда авторынок рос, считалось, что амортизаторы для легковых автомобилей зарубежных брендов вскоре вытеснят отечественные компании и конкурентная борьба будет вестись только между зарубежными брендами. Но рынок новых машин не растёт, автопарк стареет, это даёт преимущество российским производителям амортизаторов и поставщикам контрафакта. В России зарегистрировано более 40 миллионов автомобилей, из которых около 21 миллиона выпущены до 2005 года.
В то же время иностранные бренды удерживают большую часть рынка, завоевав устойчивые позиции на рынке в период между кризисами. Крайне маловероятно, чтобы мощные зарубежные бренды поступились позициями, занятыми на рынке в лучшие времена.
Потребители тоже привыкли к определённым брендам, но на их предпочтения влияет покупательская способность. На отечественном рынке амортизаторов известных брендов и торговых марок более 40, кроме неизвестного количества «ноунейм продукции» и контрафакта. Неполная информация о количестве контрафакта делает все другие показатели рынка в значительной степени предположительными.

Бренды

На рынке амортизаторов для легковых машин доминируют не более 10 основных игроков. Состав основных участников рынка не меняется уже давно и нет причин для его изменения в ближайшей перспективе.
Крупнейший производитель амортизаторов в России — ОАО СААЗ. Согласно собственным данным СААЗ, завод выпускает порядка 8 млн ед. продукции и занимает до 70% рынка амортизаторов для отечественных автомобилей. По другим данным, доля СААЗ порядка 35% в сегменте российских машин. В этом же сегменте значительные доли занимает продукция ГЗАА, KYB(Kayaba) и Bilstein. В ряде источников указывается, что СААЗ и ГЗАА занимают порядка 35% рынка амортизаторов для отечественных автомобилей — совместно. Отечественные автомобили — наиболее высококонкурентный сегмент рынка амортизаторов.
Наиболее востребованные амортизаторы для иномарок KYB (до 40%), Boge (16%), Monroe (14%–16%). ТМ Fenox занимает около 15% на рассматриваемом рынке (по другим данным около 8%), Bilstein порядка 11%. Преобладают в сегменте азиатских марок амортизаторы ТМ KYB и Tokico. Такие бренды амортизаторов, как Sachs, Koni, Rancho, Herzog, Hola, Delphi, Finwhale, востребованы для более дорогих автомобилей зарубежных брендов.
Российский рынок амортизаторов для иномарок, %По мере ухудшения ситуации на авторынке постоянно растёт доля амортизаторов неизвестных производителей, которые, по мнению большинства автовладельцев, поставляются из Китая. В тоже время доля дорогих зарубежных амортизаторов сокращается. По некоторым данным, доля амортизаторов неизвестного происхождения в России достигает 40%. По другим данным, доля контрафакта на рынке автомобильных компонентов для иномарок доходит до 70% общего объёма.
Несколько слов о рынках, смежных с рынком амортизаторов. Рынок пружин, рассматривается отдельно от рынка амортизаторов,что является российской спецификой. Российский автопарк потребляет до 500 тыс. ед. пружин в год.
Поставки на этот рынок осуществляют компании Kilen, Lesjofors, K+F, Suplex, NHK, OBK, SS-20 (Система технологии), Асоми, Фобос, Трек. На этом рынке зарубежные бренды выигрывают конкуренцию у российских производителей, даже в сегменте отечественных автомобилей.
Несмотря на то, что в России автовладельцы меняют пружины только в крайнем случае, тем не менее, рынок пружин столь же устойчив, как и рынок амортизаторов, спрос поддерживается плохими дорогами.Объём рынка пыльников амортизаторов в России порядка 15 млн ед. и в денежном выражении около 5 млрд рублей, здесь преобладает отечественная продукция. Все тенденции, характерные для рынка тормозных систем, в целом характерны и для смежных рынков.

Тенденции

Показатели продаж амортизаторов находятся в прямой взаимосвязи с рынком продаж новых автомобилей. При сокращении ёмкости рынка новых машин рынок амортизаторов начинает сокращаться меньшими темпами, чем авторынок, но с постоянным ухудшением конъюнктуры — качество рынка заменяется количеством автокомпонентов. Со старением автопарка, владельцы предпочитают использовать менее дорогие автокомпоненты. Эта тенденция будет продолжаться до тех пор, пока не восстановится рынок новых автомобилей.

В 2015 году рынок автозапчастей количественно вырос на 1,9%, а в стоимостном выражении сократился на 3% и достиг 22 миллиардов долларов. Это определяется сильной девальвацией рубля относительно основных валют


Существенное давление на рынок оказывает снижение покупательской способности населения. Это поддерживает тенденцию увеличения на рынке доли отечественных производителей, внебрендовой китайской продукции и контрафакта. Изменения на российском рынке происходят всё медленнее, поэтому в целом сохраняются два больших отдельных сегмента — это амортизаторы для иномарок и амортизаторы для отечественных автомобилей.
Продолжается тенденция замены иномарками отечественных автомобилей в автопарке. В кризисный период это происходит медленнее, но всё равно продолжается. Соответственно, рынок амортизаторов тоже развивается в направлении роста продаж амортизаторов зарубежных ТМ.
С 2010 года по 2014 год доля отечественных амортизаторов снизилась с 60% до 50%, и пока остаётся на этом уровне. До кризиса была заметна тенденция к отказу от самостоятельного или гаражного обслуживания автомобилей, по крайней мере, иномарок, что повышало значимость авторизованного сервиса и независимых крупных СТО и сопровождалось ростом продаж импортных
амортизаторов.
Самостоятельная замена амортизаторов, % от общего количества заменВ 2010 году самостоятельно заменяли амортизаторы почти 50% автовладельцев, в 2011–2012 году количество домашних специалистов снизилось до 40%, а количество обратившихся в СТО выросла с 10% в 2010 году почти до 20% в 2012-м. Но уже в 2013 году этот показатель сократился на 5%, и начал расти процент самостоятельных ремонтников.
Сейчас автовладельцы продолжают возвращаться «в гаражи», часто даже не дожидаясь окончания периода гарантированного обслуживания, так как стоимость сервисных услуг выросла в среднем на 15%. Отказ от качественного стороннего обслуживания способствует всё той же тенденции ухудшения конъюнктуры рынка.
В близкой, и, скорее всего в среднесрочной перспективе, рост авторынка не ожидается, значит, не будет и роста на первичном рынке автокомпонентов. Стабильности на вторичном рынке амортизаторов способствует ряд неизменных факторов: климатические условия, плохие дороги, продолжающееся снижение покупательной способности, старение автопарка, необходимость замены каждые 100 тыс. км пробега.

Добавить комментарий