Рынок автомобильных радиаторов

Петр Нечипоренко директор по маркетингу бренда LUZAR

«Автомобильные радиаторы редко выходят из строя, что и обуславливает небольшую емкость «радиаторного» сегмента»


Говорить о некоем «рынке автомобильных радиаторов» в строгом смысле нельзя. Есть некоторый сегмент общего «рынка автокомпонентов», который по большей части подчиняется тем же самым закономерностям. Безусловно, есть некие «детали», присущие именно сегменту «радиаторов», но в целом этот сегмент существует как часть единого рынка автозапчастей. Можно выделить общие правила, которым — на наш взгляд — подвержен современный рынок автозапчастей:
• стагнация сегмента «отечественных автозапчастей» — для автомобилей ВАЗ, ГАЗ, Москвич. Появление новых моделей автомобилей не способно заменить «выпадающие» из эксплуатации старую «классику» — т.к. новинки автомобилей Lada («Приоры», «Гранты», «Весты») продаются меньшими количествами и несколько более надежны;
• сокращение «жизненного пространства» в сегменте «отечественных запчастей» приводит к увеличению конкуренции — как среди товаропроводящей сети, так и между производителями. В итоге это приводит всегда к одному результату — банкротству оптовых компаний или производителей, и временному расширению сбыта оставшихся игроков рынка. Спустя какое-то время ситуация вновь повторяется;
• незначительный рост сегмента «импортных автозапчастей». Пик продаж автомобилей в России пришелся на 2013–2014 гг. Это значит, что ресурсоемкие узлы а/м еще не подошли к своему жизненному циклу. Свою роль играет снижение покупательской способности потребителей и их «смещение» в более экономичные ниши, но по совокупности факторов этот сегмент рынка незначительно, но растет.
• тот факт, что сегмент «импортных автозапчастей» растет незначительно, в погоне за сохранением «привычного» прироста оптовые операторы медленно, но снижают продажные цены. Возникает рост конкуренции на растущем рынке, приводящий к парадоксальному результату — росту оборотов при одновременном снижении маржинальности. При этом издержки у многих оптовиков сохраняются на прежнем уровне, в результате чего такие операторы показывают отрицательный финансовый результат и уходят с рынка.
• упомянутое ранее «смещение» потребительского спроса в более экономичный ценовой сегмент приводит к сокращению доли рынка «традиционных» европейских производителей и приросту долей небольшого числа «новых» производителей, которые активно расширяют свой ассортимент в сегменте «импортных автозапчастей» (среди которых находится LUZAR). Из-за сложности работы в этом сегменте «новых производителей» в России буквально единицы. При этом производителей радиаторов для импортных автомобилей — кроме LUZAR — нет вообще. Вот мы и подошли к конкретным особенностям сегмента «автомобильных радиаторов» в России:
• радиаторы редко выходят из строя, что и обуславливает небольшую емкость «радиаторного» сегмента. Это не позволяет разрастаться конкуренции, т.к. цена «входного билета» в этот сегмент очень высокая, а объемы продаж — низкие;
• малая емкость сегмента радиаторов приводит к тому, что в России — кроме LUZAR — нет производителей, способных производить огромный ассортимент радиаторов. На сегодняшний день ассортимента радиаторной продукции LUZAR насчитывает более 700 позиций в производстве и еще около 300 в разработке — то есть более 1000 позиций.

Радик Якупов директор по производству ООО «Топливные системы» ТМ PEKAR
Радик Якупов
директор по производству
ООО «Топливные системы»
ТМ PEKAR

«На рынке авторадиаторов по-прежнему много игроков: как традиционных заводов, так и сервисных компаний, развивающих торговые марки»


Если говорить о технологиях производства, то на рынке автомобильных радиаторов уже давно наметилась тенденция отказа от трехрядных медно-латунных радиаторов в пользу современных конструкций из алюминиевых сплавов. При этом сам радиатор становится легче, а характеристики теплоотдачи сохраняются или даже улучшаются.
Другой тренд — это распространение конструкции паяных алюминиевых радиаторов, ранее паяными были преимущественно медные радиаторы. Продвинутые производители тщательно проектируют радиаторы, внедряя различные современные решения для улучшения теплоотдачи, например, применение турбулизаторов в радиаторах с трубками круглого сечения.
На рынке авторадиаторов по-прежнему много игроков: как традиционных заводов, так и сервисных компаний, развивающих торговые марки. Важной проблемой является широкое распространение контрафактной некачественной продукции. Покупатели зачастую выбирают более дешевые изделия, что не всегда оказывается экономией. При производстве радиаторов PEKAR всегда важное значение уделяется не только параметрам герметичности и теплоотдачи, но и ресурсу изделий.
Антикоррозийное покрытие доньев из листовой стали радиаторов PEKAR защищает конструкцию от воздействия агрессивной среды активных присадок охлаждающей жидкости. Бачки радиаторов PEKAR изготовлены из стеклонаполненного полиамида методом литья под давлением, что обеспечивает высокую термостойкость и прочность. Уплотнительные прокладки также изготовлены из термостойкого материала, который выдерживает большой перепад температур охлаждающей жидкости и обеспечивает герметичность соединений в течение всего срока эксплуатации радиатора.

Владимир Сухов директор ООО «АвтоРад»
Владимир Сухов
директор ООО «АвтоРад»

«Потребители научились не попадаться на низкие ценники, а требовать у продавца доказательства качества»


Главная проблема сегмента радиаторов и отопителей — тотальное проникновение целых изделий и компонентов происхождения из КНР. О качестве продукции неизвестных производителей и говорить не буду. То же касается большинства продуктов, в составе которых из российского — только упаковка. Но даже те радиаторы, что собраны в России, несут угрозу, если делаются из китайских комплектующих. Как правило, такие компоненты не проходят гигиеническую проверку. Полимеры испаряют недопустимое количество формальдегидов, алюминий может оказаться радиоактивным —специалисты знают, насколько восприимчив этот металл к радиации.
Хорошо, что грамотность потребителей достигла удовлетворительного уровня. Люди научились не попадаться на низкие ценники, а требовать у продавца доказательства качества. «АвтоРад» применяет на 100% российское сырьё и комплектующие, прошедшие необходимую сертификацию. В отопителях мы применяем только проверенные электромоторы ОАО КЗАЭ. Закономерным результатом качества нашей продукции стали поставки на конвейеры «Группы ГАЗ».

Руслан Блащук начальник отдела маркетинга ООО ТД «Прогресс Авто»
Руслан Блащук начальник отдела маркетинга ООО ТД «Прогресс Авто»

«Ключевым звеном, конечно, является сам продукт: лояльность потребителей напрямую связана с качеством»


Мы ожидаем, что вторичный рынок сохранит стабильность. По продукции завода «АвтоРад», цена на которую не зависит от доллара, ожидается значительный рост продаж. Рост продаж радиаторов этого производителя в первичном сегменте также говорит об укреплении рынка и о сдвиге спроса в сторону российской продукции.
Маркетинг в сегменте радиаторов требует того же широкого набора инструментов, что и в других товарных группах: участие в центральных выставках, реклама, штат торговых представителей в регионах, предоставление дилерам полного спектра полиграфической продукции. Главные тенденции последних лет — усиление роли Интернета в поиске потребителем информации и в его коммуникациях с продавцом. Всё это мы, конечно, применяем.
Ключевым звеном, конечно, является сам продукт: лояльность потребителей напрямую связана с качеством. В этом смысле мы полностью довольны нашим производственным партнером, компанией «АвтоРад».

Добавить комментарий