Рынок деталей сцепления: чем больше износ, тем лучше продажи

Рынок деталей сцепления: чем больше износ, тем лучше продажиНа автомобиле с механической коробкой передач узел сцепления наиболее подвержен износу. Что обеспечивает его востребованность при любой ситуации на рынке. А также устойчивость сформированной структуры рынка.

Узлы и детали сцепления занимают на рынке автокомпонентов около 5%, порядка 2 млрд долл. Прирост рынка сцеплений около 5% в год и обеспечивается преимущественно вторичным рынком. Рынок деталей сцепления составляют три группы — ведомые диски, нажимные диски (корзины) и комплекты сцепления.
Емкость рынка, объемы продаж указанных групп подсчитать достоверно крайне сложная задача, так как они зависят от размера и структуры парка автомобилей и ресурса работы, которые неодинаковы для каждого компонента, особенно с учетом дорожной специфики РФ, как в целом, так и в региональном разрезе.
Бренды сцеплений для легковых автомобилей на российском рынке, %В частности, нажимной диск может функционировать до 2 раз дольше, чем ведомый диск. Реальный ресурс сцепления и его компонентов — величина неточная, она зависит от условий эксплуатации, от пробега автомобиля, от поведения водителя и так далее. При этом участники рынка говорят о том, что несмотря на разницу в развитии рынков компонентов, есть общая тенденция — собственно продажи компонентов сцепления падают, потребители все больше предпочитают комплекты сцепления. Отдельные компоненты востребованы в легковом сегменте преимущественно для автомобилей АвтоВАЗ, которые составляют значительную долю российского автопарка. В частности, нажимной и ведомый диски сцепления покупают по отдельности, впрочем, не только из-за специфики эксплуатации автомобилей в регионах, но и из-за необходимости в экономии на ремонте и новых компонентах, которую испытывают владельцы отечественных автомобилей.
Структура
По разным данным, до 20% рынка компонентов сцеплений составляет так называемый контрафакт. Без учета этой доли на рынке доминируют несколько компаний. Но брендовая структура разная для разных сегментов авторынка. Для автомобилей производства АвтоВАЗ востребованы сцепления ВИС (г. Тольятти), поставщика АвтоВАЗа и LuK для новых моделей. Также востребованы компоненты брендов Hola, Krafttech, Valeo, Finwhale, Sachs, Pilenga, ДААЗ. Для автомобилей европейских марок востребованы сцепления европейского производства. Для Renault — сцепления Valeo, которые поставляются и на конвейер автопроизводителя.
Бренды сцеплений на российском рынке для коммерческого автотранспорта и спецтехники, %Для немецких марок — LuK, Valeo, Sachs. Заметные доли на рынке занимают также сцепления Krafttech, ASAM (4%) и Lex (4%). Для автомобилей азиатских марок востребованы Exedy, Aisin, Valeo, SKV, Zevs и так далее. Независимо от марки автомобилей, преобладают на российском рынке сцепления Valeo, Finwhale, Sachs.
Выжимной подшипник — один из главных компонентов системы сцепления. На российские автомобили преимущественно ставят оригинальные компоненты АвтоВАЗ. Также востребованы автокомпоненты бренда Sachs, Valeo, Mecarm, Trialli и другие. Наибольшие доли на рынке выжимных подшипников сцепления для европейских и американских автомобилей в целом занимают Valeo, Sachs, также представлены компоненты брендов FTE, Dominant, Pilenga, SKF. В сегменте рынка компонентов сцеплений для рынка коммерческого автотранспорта и спецтехники преобладают LuK, Sachs и Valeo. Предположительно, эти бренды занимают до 70% рынка.
Остальное делят между собой бренды EGRO, Starco, EATON, Iveco, КМ Auto Technik FTE, MAN, Hummer, Stellox, KAWE, Konsberg, DAF, и другие. HWK — китайский бренд. У китайских сцеплений, не только этого бренда, есть сторонники на российском рынке. Точно их доля неизвестна, но они присутствуют в РФ уже больше десяти лет и вряд ли их становится меньше. При этом 90% китайских брендов поставляются не производителями, а компаниями-упаковщиками.
Структура рынка сцеплений и их компонентов сформировалась на российском рынке давно, и нет никаких стимулов к её изменению. Существующие поставщики и производители полностью удовлетворяют потребности автовладельцев. Возможны незначительные изменения долей основных игроков рынка в связи с колебаниями покупательной способности. Кроме того, остается открытым вопрос доли контрафакта на рынке. Некоторые участники рынка считают, что сцепление сложно подделать, и поэтому доля контрафакта на рынке незначительна, если он вообще есть. Но многие настроены более скептично и говорят, что, напротив, контрафакт — серьёзная проблема рынка компонентов сцеплений, особенно на рынке восстановленных деталей, и положение ухудшается.
Перспективы
Никакой угрозы рынку компонентов сцеплений нет, пока автомобили ездят и изнашивают сцепление. От продаж новых автомобилей рынок сцеплений зависит не критично. Но конечно, если авторынок продолжит восстанавливаться, то продажи сцеплений тоже будут расти. Также если экономика начнет выходить из кризиса по-настоящему, то автомобили будут эксплуатироваться чаще и интенсивнее, что тоже положительно повлияет на рынок сцеплений.
Структура рынка при этом значительных изменений не претерпит. Но со временем удар по рынку компонентов сцеплений может нанести технический прогресс. Одно из направлений развития рынка выглядит практически неизбежным — превращение сцепления в единый неразборный узел, который имеет срок эксплуатации, по истечении которого узел полностью заменяют. Когда это произойдёт, производители отдельных компонентов сцеплений исчезнут с рынка. Но до этого еще далеко и произойдет это не в одночасье. Тем не менее, процесс этот уже происходит и его определяют не производители, а потребители, как мы выше отметили — они все больше предпочитают менять узел в целом, а не компоненты узла.

Добавить комментарий