Рынок коммерческого транспорта и автокомпонентов

Прошедший год закончился хорошо

Рынок коммерческого транспорта и автокомпонентов
2018-й год был для рынка коммерческих автомобилей (без LCV) лучше 2017-го. Хотя динамика рынка на протяжении прошлого года была неравномерной. К ноябрю на рынке грузовых автомобилей наметился спад, а на рынке автобусов продолжился рост. Рынок автокомпонентов в 2018 году существенных изменений не претерпел.

В июле 2018 г., АА «Автостат» поделилось сведениями о парке грузовых автомобилей в России. Объём автопарка составляет 3,7 млн ед., но больше интересен брендовый состав: 60% его занимают автомобили КАМАЗ, ГАЗ и ЗиЛ. При этом грузовики ЗиЛ не выпускаются очень давно и сам завод не существует, а наиболее популярная в России модель этого бренда — ЗиЛ 131, — не выпускается с 1986 года.
Самым же распространенным российским грузовиком является ГАЗ-53. Это тоже самый настоящий «олд-мобил», выпускался с 1961 по 1993 год. И по сей день выпускаются модификации ГАЗ-53-19 (на сжиженном газе) и ГАЗ-53-27 (на сжатом природном газе). Еще один лидер популярности среди грузовиков в РФ — КАМАЗ-5320, который выпускался с 1976 по 2001 год. В целом, вся десятка наиболее популярных грузовиков в России — старые советские машины, что, в общем-то, лучше всего характеризует и современный авторынок и современный автопром и экономику в целом.

Год грузовиков

В первом полугодии 2018 года, по данным АА «Автостат», объём российского рынка грузовых автомобилей к показателям 2017 года вырос на 20,1% и достиг 37,9 тыс. ед. С января по апрель рынок рос, в мае сократился. В июне к маю рынок грузовых автомобилей вырос на 1,3% и достиг 6,7 тыс. ед.
В первом полугодии 2018 года 31,7% всего российского рынка грузовиков занимали автомобили КАМАЗ, продажи которых в тот период выросли на 7,3% к аналогичному периоду предыдущего года. Продажи автомобилей ГАЗ выросли на 12,2%, до 4 тыс. ед. Высокий процентный прирост показали Volvo (+53,4% к АППГ, 3,2 тыс. ед), Scania (+38,2%, 2,7 тыс. ед), MAN (+47%, 2,2 ед).

МНЕНИЕ


Сергей Колесников директор департамента маркетинга ПАО «КАМАЗ»Сергей Колесников, директор департамента маркетинга ПАО «КАМАЗ»

«Сейчас на рынок грузовых автомобилей оказывают влияние разнонаправленные факторы. Среди положительных — сохранение активности в сегменте магистральных перевозок и рост цен на нефть.
Среди негативных факторов: стагнация в строительном секторе и снижение показателя ввода жилых домов, снижение инвестиций в основной капитал, завершение строительства крупных инфраструктурных проектов (Керченский мост, ЧМ по футболу-2018).
По итогам 2018 года российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14–40 т. (по данным регистрации) составил 62,4 тыс. ед. (+1,5% к АППГ), из них регистрации автомобилей КАМАЗ — на уровне 26 тыс. ед. (–6% к АППГ). В 2019 году на российский рынок грузовиков окажет влияние неопределенная макроэкономическая ситуация, негативные ожидания потребителей в целом, особенно в строительной отрасли, девальвация рубля, возможный рост ключевой ставки.
Наше видение рынка — это снижение спроса на 7% по сравнению с 2018 годом до 58 тыс. автомобилей в 2019 году. В планах «КАМАЗа» — возвращение в 2019 г. доли на российском рынке грузовиков до 45%, т.е. до уровня 2017 года».

2018 год показал, что положение в экономике чуть хуже, чем привычное, сразу приводит к тому, что рынок коммерческого автотранспорта падает, и сильно


В июле рынок грузовиков снова снизился к показателям июня того же года и к показателям июля 2017 года, но зато по итогам периода с января по июль рынок грузовиков поднялся на 15% к показателям аналогичного периода 2017 года.
В августе 2018 года российский рынок грузовиков показал существенное снижение к августу 2017 года, на 19%, до 6,3 тыс. ед. Большинство производителей грузовиков сократили продажи в России. Но по итогам периода с января по август, к показателям аналогичного периода предыдущего года, рынок грузовиков продолжал рост на 10,1%, до 50,6 тыс. ед.
По данным Росстата, за 8 месяцев 2018 года производство грузовиков в РФ выросло на 4,4%, до 95,7 тыс. ед. В сентябре 2018 года, по данным АА «Автостат», объём российского рынка новых грузовиков продолжил сокращаться, на 11% к сентябрю 2017 года, до 6,4 тыс. ед. В частности, сократились на 13,4% продажи КАМАЗ. Но в годовой динамике за период с января по сентябрь российский рынок грузовиков снова вырос, на 7,3%, до 57 тыс. ед. В октябре 2018 года рынок грузовиков снова снизился, на 3,4%, до 7,7 тыс. ед.Но с января по октябрь рост составил 5,9%, до 64,7 тыс. ед.
Производство грузовиков за 10 месяцев 2018 года, по данным Росстата, снизилось к аналогичному периоду 2017 года на 1,3%, до 125 тыс. единиц. Российский рынок подержанных грузовиков с января по октябрь сократился н 5%, до 219,1 тыс. ед. В этом сегменте сократились продажи автомобилей КАМАЗ на 5%, до 55,8 ед., продажи ГАЗ, на 6%, до 21,3 тыс. ед., продажи МАЗ на 12%, до 18,5 тыс. ед., продажи ЗиЛ на 13% до 11,8 тыс. ед.
Это топ подержанных грузовиков на российском рынке. Также в рейтинг наиболее популярных подержанных грузовиков входит Volvo, продажи которых увеличились на 1%, до 12,5 тыс. ед. С января по ноябрь российский рынок новых грузовиков вырос до 72,8 тыс. ед., что на 4,5% больше, чем годом ранее.
При этом за месяц объём рынка грузовиков снизился к ноябрю 2017 года на 5%, до 8,2 тыс. ед. Продажи КАМАЗ снизились на 16,1% до 2,3 тыс. ед., он занял 28% на российском рынке грузовиков. Scania в ноябре опередила по продажам ГАЗ, который весь год был вторым по объёму рынка.
Продажи Scania увеличились на 6,2%, до 827 ед. ГАЗ сократил продажи на 3,4%, до 716 ед. Продажи Volvo сократились на 7,7%, до 645 ед. Но в 1,5 раза больше, чем год назад, продал MAN — 634 ед.

Рынок новых грузовых автомобилей, сравнительный объём, тыс. ед., по данным «Автостат»

Год автобусов

В 2018 году рынок автобусов как и рынок грузовиков, не отличался стабильностью, но все же развивался поступательно. По итогам первого полугодия российский рынок новых автобусов увеличился к показателям первого полугодия 2017 года на 21,8%, 6,3 тыс. ед. В этом объёме более 50% занимали автобусы ПАЗ, 3235 ед. Автобусов ЛиАЗ было продано 1133 ед., автобусов НефАЗ 388 ед., автобусов МАЗ 376 ед., автобусов Yutong 312 ед. Все бренды автобусов увеличили объём продаж. По данным АА Автостат, автобусный парк России в середине года насчитывал 402,7 тыс. ед., из которых более 40% — автобусы ПАЗ, 176,6 тыс. ед.
Самой популярной моделью автобуса в России является ПАЗ-3205, их насчитывается 126,6 тыс. ед. Следующие по популярности — автобусы КавЗ (КАВЗ-3976), которых в России 20,1 тыс. ед. На третьем месте автобусы ЛиАЗ (ЛИАЗ-5256), 16,7 тыс. ед. Самый распространенный в РФ иностранный автобус — Hyundai County, которых в стране 8,7 тыс. ед. По итогам периода с января по август объём российского рынка новых автобусов увеличился на 11,8% к аналогичному периоду предыдущего года, до 8 тыс. ед.
При этом около 800 автобусов представляют китайский автопром. Продажи китайских автобусов в этот период выросли на 76%. В июле и августе рынок автобусов снижался, соответственно, на 1% и 27% к аналогичному периоду прошлого года. Но в сентябре рынок автобусов вырос на 13%. А по итогам девяти месяцев объём российского рынка автобусов вырос на 11,8%, до 8,9 тыс. ед. В ноябре рынок автобусов вырос на 18%, до 1,2 тыс. ед. А в период с января по ноябрь автобусный рынок вырос на 11%, до 11,2 тыс. ед.

КОММЕНТАРИЙ


Виктор Пушкарёв, ведущий эксперт аналитического агентства «АВТОСТАТ»Виктор Пушкарёв, ведущий эксперт аналитического агентства «АВТОСТАТ»

Каковы перспективы развития рынка коммерческого транспорта в 2019 году: вырастет рынок к 2018 или нет?
Анализ основных макроэкономических показателей свидетельствует о том, что в 2019 году развитие российской экономики заметно затормозится, что негативно повлияет на рынок коммерческого транспорта. Соответственно, мы не ожидаем роста рынка, и при оптимистичном прогнозе объёмы продаж могут остаться на уровне 2018 года.
Насколько сильно влияют на рассматриваемый рынок колебания курса рубля по отношению к валютам? Насколько это значимый фактор влияния, если сравнивать с другими факторами?
Если выражаться более точно, то следует рассматривать влияние не колебаний курса рубля, а его последовательное снижение по отношению к ведущим иностранным валютам, которое происходит после каждого кризиса в нашей экономике. И это регулярно приводит, с одной стороны, к росту цен на автотранспорт и запчасти, а, с другой стороны, к снижению покупательной способности потребителей. Очевидно, что этот фактор является одним из ключевых регуляторов рынка, и не только автомобильного.
Какой из факторов в наибольшей степени влияет на динамику рынка коммерческого автотранспорта?
Движущим фактором рынка, безусловно, является необходимость замены либо изношенного, либо устаревшего коммерческого автотранспорта. Автотранспорт — это инструмент бизнеса, который должен эффективно работать. Правда, следует подчеркнуть, что положительная динамика рынка возможна лишь в условиях заметного развития и расширения бизнеса при благоприятных экономических условиях.
Что в наибольшей степени может угрожать поступательному развитию рынка коммерческого автотранспорта в 2019 году? Во-первых, рост цен на все товары и услуги, в том числе автомобили, запчасти, сервис и транспортные услуги, вызванный повышением НДС и постепенной девальвацией рубля. Во-вторых, отсутствие значительного числа крупных национальных проектов, стимулирующих автоперевозки, строительство и т.д.
Может ли рынок коммерческого автотранспорта вернуться к падению и какова вероятность этого?
Поскольку российская экономика продолжает полностью зависеть от нефтегазового экспорта, то при серьёзном падении мировых цен на нефть, рынок коммерческого транспорта может вернуться к падению. Вероятнее всего, это может начаться при падении цены нефти ниже 50 долларов за баррель.
Были ли в 2018 году какие-либо значимые изменения на рынке автокомпонентов для коммерческого автотранспорта?
Среди конкретных проектов можно назвать следующие:
• КАМАЗ запустил новый конвейер по производству новых двигателей, рядных шестицилиндровых;
• на Костромском заводе автокомпонентов запущен новый комплекс по производству поршневых пальцев;
• компания ContiTech открыла первый в России склад запасных частей в Подмосковье.
Можно также сказать о некоторых рыночных тенденциях.
Развитие электронной торговли запчастями для коммерческого транспорта: открываются новые интернет-магазины, новые склады. Ведущую роль здесь играют федеральные дистрибьюторы. Однако, сейчас и небольшие магазины, автосервисы уже имеют свои сайты.
Продолжается экспансия китайских производителей на российский рынок запчастей для грузовых автомобилей, причём таких известных марок, как КАМАЗ, МАЗ, Урал, ГАЗ. Почему до сих пор в российском автопарке грузовиков преобладают старые советские автомобили?
Потому что структура парка грузовиков стала меняться лишь в начале 2000-х годов, когда появился заметный объём импорта, причём, даже на пике рынка 2012 года он был не настолько существенен, чтобы резко изменить всю структуру парка.
А старые советские грузовики марок ЗИЛ, ГАЗ, КАМАЗ, выпущенные в больших объёмах, продолжают трудиться на огромных просторах нашей родины, в первую очередь, на региональных территориях. Например, ГАЗ-52 и ГАЗ-53 производились преимущественно для сельского хозяйства.
Их парк сейчас наиболее заметен в Краснодарском крае, Оренбургской и Новосибирской областях, причём, он разбросан по сельским районам, по нескольку десятков в каждом. В этих же регионах присутствует заметная численность ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. С большой долей уверенности можно отметить, что значительная часть этой техники прошла капитальный ремонт, и, может быть, не один раз.

Тенденции
Снижение продаж грузовых автомобилей и автобусов летом 2018 года участники рынка связывали с ухудшением экономической ситуации, которое замедляло обновление парка грузовиков. Отмечался рост расходов компаний-эксплуатантов коммерческого транспорта при существенном отставании доходов.
Выросли цены на топливо, был повышен утилизационный сбор на некоторые виды автотранспорта, растут цены на автозапчасти и автомобили, на рынок сильно влияет колебание курса рубля к основным валютам.
Все эти и многие другие факторы оказывают не разовое, а постоянное давление на рынок. Оно пока компенсируется потребностью в обновлении автопарка. Поэтому показатели конца года были положительными. Но 2018 год показал, что положение в экономике чуть хуже, чем привычное, сразу приводит к тому, что рынок коммерческого автотранспорта падает, и сильно. Кроме того, рост продаж коммерческих автомобилей не всегда сопровождался ростом производства. Дальнейшее развитие рынка будет зависеть от ситуации в экономике, возможны все сценарии — от продолжения роста до возвращения к затяжному падению.
Автокомпоненты В 2017 году в АА «Автостат» подсчитали, что объём рынка автокомпонентов для грузовиков составил 234 млн ед. различных деталей на сумму 465 млрд рублей. Наибольшую долю на этом рынке занимают шины, масла и топливные системы. При этом шины занимают 38% рынка автокомпонентов в денежном выражении, масла 9%, топливные системы 7%. В 2016 году рынок автокомпонентов для грузовиков составлял 231 млн ед., эквивалентом 415 млрд рублей.
Крупнейшие доли на рынке занимали все те же шины, масла и топливные системы. Каких-то масштабных изменений авторынка и рынка автокомпонентов в 2018 году не отмечалось, поэтому можно предположить, что по его итогам рынок автокомпонентов составит около 235 млн различных деталей, на сумму порядка 480 млрд рублей. Российский рынок коммерческой техники очень активный и является постоянным потребителем автозапчастей.
Это определяется тем, что, как уже говорилось выше, российский автопарк старый, нуждается в постоянном частом ремонте. Экономическая ситуация в стране не способствует обновлению автопарка, владельцы предпочитают ремонтировать подержанные машины. Минусом этой ситуации является большое количество контрафакта на рынке запасных частей и такая ситуация не изменится, пока не начнёт постоянными темпами меняться парк автотранспорта.

Добавить комментарий