Рынок свечей зажигания: всё меняется, но очень медленно

Рынок свечей зажигания:На российском рынке свечей зажигания существенных перемен не наблюдается. Тенденции, которые установились ещё до кризиса, продолжились и в будущем будут только нарастать.
Брендовая структура рынка неизменна уже давно и продолжает укрепляться.

Рынок компонентов систем зажигания достигает около 500 млн долларов в год, на свечи приходится 60% рынка. Из 90 млн необходимых авторынку свечей около 80 млн приходится на вторичный сегмент.
В настоящее время рынок свечей продолжает восстанавливаться после затяжного кризиса на авторынке, но очень медленно, так как определяющие его развитие основные факторы не исчезли.
Однако два минувших года были благоприятными для авторынка, это положительно повлияло и на рынок свечей. И продолжает влиять, по мере того, как новые автомобили пополняют вторичный рынок.
Но сейчас на авторынке или временное затишье, или новый виток кризиса, и позитивное влияние роста продаж машин может вскоре исчерпаться. Останутся постоянные фундаментальные факторы влияния: сложные условия эксплуатации автомобилей, большая доля устаревших автомобилей в автопарке, низкое качество топлива.
Тренды
Рынок автокомпонентов испытывает большие трудности из-за снижения покупательной способности населения, это ускоряет переориентацию потребителей на менее качественные, но дешёвые автокомпоненты.
Но в сегменте свечей эти тенденции проявляются в меньшей степени. Свечи зажигания нужно регулярно менять, при этом они не очень дорогие. Поэтому свечи зажигания пользуются постоянным спросом, любой кризис им не очень страшен, если говорить о влиянии на объёмы продаж. Но качество рынка при этом оставляет желать лучшего.
В то же время, участники рынка свечей зажигания отмечают более глобальный тренд, который постепенно преодолевает негативное влияние кризиса. Так, постепенно тренд продаж свечей смещается от формата В2С к формату В2В.
Это связано с тем, что всё больше автовладельцев предпочитают менять свечи не самостоятельно, а на СТО. Количество таких автовладельцев медленно, но неуклонно растёт, и это устойчивый тренд, который учитывают производители.
На СТО раньше принимали свечи, которые автовладельцы привозили с собой для замены, но сейчас СТО всё чаще от этого отказываются, так как гарантировать исправность автомобиля со свечами неизвестного качества не могут.
Это положительный тренд, который постепенно сделает рынок более цивилизованным и более лояльным к потребителю и более защищенным для брендов.
Еще одна тенденция, связанная с предыдущей, заключается в том, что потребители больше доверяют выбор свечей СТО и не особенно интересуются брендами. Именно поэтому производители понемногу переходят от прямых продаж потребителям к поставкам на СТО и в магазины.
В свою очередь, это ведёт к тому, что на рынке получают преимущество игроки, которые способны выстроить логистику поставок на СТО и в магазины. Или организовать собственные станции техобслуживания.
Такими возможностями обладают достаточно крупные компании, которые постепенно будут вытеснять тех, кто не может найти выход на продавцов свечей, — слабых производителей, поставщиков нонейм-продукции, контрафакта и так далее.
На рынок всё большее влияние оказывают технические реалии авторынка. Как бы медленно не менялся российский рынок, он меняется и этот тренд необратимый. Сегмент старых российских автомобилей ещё очень велик, именно он обеспечивает стабильные продажи на вторичном рынке устаревающих свечей зажигания.
Но эта часть автопарка постепенно выходит из эксплуатации, на смену старым машинам приходят новые, в которых применяются более современные типы свечей зажигания. Более технологичные свечи производители вынуждены выпускать потому, что вносятся изменения в конструкцию двигателей, которые, в свою очередь, подвержены постоянному ужесточению норм токсичности.
В некоторых автомобилях предусмотрено использование свечей только определённого типа, таких автомобилей становится всё больше, и поставщики свечей уже вынуждены реагировать на этот тренд.
Структура рынка свечей зажигания, %Даже если автопроизводитель настаивает на использовании свечей определённого типа, двигатели автомобилей становятся технически сложнее, увеличивается количество электронных компонентов и дополнительных деталей.
Автопроизводители сталкиваются с проблемой рационального размещения узлов, а потребители сталкиваются потом с проблемами замены свечей.
Это вынуждает потребителей выбирать более современные свечи, так у них срок эксплуатации более длительный. Это тоже фактор вытеснения менее качественных свечей более современными, в том числе иридиевыми и платиновыми.
Структура
Лидеры российского рынка свечей зажигания — компании NGK, Denso, Bosch. Суммарно бренды этих компаний занимают около 80% рассматриваемого рынка, они формируют его основу и конкурируют между собой. К хорошо представленным на российском рынке
брендам также можно отнести свечи зажигания Beru, Champion, Brisk, ACDelco, HKT, Besfits, Magneti Marelli, Goodwill.
В сегменте отечественных автомобилей ведущими брендами свечей являются Denso, Brisk, NGK, Champion и Bosch. В сегменте автомобилей европейских и американских брендов наиболее востребованы Beru, Bosch, Champion, NGK, Denso, Finwhale. Свечи брендов Bosch, Champion, Denso, NGK также наиболее востребованы в сегменте автомобилей азиатских брендов.
Бренды свечей зажигания для автомобилей европейских и американских брендов, %Для сегмента катушек зажигания характерны тенденции, в целом, аналогичные сегменту свечей зажигания: наиболее востребованы катушки брендов Bosch, NGK, BREMI, Delphi, Valeo, Hella, TSN, ERA, СтартВОЛЬТ, Patron. В сегменте высоковольтных проводов для систем зажигания наиболее востребованы бренды Finwhale, Slon, Tesla, TSN (Цитрон), Beru, NGK, Champion. Но в этом сегменте наибольшая доля контрафакта, поскольку потребители не обращают особого внимания на «брендовость» проводов.
На рынке свечей зажигания всегда высокий процент продукции нонейм и контрафакта. Какова их доля на рынке неизвестно, но свечи — это недорогие компоненты, и свечи разных брендов взаимозаменяемы, а структура авторынка пока способствует тому, что качество и бренд для потребителя не на первых местах. Проблема контрафакта характерна для всех компонентов системы зажигания.
Структура рынка свечей зажигания остаётся стабильной на протяжении долгого времени. Тенденции рынка таковы, что в перспективе ведущие нынче бренды будут только усиливаться и постепенно рынок движется к всё большей концентрации.
В премиальном сегменте структура рынка особенно устойчива, здесь немного поставщиков, которые обеспечивают свечами также и первичный рынок, создавая предпосылки для своего доминирования и на вторичном рынке.
Не очень далекое будущее В обозримом будущем в двигателестроении будут продолжаться тенденции ужесточения экологических норм и уменьшения габаритов двигателей. Это будет неизбежно приводить к уменьшению резьбы свечей зажигания, и всё больше будет производиться свеч с благородными металлами, будет расти доля платиновых и иридиевых свечей.
Пока бензиновые двигатели рано списывать со счетов, но уже сейчас ясно, что в более отдалённом будущем характер рынка свечей зажигания будет определяться фундаментальными изменениями автомобильного рынка связанными с ростом доли гибридомобилей и электромобилей.
Уже известны конкретные даты, с которых в некоторых странах будет запрещена или ограничена эксплуатация автомобилей с бензиновыми двигателями. Рост количества экологичного автотранспорта неизбежно повлечёт за собой революционные изменения всей автомобильной электрики.
В электромобилях нет свечей зажигания и многих других привычных большинству потребителей автокомпонентов. Поэтому, очень может быть, что ещё при нашей жизни мы увидим начало заката «эпохи свечей зажигания», с постоянным падением объёма продаж этого типа автокомпонентов.

Добавить комментарий