Стартеры и генераторы: быстрого роста рынка не будет

Автомобильные стартеры и генераторы — небольшой, но очень важный сектор рынка автозапчастей, который зависит как от ситуации на рынке продаж новых автомобилей, так и от динамики рынка подержанных автомобилей.

Рынок компонентов, вхо­дящих в систему электрооборудования, объёмный в денежном выражении, так как электрооборудование важнейшая составляющая современного авто­мобиля. Потребность российских автовладельцев в деталях и узлах электрооборудования составляет 50 млн единиц различных компо­нентов, в стоимостном выражении более 55 млн долл. При этом гене­раторы и стартеры суммарно зани­мают порядка 10 % от всего рынка электрооборудования в натураль­ном выражении, в то время как в денежном — около 60%.
За последние годы вслед за сни­жением производства автомобилей объемы рынка автокомпонентов существенно снизились, почти в два раза в 2016 к 2015-му, но сег­мент таких деталей как стартеры и генераторы, сократился гораз­до меньше. После начала кризиса на авторынке сегмент стартеров и генераторов несколько лет находится в состоянии относительной стабильности за счёт того, что эти компоненты чаще ремонтируются, чем заменяются.
Тенденции рынка генераторов и стартеров сохраняются неизменны­ми, лишь замедляются в связи с сокращением продаж автомобилей: уменьшается доля отечественных автомобилей в парке и растёт доля иномарок, поэтому доля стартеров и генераторов тоже уменьшается за счёт сокращения продукции отечественного производства. К тому же локализация производства этих компонентов трудоём­ка, а современные автомобили требуют технологичных компонентов, которые более качественно делают иностранные производители.
Ещё одна тенденция, связанная с кризисом — рост продаж не брендовых стартеров и генераторов, продукции китайского производства и контарафакта разного происхождения, которые пользуются спросом по причине низкой стоимости, являющейся сейчас основ­ным фактором выбора автокомпонентов покупателями.
На рынке достаточно много копий продукции ведущих брендов, предлагаемой по низким ценам. Стартеры и генераторы относятся к автокомпонентам, структура продаж которых в период наиболее острого кризиса наиболее существенно менялась в пользу бюджетной внебрендовой продукциию.
Спрос на недорогие автокомпоненты в значительной степени генерируют торговые сети и станции техобслуживания. Кроме того, на вторичном рынке большое количество восстановленных стартеров и генераторов, бизнес по восстановлению довольно хорошо развит и такая продукция пользуется спросом. В том числе восстанавливают стартеры и генераторы крупные компа­нии, например в 2016 году Bosch запустил программу Bosch eXchange по восстановлению стартеров и генера­торов и позиционирует такую продукцию как соот­ветствующую стандартам качества наравне с новыми изделиями, с соответствующей гарантией и при разнице в цене порядка 25%. Но большинство участников рынка относятся к восстановленным компонентам скорее нега­тивно.
Технологии производства стартеров и генераторов становятся всё сложнее и постепенно тенденция предпочтения бюджетной продукции ослабевает, перспектив­ная тенденция — развитие рынка в пользу брендов крупных произво­дителей. Но они также выигрывают, когда реализуют восстановленные компоненты с гарантией.
Если исключить контрафакт, то на российском рынке, при всём многообразии игроков, доминиру­ют несколько лидеров, разные в сег­ментах иномарок и отечественных автомобилей, которые и формиру­ют рынок стартеров и генераторов в целом. Структура рынка офор­милась в сравнительно короткий период бурного развития авторын­ка, когда фактор качества продук­ции был не менее значимым фак­тором выбора, чем цена. Бренды, завоевавшие в то время лидиру­ющие позиции благодаря конку­рентным преимуществам, в целом сохраняют свои позиции. Тот факт, что импорт деталей электрообору­дования сократился на 46% в про­шлом году к предыдущему, не ока­зал большого влияния на рынок стартеров и генераторов.
В секторе рынка генераторов и стартеров для отечественных авто­мобилей старых марок на про­тяжении многих лет преобладает продукция отечественного произ­водства, одних и тех же брендов.
Основные бренды генераторов и стартеров для отечественных авто­мобилей ЗиТ, Прамо, Старт Вольт, БАТЭ, LKD и другие. Положение этих производителей на рынке устойчивое, поскольку динами­ка смены автопарка медленная, но продукция этих производителей часто подделывается и в секторе старых автомобилей они подвер­гаются конкурентому давлению со стороны китайских производите­лей, которых на рынке, по некото­рым оценкам, больше, чем отече­ственой продукции. Отечественные генераторы и стартеры также занимают устойчивые позиции на рынке, потому что их часто исполь­зуют в ремонтных мастерских.
Зарубежные игроки пришли на российский рынок довольно агрессивно, вытесняя отечествен­ные компании даже с первично­го рынка, в частности, компании Vаlео и Bosch. Рынок развивался и развивается скорее в их пользу, увеличиваетя количество инома­рок, на которые устанавливались стартеры и генераторы соответствующих брендов — генератора­ ми производства компании Bosch комплектуются немецкие автомо­били, генераторами Valeo фран­цузские и машины Volvo, а также автомобили АвтоВАЗ, генерато­рами Magneti Marelli оснащены автомобили FIAT и автомобили, производимые в Великобритании.
Но на вторичном рынке представ­лены и другие зарубежные брен­ды Butec, Cav, Delco remy, Delphi, Denso, Ducellier, Ford, Hitachi, Iskra, Leece-neville, Lucas, Magneti Marelli, Magneton, Nikko, Mitsuba, Mitsubishi, Poong Sung, Prestolite, Sawafuji и прочее.
Перспективы на рынке генера­торов и стартеров определяются долговременной и уже необрати­мой тенденцией поглощения авто­рынка иномарками. Это даёт пре­имущество зарубежным произво­дителям, но в то же время, по мере развития технологий и увеличения срока службы будет продаваться все меньше стартеров и генераторов и существенного роста рынка не будет даже после окончания кри­зиса на авторынке. При этом зару­бежные компании по производству автомобильных стартеров и гене­раторов нацелены на дальнейшее продвижение на российском рынке, увеличение своей доли и считают его перспективным.

Добавить комментарий