Точка роста мирового химпрома

Сегмент окрасочных материалов для автомобилей растёт и одновременно меняет структуру. Технологический прогресс, реформа производственного и сбытового сектора, экологические и социальные аспекты — всё взаимосвязано сложным образом. Что было немыслимым ещё десять лет назад, сегодня привычная данность, а уже в следующем десятилетии будет считаться анахронизмом. Мы выделили главные, на наш взгляд, тренды мирового рынка автомобильных ЛКМ.

1. Пока такси не летают

7,0% ежегодный рост продаж автомобильных ЛКМ до 2021 г.
$11,57 млрд оборот сегмента в 2016 г.

Мировая экономика растет, но автомобильный рынок растет быстрее. Стоящие за этим причины понятны — население развивающихся стран ещё не удовлетворило в полной мере стремление к езде с комфортом. Что важнее, рынок растёт качественно в том смысле, что в этих регионах устаревшие практики окраски автомобилей заменяются на современные многослойные покрытия, а кузовной ремонт обретает цивилизованные формы. Поэтому сегмент автомобильных ЛКМ растет примерно на 1,5% быстрее, чем рынок красок в целом. Пример Европы показывает, что рано или поздно начнется спад продаж, вызванный снижением аварийности и популяризацией мультимодального транспорта. Но электробайки, летающие такси и Hyperloop еще не скоро выдавят автомобили с рынка. Как минимум, до 2025 года продажи автомобильных покрытий будут расти и в 2021 году превысят $16 млрд.

2. СТО попали в сети

8–22% ежегодное расширение сетей кузовного ремонта в США
4,2% рост числа слияний и поглощений в сегменте дистрибуции автокомпонентов в США в 2017 г.

Эксперты отмечают, что слияния и поглощения в секторе производства ЛКМ пошли на убыль. Тренд перекинулся на сегмент дистрибуции и кузовного ремонта. Сумма сделок, заключенных крупными сетями кузовных мастерских, скупающих более мелких конкурентов, растёт по экспоненте. В США четыре крупнейшие сети каждую пятилетку фактически удваивают свою долю. К примеру, Uni-Select приобрела за 2015–2016 гг. 114 станций, а ее основной конкурент FinishMaster как-то купил 16 мастерских всего за полтора месяца. Сети закупают лакокрасочные материалы централизованно, что тянет за собой укрупнение дистрибуции и смену формата работы с поставщиками. Их отличает агрессивное ценообразование в закупках, системный безличный подход к оценке партнёров. С другой стороны, им требуется более узкий спектр услуг, связанных с продажами, что снижает критичность фактора компетенции дистрибьютора.

3. Все в Индокитай и Меркосур

56,5% доля АТР в продажах автомобильных красок и лаков в 2015 г
Около 12% доля Центральной и Южной Америки в 2015 г.

Термин BRICS теряет популярность и всё реже используется в рыночных исследованиях. Сомнение вызывает в первую очередь рост автомобильного производства в России, но критикуется и китайская модель за некоторую неустойчивость развития. Поэтому, когда речь идет о смещении региональной структуры продаж, точкой роста чаще называют Азиатско-Тихоокеанский регион. На страны АТР в 2014 году приходилось 53,6% продаж автомобильных ЛКМ, а в 2015 году доля региона выросла до 56,5%. На текущий момент пятёрка «азиатских тигров» выглядит следующим образом: Таиланд, Индонезия, Китай, Индия и Корея. Опережающими темпами, примерно на 5% превышающими общемировой рост, растут также страны Центральной и Южной Америки.

4. Слишком тонким не бывает

2,9–5,3% средний годовой рост продаж автомобильных красок до 2025 г.
$8,74 млрд оборот сегмента в 2018 г

Краски, ключевой элемент кузовных покрытий, растут медленнее рынка. Если в 2018 году они составляли около 2/3 от общих продаж ЛКМ, то к 2025 году их доля уменьшится почти до 1/2. В регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) их продажи существенно сократились в последние 10 лет, сегмент потерял около 30% объема. Производство красок испытывает двойное давление. OEM требуют, чтобы поставщики вносили вклад в снижение массы автомобилей, повышая плотность пигментных частиц и уменьшая толщину покрытия. В то же время, аварийность в большинстве регионов мира снижается, охлаждая рост сегмента ремонтных материалов. Третий фактор пока действует слабо, но повлияет в будущие годы — мы имеем в виду монопокрытия (см. п. 7).

5. Прибыли будет меньше

8–10% средний ежегодный рост мировой цены на TiO2
15% млрд увеличение цен на пигменты BASF с января 2018 г., действующее по всему миру

Снижение прибылей отчасти связано с переходом на «тощие» производственные процессы, оптимизацией цепи поставок автопрома и укрупнением лакокрасочного бизнеса. Но на прибыльность сегмента ЛКМ значительно повлиял и рост цен на присадки, пигменты, связующие вещества и растворители. Примером может служить пигмент диоксид титана, ценимый автопроизводителями за хорошие защитные свойства. В последнее десятилетие цены на него быстро и непрогнозируемо росли; только в 2011 году стоимость тонны этого материала у трёх крупнейших мировых производителей выросла на $300-500 . Это создало трудности для автопоставщиков и заставило их задуматься о поиске альтернатив, но пока безрезультатно.

6. Водные и порошковые краски

5,3% средний годовой рост применения ЛКМ на водной основе до 2022 г.
6,1% средний годовой рост применения порошковых ЛКМ до 2022 г.

Общее преимущество красок на водной основе и порошковых состоит в том, что они менее токсичны. Уже в 2014 году ЛКМ на сольвентной основе занимали всего 43,5% рынка и их продажи продолжают сокращаться, потому что список стран, вводящих серьёзные меры против использования толуола, ксилолов, этилбензолов и метилэтилкетонов всё расширяется. Кроме того, водорастворимые краски менее пожароопасны, отличаются лучшей адгезией и тепловой устойчивостью. Порошковые краски могут похвастать универсальностью, почти полным отсутствием отходов и хорошей производительностью. По совокупности свойств автопроизводители развитых стран предпочитают ЛКМ на водной основе, однако отмечена взаимосвязь роста сегментов автомобильных порошковых красок и электромобилей.

7. Меньше слоёв

44% сокращение углеродного следа при переходе на монопокрытия
75% — сокращение употребления воды

Альтернатива водным краскам — монопокрытия. Этот способ экологизации окрасочных производств больше подходит для регионов, где вода в дефиците. Завод Ford в Канзасе, например, уверенно выбрал сольвентные материалы серии 2-Wet от Axalta и добился сокращения углеродного следа на 44% и потребления воды на 75%. В мировой практике объединённые слои получили название monocoat, хотя до «моно» автопроизводителям ещё далеко. Речь идёт, как правило, о сокращении числа слоёв с четырёх до трёх или с трёх до двух путём объединения грунта и краски либо краски и лака. Экономия достигается как на уменьшении расхода материалов, так и на сокращении числа операций сушки, а значит, и энергозатрат. Технологи добились того, что современные монопокрытия сохраняют до 90% блеска в первые четыре года эксплуатации автомобиля, как показали испытания в лабораториях Axalta.

8. Электроосаждаемые покрытия

4,7–6,1% средний годовой рост доли электроосаждаемых материалов до 2022 г.
30%
% — доля продуктовой группы в обороте производителей ЛКМ

Электрофорезные покрытия совершили маленькую революцию в коррозионной и абразивной защите автомобилей. Это пример того, как небольшая прибавка стоимости даёт значительно более существенные выгоды. Технология практически безотходна и экологична, имеет высокую пропускную способность и малую себестоимость, пригодна для широкого спектра поверхностей. Образуемое покрытие отличается прочностью, химической и термоустойчивостью, равномерной толщиной слоя. Доля электроосаждаемых покрытий в структуре доходов производителей ЛКМ в настоящее время приближается к 30%. Хотя надо помнить, что расширение их применения оказывает негативный эффект на вторичный рынок ЛКМ из-за увеличения стойкости кузовов к разрушающим факторам внешней среды.

9. Нанести на полимер

5,1%среднее годовое расширение доли ЛКМ для полимерных материалов до 2022 г.
25%
прогноз доли полимеров в конструкции автомобилей в 2025 г

Полимеры в качестве конструкционных автомобильных материалов имеют ряд преимуществ перед металлами. Они дают больше свободы дизайнерам, меньше весят и стоят, их производство и переработка менее энергозатратны, они более долговечны и пригодны для переработки. Другая причина для автопроизводителей недолюбливать металлы — волатильность цен на них. И понятно, почему доля металлов в конструкции автомобиля в 2014–2015 годах уменьшилась с 71,1% до 69,5%. Тем не менее, в обозримом будущем они останутся главным сырьём автопрома, в первую очередь — стальные сплавы. А для окрашивания полимеров нужны другие технологии. Кроме того, у красок в этом сегменте есть серьёзный конкурент — плёнки. Улавливаете, куда ветер дует?

Добавить комментарий