Удар, оставшийся незамеченным

В турбулентности российского рынка сложно отследить действие одного выделенного фактора на общую динамику. По нашей просьбе несколько экспертов всё-таки попытались проанализировать влияние состоявшегося повышения НДС с 18% до 20% на основные параметры автомобильного рынка: уровень потребительских цен и объём спроса.

Николай Алексеев региональный директор по ЦФО ГК «Интерлизинг»Вопрос действия повышения ставки НДС на уровень цен крайне дискуссионный, считает Николай Алексеев, региональный директор по ЦФО ГК «Интерлизинг». «Оценки и прогнозы экспертов расходились в течение всего 2018 года и в январе-феврале 2019 мы тоже видим разную оценку влияния фактора НДС на цены и потребительский спрос», — говорит он. В сегменте автотранспорта НДС лишь один из множества факторов, и далеко не самый значимый, считает эксперт. В 2018 году индексация цен происходила не один раз под влиянием, в частности, изменения утилизационного сбора, колебаний валютного курса.
В начале 2019 года на динамику повлияли также традиционные скидки на автомобили предыдущего года выпуска. «В итоге, можно сказать, что в начале 2019 года изменение НДС не оказало решающего и заметного влияния на потребительский спрос, — заключает эксперт «Интерлизинга». — Изменение цен на новые модели автомобилей, скидки от производителей и колебания курса рубля будут оказывать гораздо большее влияние на потребительский спрос». Николай Алексеев отметил также, что конечные потребители не заметят, как повышение НДС отразилось на их жизни. «Влияние будет небольшим и оно не может быть оценено из-за множества действующих факторов», — согласился с экспертом «Интерлизинга» Азат Тимерханов, пресс-секретарь аналитического агентства «Автостат».
Тем не менее, аналитика показывает, что цены на автомобили в январе выросли на 5% вместо обычных 1–3%. На рынке запчастей рост отпускных цен в январе у разных компаний составил 5–Андрей Каменский директор по маркетингу компании «АВИЛОН»15%, оценивает Алексей Бехтерев, директор по маркетингу холдинга «Композит Групп». «Само по себе поднятие ставки с 18% до 20% с математической точки зрения не способно вызвать рост цен выше 2%, — рассуждает эксперт. — В то же время вся цепочка предприятий, задействованных в этапах жизненного цикла товаров от производителя до прилавка, будет неизбежно закладывать и 2% роста НДС, и свою маржинальную прибыль, и увеличение постоянных и переменных затрат в каждой сделке из длинной цепочки поставки товара».
Статистическую взаимосвязь между повышением налога и изменением объёма спроса отследить ещё труднее, говорят эксперты. Определенные выводы можно сделать, заглянув в новейшую историю.
В 2004 году НДС менялся в обратную сторону с 20 до 18%. В частности, на рынке лизинга изменение ставки тогда привело не к росту спроса, а к пересмотру графиков лизинговых платежей, говорит Николай Алексеев. Существенного негативного влияния на спрос не будет и в 2019, Азат Тимерханов пресс-секретарь аналитического агентства «Автостат»считает эксперт: «НДС подлежит возмещению, поэтому основным фактором, влияющим на доступность лизинговых услуг, остаётся итоговое удорожание предмета лизинга».
«Хотя потребительский спрос чувствителен к значительному изменению цен в России и в мире, россияне за последние пять лет научены собственным горьким опытом и телевизором, что «за все надо платить», поэтому безропотно приняли очередное увеличение розничных цен», — говорит Алексей Бехтерев.
При этом аналитики отмечают падение потребления после 1 января 2019 года, вызванное значительными тратами на новогодние каникулы и резким повышением розничных цен на продукты питания. Учитывая сумму факторов, большинство российских аналитиков дали всё же положительный прогноз для автомобильного рынка, хотя рост будет небольшим, в пределах 0–5%.
Пессимисты, предсказавшие падение, есть, но они в меньшинстве. Динамика авторынка по итогам года может варьироваться от падения на 10% до незначительного роста в пределах 5%, соглашается Андрей Каменский, директор по маркетингу компании «АВИЛОН»: «Повлияет совокупность факторов, таких как волатильность курса валют, поддержка со стороны государства, поддержка продаж производителями за счёт стимулирующих программ». Эксперт «АВИЛОН» также считает, что снижение маржинальности дилерского бизнеса подкрепит тенденцию на увеличение доли крупных компаний.

МНЕНИЕ


Вячеслав Воробьёв

Политики, продвинувшие повышение НДС, явно не думали о долгосрочных последствиях, но даже своих близоруких целей они не достигли, считает директор компании «Три-В Плюс» Вячеслав Воробьёв. Покупатели становится всё беднее, а теперь, шокированные ростом цен, они снова бросились на авторынки за дешёвыми альтернативами качественным запчастям. «А кто их предлагает? Конечно, нелегальные гаражные фирмы-однодневки, работающие без регистрации и налогов не платящие», — говорит он. 2019 год и без того не радует торговцев, сейчас накладывается сразу несколько сильных негативных факторов.
А с учетом повышения НДС у многих «белых» игроков рынка продажи уже просели на 40%, так что просто смешно ожидать роста собираемости налогов, считает предприниматель, за плечами которого опыт ведения бизнеса с начала 1990-х годов. И на этом всё не закончится. Страну ждёт рост аварийности из-за ухудшения технического состояния автомобилей, предупреждает эксперт: «Мы все отлично осознаём качество продукции, производимой «в серую», — говорит Вячеслав Воробьёв. — Если фирма регистрируется заново каждые полгода и не выдает кассовые чеки, нужно ли ей обеспечивать гарантии, работать над репутацией? Это «картонные» запчасти и они будут отлетать от автомобилей прямо на ходу».

Надо понимать, что в случае автопрома изменение НДС выходит за рамки изменения цены авто в той же пропорции. Автомобиль — это сложное изделие, прохождение компонентов по цепочке производства сопровождается неоднократными сделками купли-продажи.
Алексей Бехтерев директор по маркетингу холдинга «Композит Групп»Возврат НДС также происходит по цепочке, но с довольно большой задержкой. Поэтому повышение ставки с 18% до 20% фактически означает увеличение замораживаемых оборотных средств на 11%. Многим компаниям придётся использовать краткосрочные кредиты, чтобы восполнить образовавшуюся брешь в оборотных средствах.
Но на дешёвые кредиты мало надежды, потому что Центробанк в 2018 году отказался понижать ключевую ставку. И виновато в этом, опять же, повышение НДС, из-за которого поползла вверх инфляция. Если в 2019 году будут признаки ускорения инфляции, ключевая ставка может быть даже повышена. Это означает, что ставки по кредитам как минимум не снизятся, а может быть, и вырастут. На наш запрос, собирается ли правительство предложить автобизнесу компенсационные меры для удержания рынка от падения, Минпромторг РФ ответа не дал.
Но мы знаем, что программа стимулирования продаж новых автомобилей в этом году сокращена в объёме, хотя и не свёрнута полностью. Работа над СПИКами и развитием экспортных продаж продолжается в прежнем режиме. «Абсолютное большинство OEM- и OES-поставщиков рынка запчастей фиксируют сейчас падение спроса и маржинальной прибыли и с надеждой ждут весны, когда традиционно сработает сезонный фактор увеличения спроса», — говорит Алексей Бехтерев. Ожидая этого момента, компании пока сосредоточились на удержании и расширении собственной доли. Как они это делают, читайте далее.

Добавить комментарий