Запоздавшие субсидии

Запоздавшие субсидииМинпромторг подготовил проект компенсации автопроизводителям повышенных ставок на ввоз автокомпонентов. Пошлины повысятся с 1 июля, компенсации опаздывают.

Минпромторг опубликовал проект предоставления субсидий, компенсирующих повышение ставок на ввоз автокомпонентов на 5–10%. С 1 июля 2018 года, согласно правилам ВТО, все противоречащие соглашениям ВТО меры, применяемые в соответствии с режимом промышленной сборки и заключенными в рамках него соглашениями, должны быть отменены. В результате вырастут таможенные пошлины на ввоз в РФ автокомпонентов. Это ухудшает условия реализации инвестиционных проектов в рамках промсборки. Меры поддержки вводятся в соответствии с федеральным законом (№190) «О некоторых мерах господдержки отдельных категорий производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов».
Прогноз продаж автомобилей, млн ед.Решение о предоставлении субсидий было принято с опозданием, так как проект будет проходить стадию общественного обсуждения только 5 июля. Если проект будет принят, то дополнительные субсидии будут выплачиваться ежемесячно, но не фиксированной суммой, а с учетом выполнения обязательств по промсборке. Если условия по промсборке не будут выполнены, производитель должен будет вернуть их обратно. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев прокомментировал вопрос о субсидиях, заметив, что вопрос о промсборке был одним из основных на переговорах РФ и ВТО. «Изменения коснуться 180 товарных позиций, по которым таможенная ставка с 1 июля повысится в среднем с 1 до 6,5%. Законодательством предусмотрена компенсация отечественным автопроизводителям дополнительных расходов на уплату таможенных пошлин на ввозимые автокомпоненты. Механизм поддержки предполагает компенсацию части производственных затрат предприятий. Общий объем потребности на компенсацию с 1 июля по 31 декабря текущего года по расчетам Минпромторга РФ составляет 10,8 млрд рублей», — утверждает Гутенев.
Адресаты поддержки
Все меры поддержки, которые власти разрабатывают для отечественного автопрома, нацелены на автопроизводителей, которые могут наращивать производство автомобилей на основе глобальных платформ. Это следует из документа «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года». В новой стратегии говорится о том, что в сложившихся условиях из России могут уйти менее успешные автопроизводители, и удерживать их никто не будет.
В ситуации, сложившейся на российском авторынке, когда продажи и производство растут медленно, а существующие производственные мощности избыточны, для России достаточно шесть-восемь автомобильных платформ, из которых 1–2 платформы российские. Глобальные платформы позволят российскому автопрому конкурировать на внешних рынках. Приоритет в поддержке будет отдаваться автопроизводителям, которые выпускают автомобили на высоколокализованных платформах.
Запоздавшие субсидии2В стратегии говорится, что с учетом существующих масштабов производства на одну платформу, которая составляет 127 тыс. автомобилей, потенциал локализации ограничен. В связи с этим консолидация производства в сегменте легковых автомобилей критически необходима и позволит не только реализовать потенциал по сокращению постоянных издержек на один автомобиль, но и увеличить уровень локализации платформы. Сейчас уровень локализации автопроизводителей в сегментах легковых автомобилей составляет порядка 30–60 %, легких коммерческих — 60–70%, грузовых — 70–85%. К 2025 году уровень локализации производства всех автомобилей должен достичь 70–85%.
Акцент на нескольких платформах обернётся для потребителей сокращением модельного ряда в массовом сегменте легковых автомобилей. Производить в России некоторые модели будет невыгодно, а импортировать невыгодно уже сейчас. Впрочем, в современных экономических условиях потребители вряд ли заметят исчезновение нескольких моделей с рынка. Определяющий фактор выбора автомобиля — цена, а не бренд.
Прогноз поддержки
Сравнительный объем продаж автомобилей, тыс. едПо словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, автопроизводители получат в 2018 году промышленные субсидии в размере более 102 млрд рублей. Они будут основаны на некоторых программах поддержки спроса, которые были запущены во второй половине 2017 года. В частности, будет продлена поддержка спроса на газомоторную технику и затраты на соответствие стандартам «Евро-5».
Субсидирование процентов по инвесткредитам и поддержка проектов по приоритетным направлениям развития автомобильной промышленности тоже будут продолжены.
Государственная поддержка автопрома в прошлом году сыграла положительную роль, способствуя росту продаж автомобилей в рамках программ стимулирования спроса. До конца этого года Минпромторг прогнозирует рост продаж всех автомобилей на 10% к показателям 2017 года. Аналогичный прогноз дает и Ассоциация европейского бизнеса в отношении легковых автомобилей и LCV. Свой вклад в это должны внести новые меры поддержки автопрома. Но субсидии, которые должны компенсировать ввозные пошлины, не успеют положительно повлиять на рынок.

Добавить комментарий