Одно из пока немногочисленных преимуществ электромобилей над бензиновыми и дизельными машинами простота их устройства. Кроме ходовой части у электромобиля мало, что может сломаться. Как заявил Стив Нэш, генеральный директор британского Института автомобильной промышленности (IMI): «Электромоторы практически не нуждаются в ремонте, в то время как в двигателе внутреннего сгорания несколько тысяч движущихся частей».
Стив Нэш, генеральный директор британского Института автомобильной промышленности (IMI)
«Электромоторы практически не нуждаются в ремонте, в то время как в двигателе внутреннего сгорания несколько тысяч движущихся частей».
Простота устройства электромобиля значительно упрощает и его эксплуатацию, но угрожает огромной отрасли ремонта и обслуживания, которая сейчас приносит дилерам основную прибыль, а главное, создает огромное количество рабочих мест, а также обеспечивает работой многих свободных предпринимателей.
Такие прогнозы можно периодически увидеть в СМИ, но в них не учитывается многое. Во-первых, переход на электромобили пока еще гипотеза. Во-вторых, до господства электромобилей еще десятки лет, если не век, то есть работающим сейчас ремонтникам ничего не угрожает, наоборот, рынок автомобилей растет за счет продаж обычных автомобилей. И еще будут десятилетия переходного периода в развитых странах, и еще больше времени уйдет на это не в самых передовых странах. Кроме того, переход на электромобили не во всех сегментах происходит одновременно, возможно, легковой сегмент перейдет быстрее, но огромный грузовой рынок и, соответственно, ремонт и обслуживание этого сегмента, перейдет на электричество намного позднее.
То есть переход будет постепенным и длительным и рынки, смежные с индустрией традиционных автомобилей, будут отмирать постепенно, как ушли в прошлое многие профессии дооавтомобильной эпохи. В-третьих, рост доли электромобилей на рынке не будет происходить одномоментно и в отрыве от общего прогресса. Например, оснащение автомобилей различными компьютерными системами будет только увеличиваться, а приборы будут усложняться, как и программное обеспечение. Концепция умных систем и дивайсов будет развиваться во всем, от умных дверей до умных фар, что потребует развития отдельной большой отрасли обслуживания и контроля. Кроме того, электромобили требуют специфической инфраструктуры, которая тоже нуждается в рабочих руках.
На самом деле кардинальное изменение рынка труда в будущем реальная угроза, но это комплексная проблема, она связана не только и не столько с автомобилями. Гораздо большими проблемами, например, являются роботизация и развитие технологий искусственного интеллекта — это отрасли развиваются гораздо быстрее, чем рынок электромобилей и повлияют на рынок труда намного сильнее.