Автоваз в замкнутом круге проблем

Автоваз в замкнутом круге проблемСущественных изменений в показателях производства и продаж автомобилей АвтоВАЗа не происходит уже довольно долгое время. Автогигант продолжает попытки выжить в кризис — сокращает расходы, приостанавливает выпуск машин, борется с долговым бременем. Свой 50-летний юбилей, который отмечался 20 июля, АвтоВАЗ встретил на довольно низкой точке развития.

По итогам первого полугодия 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в России было продано на 11,6% меньше автомобилей Lada, 124,3 тыс. ед. Доля бренда на рынке при этом увеличилась на 0,6% и достигла 19,6%.
Финансовые показатели компании по итогам первого полугодия удручающие без малейшего преувеличения. Убыток АвтоВАЗа вырос в восемь раз, до 27 млрд руб., операционный убыток завода вырос в пять раз и составил 27,6 млрд руб., выручка АвтоВАЗа за первое полугодие снизилась на 5%, до 87,1 млрд руб.
Такие показатели, конечно, никак нельзя назвать удовлетворительными для АвтоВАЗа. Видимо, поэтому в июле на заводе появилась новая должность — вице-президент по оперативному антикризисному управлению, которым стала Елена Фролова (до этого назначения она работала заместителем директора по финансам и была членом правления компания Ford-Sollers).
На АвтоВАЗе продолжается сокращение количества работников: средняя численность работников АвтоВАЗа в первом полугодии 2016 года сократилась на 13%, до 43 516 человек.
Корпорация уже несколько лет работает с перерывами, вынужденные каникулы на производстве стали традицией. В этом году с середины февраля в течение полугода действовал сокращённый рабочий режим — четырехдневка, к 5-дневной рабочей неделе сотрудники предприятия вернулись только 15 августа после корпоративного отпуска, который длился с 25 июля. Но так завод будет работать до октября, затем — снова сокращённая рабочая неделя, такой режим продлится с середины октября до 19 февраля следующего года.Сравнительный объём продаж АвтоВАЗ, с п.п. 2010 по п.п. 2016 гг., тыс. ед.

Компания Ernst&Young, аудитор завода, в своих пояснениях к отчётной информации АвтоВАЗа за первое полугодие 2016 года, выразила сомнение в способности компании продолжать свою деятельность непрерывно. Что остаётся заявлять новому главе АвтоВАЗа, кроме как: «Мы предпринимаем все действия для борьбы с негативным влиянием общего сокращения российского автомобильного рынка и неблагоприятных курсов валют»?
Упорные поставщики АвтоВАЗ продолжает затяжную оптимизацию отношений с поставщиками, которая уже поспособствовала уходу с поста бывшего главы АвтоВАЗа Бо Андерсона. Сейчас на АвтоВАЗе планируют сократить расходы на комплектующие на 7% до конца 2016 года, а в 2017 году на 13%. Этого компания будет добиваться за счёт повышения уровня локализации и снижения доли импорта.
То есть меньше, чем за два года АвтоВАЗ должен сократить расходы на автокомпоненты на 20%.
Новый президент АвтоВАЗа Николя Мор, как раз и должен решить задачу повышения локализации и, в конечном итоге, уменьшить стоимость автомобилей. Логика менеджеров АвтоВАЗа понятна: доля комплектующих в себестоимости произведенных автомобилей Lada составляет более 70%. Кстати, в 2015 году АвтоВАЗ смог оптимизировать себестоимость машин всего на 1,6%, а убытки достигли 74 млрд рублей. Тогда Бо Андерсон требовал снижения цен на компоненты, а Мор не делает этого, по крайней мере, демонстративно.
Обо всём этом шла речь на июльской конференции поставщиков АвтоВАЗа. Это мероприятие по своей значимости переоценить трудно. После аналогичной конференции в 2015 году и начались большие проблемы сначала у самих поставщиков, а потом у Бо Андерсона. В конференции этого года принимали участие помощник полномочного представителя Президента РФ в ПФО Олег Машковцев, зампредседателя
Правительства Самарской области — министр промышленности и технологий Самарской области Сергей Безруков, президент ОАО «АВТОВАЗ» Николя Мор, поставщики АвтоВАЗа и Альянса RenaultNissan.
На мероприятии Николя Мор кратко очертил круг проблем:
«Могу подтвердить, что продажная цена автомобилей слишком высокая, особенно, что касается бюджетных моделей, таких, как, например, Lada Granta. Мы ожидаем, что в результате взаимодействия с нашими поставщиками по итогам сегодняшней встречи себестоимость автомобилей будет снижаться. Наша задача — улучшить на 10% локальную интеграцию в течение ближайших трёх лет. Мы считаем, что ряд российских поставщиков являются достаточно конкурентными и наша задача — работать с ними и покупать всё за рубли».
Кроме того, поставщики получили письмо руководителя по закупкам «АРНЗО» (ООО «АвтоВАЗ- Renault-Nissan закупочная организация») Венкатрама Мамиллапалле.

Николя Мор Президент ОАО «АВТОВАЗ»
Николя Мор
Президент ОАО «АВТОВАЗ»

«Мы ожидаем, что в результате взаимодействия с нашими поставщиками себестоимость автомобилей будет снижаться. Наша задача — улучшить на 10% локальную интеграцию в течение ближайших трёх лет.

Мы считаем, что ряд российских поставщиков являются достаточно конкурентными и наша задача — работать с ними и покупать всё за рубли».

В своём письме он настоятельно рекомендовал производителям снизить цены на продукцию на 20%, те, кто сделает это, будут обеспечены соответствующими объёмами производства.
По сути, это просто смягчённый вариант того же самого «добровольно-принудительного» давления. Нет сведений о том, что производители автокомпонентов пошли навстречу АвтоВАЗу после конференции. Таким образом, конструктивные отношения АвтоВАЗа и поставщиков остаются напряжёнными. АвтоВАЗ продолжает настаивать на снижении цен, пусть и опосредовано, но как это будет осуществляться на практике пока неизвестно, производители автокомпонентов не будут работать в убыток и они уже доказали, что способны отстаивать свои интересы. А такие инциденты, как задолженность АвтоВАЗа перед «Сердобским машиностроительным заводом» только добавляет сомнений поставщикам. Напомним, АвтоВАЗ накопил задолженность по оплате комплектующих перед предприятием на сумму 20 млн рублей, как заявили в правительстве Пензенской области:
«В настоящее время в связи с экономическими трудностями, которые испытывает волжский автозавод перед сердобским предприятием у него сложился долг». «Сердобский машиностроительный завод» входит в холдинг «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), предприятия которого являются основными поставщиками АвтоВАЗа.

Динамика убытков АвтоВАЗа, млрд руб.Долги и бюджет
Впрочем, задолженность АвтоВАЗа перед СМЗ выглядит микроскопичной по сравнению с общей суммой задолженности автогиганта, которая составляет (по данным на конец марта) 128,5 млрд рублей, из которых
долгосрочных 61,7 млрд рублей, остальные — срочные. При этом по итогам первого квартала 2016 года просроченная задолженность АвтоВАЗа перед поставщиками составляла более 25 млрд рублей (в конце 2015 года просроченная задолженность перед поставщиками составляла 18,7 млрд рублей — долги растут как снежный ком).
На судебные разбирательства и претензии поставщиков АвтоВАЗ зарезервировал 810 млн рублей в этом году, исков по долгам АвтоВАЗа перед поставщиками, подрядчиками и другими компаниями десятки. Например, самый крупный перед ООО «РТ-Энерготрейд» за поставленные и неоплаченные коммунальные услуги (АВТОВАЗ не оплачивал поставки электроэнергии с января 2015 года по март 2016 года, когда долг составил 591,8 млн рублей.).
На 30 июня задолженность АвтоВАЗа перед компаниями составляет 52,2 млрд рублей — не просроченная, о масштабах просроченных на данный момент долгов неизвестно. Часть этих долгов, вероятно, будет списана. По крайней мере, когда в июне 2016 года «Ростех» предложил списать 20 млрд руб. долга ОАО «АвтоВАЗ», правительство России поддержало эту инициативу. В частности, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил: «…что касается списания — это не списание, а конвертация долгов в отношении займа, который был предоставлен «Ростехом» в свое время «АвтоВАЗу». Это достаточно естественный процесс. Мы будем поддерживать, если такое решение будет приниматься».
Пока нет вестей о том, что АвтоВАЗ будет просить поддержки у государства. Впрочем, есть сведения, что «АвтоВАЗ» намерен обратиться к правительству осенью этого года с запросом о получении дополнительной субсидии на поддержку занятости до конца года, о сумме субсидии пока неизвестно.
Планов громадьё
Несмотря на тяжёлое положение, АвтоВАЗ продолжает заниматься планированием. План производства на 2016 год — 416 000 автомобилей, то есть, за полгода АвтоВАЗ, чтобы достичь этих показателей, должен выпустить 291000 автомобилей. Николя Мор в своем выступлении на 7-м Международном Автомобильном форуме рассказал и о более дальних планах: так с 2017 по 2019 год АвтоВАЗ готовится запустить в производство две новые модели и проведет рестайлинг ещё одной. В 2020–2022 гг. — три новые модели и рестайлинг одной модели, в 2023-2025 гг. запуск ещё трёх моделей и рестайлинг трёх моделей.
При этом, Николя Мор выразил скептицизм относительно возможностей восстановления рынка легковых автомобилей в 2016 году, но спрогнозировал рост автомобильных продаж в России в 2017 г. на 10% «в лучшем случае».
Этот прогноз и заявление о том, что нынешний год будет переломным, а после него возможно постепенное возвращение к росту продаж, можно назвать чрезвычайно оптимистичными. Хотя, скорее всего, Мор не столько прогнозирует, сколько выражает надежду. Ведь ясно, что без восстановления авторынка и возвращения АвтоВАЗа к стабильно растущим продажам большого количества автомобилей — никакие его проблемы решены не будут и он обречён ходить по этому кругу столько, сколько будет длиться кризис на авторынке.

Добавить комментарий