Беспилотные последствия

Беспилотные последствияПо прогнозу компании IHS Automotive, к 2025 году 9 млн автомобилей с автономным управлением будут ездить по дорогам мира. Это немного, но уже достаточно для того, чтобы начать всерьёз влиять на цивилизацию.

В IHS Automotive предполагают, что с 2025 по 2035 год количество автомобилей-беспилотников достигнет 21 млн ед. И далее постепенно самоуправляемые автомобили будут захватывать всё большие сферы жизни.
Вначале беспилотные автомобили будут использоваться в городах развитых стран, в автопарках продвинутых компаний. В этот период будут автомобили обкатываться, тестироваться, будут выявляться проблемы, о многих из которых мы пока не догадываемся. В это время влияние автопилотов на мир будет минимальным. Но как только (и если) будет доказана рентабельность и польза эксплуатации беспилотников, так сразу их количество начнёт расти очень быстро.
И в это время начнут, как снежный ком, расти и проблемы, связанные с ними.
По предположению Fast Company беспилотные автомобили будут ездить медленнее обычных, и некоторое время, может быть десятки лет, на дорогах буду отдельные полосы для беспилотных и обычных автомобилей. Но полностью отделить потоки будет невозможно, поэтому неизбежны специфические ДТП.
При этом многие футурологи считают, что сначала взаимодействие беспилотных автомобилей с обычными ухудшит безопасность на дорогах. Но, по мере роста количества беспилотных автомобилей и повышения их возможностей специальных дорог для них станет больше, ДТП будет всё меньше. Не только потому, что беспилотники будут более «умными», но и потому, что обычные автомобили вынуждены будут подстраиваться под более упорядоченный и медленный темп движения потока беспилотных машин.
Улучшение безопасности на дорогах сразу принесёт большие изменения на рынок страхования. Так как частые ДТП — одна из основных стаей дохода страховщиков. По подсчётам компании Ptolemus, если к 2030 году на дорогах мира будет около 380 млн автомобилей — не только полностью автономных, но и полуавтономных — это уменьшит количество ДТП на 30%, что приведёт к сокращению на 40% страховых премий (к показателям нашего времени).
Опасности переходного периода будут усугубляться тем, что от 6% до 12% взрослых, которые будут пользоваться автопилотами, подвержены укачиванию — таковы данные исследования Научно-исследовательского института транспорта при Мичиганском университете.
Это связано с тем, что у пассажира самоуправляемого автомобиля будет конфликт между вестибулярным аппаратом и зрительными сигналами, пассажир неспособен будет предчувствовать направление движения и он будет ощущать отсутствие контроля над передвижением.
Люди должны будут адаптироваться к автомобилям с автопилотом, и на это потребуется время. С этой проблемой тесно связана проблема психологической адаптации пользователей беспилотных машин. Ведь люди будут доверять свои здоровье и жизнь роботам в буквальном смысле. Вероятно, это будет выглядеть также, как попытки освоить компьютер пожилыми людьми, выросшими в аналоговую эпоху.
Согласно прогнозу Morgan Stanley, распространение беспилотных автомобилей приведёт к росту рынка алкогольной продукции на 0,8% каждый год. Причины ясны: для большинства людей автомобиль мощный сдерживающий фактор употребления алкогольных напитков. Постепенно влияние этого фактора ослабеет
и рынок алкоголя вырастет на 100 млрд долларов к 2025 году по сравнению с показателям настоящего времени (1,5 трлн долл.). Вряд ли это можно считать положительным следствием.

Прогнозная динамика рынка полностью беспилотных автомобилей, млн ед. (по данным IHS Automotive )Но зато, как только количество беспилотных автомобилей станет существенным, они полностью переформатируют рынок пассажирских перевозок, кратно снизив их стоимость. И это положительное последствие, хотя и не для всех.
В The Wall Street Journal считают, что распространение беспилотных машин приведёт к расширению крупных городов, а в Nature Conservancy говорят, что одновременно будет сокращаться плотность населения в городах. Они опираются на исследования Нью-Йоркского и Коннектикутского университетов, которые показали, что с появлением на улицах американских городов трамваев плотность населения городов снижалась в среднем на 1–1,5% в год. Аналогичные последствия могут принести и беспилотные машины.
В WSJ утверждают, что практика владения беспилотным автомобилем будет отличаться от практики владения обычной машиной. Будет популярным совместная эксплуатация машины, это резко сократит расходы на обслуживание автомобиля и на дорогу, и больше людей получит возможность пользоваться автомобилем, проживая в пригороде — так города фактически расширят свою территорию.
И это приведёт постепенно к тому, что, по прогнозу Массачусетского технологического института, плотность городского потока автомобилей сократится на 80% по сравнению с сегодняшним.
Беспилотные автомобили вообще существенно изменят облик городов: они станут просторнее, комфортнее и динамичнее. При этом инфраструктура городов, а затем и межгородских территорий, изменится вот в каком плане: дороги постепенно превратятся в единую сеть, связанную компьютерами, которые будут постоянно собирать всю возможную информацию об условиях движения и передавать её в беспилотный автомобиль. По сути, все беспилотники, двигающиеся по такой «умной дороге» будут постоянно обучаться и обмениваться информацией между собой, что превратит дорожно-транспортную инфраструктуру в единый самоуправляемый «кибернетический организм». Постоянное взаимо- и самообучение и приведёт к 100% безопасности на дорогах.
Это позволит постепенно отказаться от дорожных знаков и светофоров, хотя такая среда будет прямо враждебной к водителям обычных автомобилей. Но до этого ещё очень и очень далеко.
Существуют футуристические прогнозы и для производства беспилотных автомобилей. Дело в том, что конструктивно такие машины будут делаться без учёта требований водителей, и выполнять чисто утилитарные функции. Это приведёт к серьёзному удешевлению производства с одной стороны, и возможностям неограниченных объёмов производства. Простой автомобиль и в обслуживании будет несложен и недорог, и в то же время, эффективность эксплуатации типового серийного беспилотника будет выше, особенно, если опираться на прогноз WSJ, он будет практически в коллективной эксплуатации.
Автомобиль станет доступен абсолютно всем в буквальном смысле, а не в рекламных слоганах.
Именно с этого момента беспилотные дешёвые машины могут начать очень быстро вытеснять обычные автомобили, примерно так, как за несколько лет мобильные телефоны и компьютеры завоевали планету.
Кстати, проблемы будут сходные: неизбежные сбои компьютерного управления автомобилем, компьютерные вирусы, действия гиков-злоумышленников и так далее. Эти проблемы учёные пытаются решить уже сейчас, поскольку одно дело, когда сбоит смартфон, и совсем другое, когда выходит из-под контроля беспилотный автомобиль, да ещё как часть общей дорожно-транспортной системы.
И, конечно, существенной проблемой, над которой уже сейчас бьются юристы, является проблема ответственности за последствия возможных сбоев в работе беспилотных автомобилей. Эти проблемы можно свести к одной: кто будет отвечать в случае возникновения ДТП?
Пока все прогнозы выглядят довольно фантастично. Возможно, и даже, скорее всего, переходный период будет гораздо дольше. И скорее всего, речь может идти не о десятках, а сотнях лет до того, когда беспилотные машины станут привычными на дорогах и их будет столько же, сколько обычных машин.
Возможно, кстати, что беспилотные машины никогда не вытеснят обычные машины, потому что автомобили управляемые человеком тоже «умнеют», и очень может быть, что во многих сферах жизни использование беспилотных машин не будь целесообразным. И тогда беспилотные машины будут использоваться только в некоторых отраслях. С другой стороны, никто не представлял себе, с какой скоростью проникнут во все уголки Земли персональные компьютеры, мобильные телефоны, интернет. Всё может быть.

Добавить комментарий