Экспорт в 2017 году: рост и неясные перспективы

Экспорт в 2017 году: рост и неясные перспективыОбъем экспорта автокомпонентов из России в 2017 году вырос на 5%, экспорт легковых автомобилей из России в 2017 году увеличился на 35–40%. Это удалось при поддержке государства, но не совсем понятно, что будет дальше, на пути наращивания экспорта есть ряд препятствий.

По итогам 2017 г. общий экспорт автоком­понентов из России увеличился на 5% к показателям 2016 года, примерно до 2,5 млрд долларов. Больше 70% автокомпо­нентов направляется в страны СНГ, около 12% в Европу. В основном автокомпоненты поставляются для обеспечения проданных за рубежом автомоби­лей российских марок. Кроме того, автокомпоненты поставляются на автосборочные предприятия за границей. Поставка машиноком­плектов, а не автомобилей, позво­ляет избежать запретительных пошлин.

МНЕНИЕ


Валентина Верижникова пресс-секретарь ОАО «УК ЕПК»Валентина Верижникова пресс-секретарь ОАО «УК ЕПК»

Сейчас на российском рынке открываются новые возможности по реализации экспорта продук­ции. Опираясь на результаты про­деланной нами работы, мы с уве­ренностью можем отметить рост спроса на продукцию в сегменте машиностроения. Наша компания с оптимизмом смотрит на расши­рение реализации нашей продук­ции в других странах.
Безусловно, что не только мы, но и ряд других компаний сталки­ваются с одними и теми же трудностями на этом пути. Первая из них — это сертификация, а именно, отсутствие единообразия в процессах технического регули­рования. Постоянные изменения в юридическом оформлении отни­мают много времени и финансов. Если государство намерено уве­личивать экспортный потенци­ал своих корпораций, то начатьстоит с увеличения прозрачности работы бизнеса. Например, опу­бликование детальных данных о реализации проектов по эффек­тивной работе в глобальных про­изводственных цепочках.

Сравнительный объем экспорта автокомпонентов, млрд долларовСреди поставщиков — Renault, который экспортирует 190 наименований автокомпонен­тов в увеличивающихся объемах для сборки, в частности в рам­ках СП с Алжиром. Поставляет запчасти за рубеж Ford Sollers, в Румынию. Экспортеры автокомпонентов ограничены тем, что могут постав­лять в основном только те автоком­поненты, которые предназначены для конкретных марок автомобилей. Власти, в общем, осознают про­блемы экспортеров и проводят определенную работу для нара­щивания в перспективе поставок автокомпонентов. В частности, Росстандарт проводит комплекс мероприятий для активизации экс­порта.
Каждый год Росстандарт выдает более 300 сообщений на экспорт­ную продукцию, такие как сообще­ния о типе конструкции автоком­понентов, по выбросам вредных веществ, по особенностям конкрет­ных узлов — рулевого управления, светотехники и так далее. Эта систе­ма не удовлетворяла участника рынка в отношении прозрачности формирования сообщений. В то же время, проводить оценку автоком­понентов в зарубежных организа­цих гораздо дороже. Но с 2017 года Росстандарт пыта­ется изменить ситуацию. В частно­сти, осуществляется модернизация доступа на внешние рынки россий­ского автопрома в соответствии с требованиями Европейской эконо­мической комиссии ООН.
В соответствии с проводи­мой в этом направлении работой, Росстандарт после проверки будет выдавать производителям «сообще­ние об официальном утверждении типа» автомобиля или автокомпо­нента. И на основе этого докумен­та будет проводится понятная всем участникам рынка сертификация продукции, которая будет призна­ваться в качестве официального документа всеми странами-участ­ницами Женевского соглашения.
Экспорт автомобилей из России в 2017 г., тыс. ед.В сентябре 2017 года Росстандарт ввел порядок оформления и выда­чи сообщений предприятиям авто­прома, 27 декабря 2017 г. состоя­лось итоговое заседание Оценочной группы с оценкой результатов про­веденной за год работы. В качестве технических служб, которые будут иметь право проводить проверку к настоящему времени подтверж­дены НТЦ «Автоэлектроника»,ФГУП «НАМИ» (НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ»), ООО «Эксперимент», ООО «ЛМЗ «СКАД», НП «ИНСАТ», ООО «Трансконсалтинг», ООО «Шинный испытательный центр «Вершина», ООО «Сертистек-95». Возможно, с завершением этой работы, российские производители смогут наращивать экспорт авто­компонентов более активно.

МНЕНИЕ


Владимир Михайлов директор по марке- тингу Завод «Невский фильтр»Владимир Михайлов, директор по маркетингу Завод «Невский фильтр»

Для экспорта автомобилей в раз­вивающиеся страны перспективы по-прежнему остаются на достаточно высоком уровне, что нельзя сказать об экспорте автокомпо­нентов. Российские предприятия производители имеют потенциал в данном направлении, но неод­нозначная ситуация со стоимостью рубля ставит запятую в этом вопросе.
Кроме проблемы — уже упомя­нутого курса рубля — значитель­ную роль для компаний, которые не только говорят, но и действи­тельно производят, играет сто­имость материалов и ресурсов. Зачастую формирование этой стоимости находится в руках естественных монополий. В то же время высокий ссудный процент в реальности не дает возможно­сти развивать и создавать про­изводства очень высокой автома­тизации и производительности труда с хорошей компетенцией инженерного состава. Всё это тре­бует длинных и дешевых денег. Так как дешевых и длинных денег нет, то нет и возможности инве­стировать в автоматизацию, и значит, нет возможности полу­чить низкую себестоимость гото­вой продукции.
Без дешевых кредитов — по таким же ставкам как в Европе и Китае — экспортные поставки в принципе невозможны. Так что шансы поста­вок на экспорт в развитые страны у отечественных производителей автокомпонентов (без участия иностранного капитала) в реаль­ности очень низки. Актуальными механизмами господдержки могут быть программы кредитования или субсидирования экспортных сделок, а так же более жёсткий контроль естественных монопо­лий со стороны ФАС.

Экспорт автомобилей
Объем экспорта легковых авто­мобилей из России в 2017 году вырос примерно на 40% к показате­лям 2016 года, до порядка 38 тысяч легковых машин. В стоимостном выражении экспорт легковых авто­мобилей составил 1,3 млрд долл. В страны дальнего зарубежья экс­портировано около 33 тыс. ед, что на 55% больше, чем годом ранее. В страны СНГ около 46 тыс. ед., что на 11% больше, чем в 2016 году. Сравнительно много экспорти­ровал АвтоВАЗ — около 25 тыс. автомобилей, что на 30% больше, чем в 2016 году. АвтоВАЗ начал экспортировать автомобили по некоторым новым направлени­ям — в Китай, на Кубу, в Литву и Иорданию. Ford Sollers в 2017 году увеличил экспорт на 21% к 2016г. — до 1,018 тысячи автомобилей. УАЗ существенно увеличил экс­порт в 2017 году, на 47% до 5101 ед., в основном ульяновские внедорож­ники пользуются спросом на рынке ближнего зарубежья.

МНЕНИЕ


Андрей Гасилин директор ООО «ТрансМаш» Андрей Гасилин,  директор ООО «ТрансМаш»

Экспорт в нашей стране зависит от положения доллара. Если рубль по отношению к доллару будет
«укрепляться», то экспорт умень­шится. Соответственно, если дол­лар вырастет, то экспорт также вырастет.
Наиболее значимая проблема, связанная с экспортом российских производителей, — это высокая конкуренция на рынке автокомпо­нентов. Также существуют неко­торые ограничения, связанные с экспортом в страны Ближнего зарубежья, например на Украину. Одна из проблем, связана с посто­янным оформлением документов для прохождения таможенного контроля, сертификацией товаров Таможенным союзом, что влечет за собой финансовые и временные затраты. Субсидирование или компенсация процентов лизинговой ставки при покупке предприятием оборудо­вания для выпуска продукции на экспорт; участие государства при регулировании процентной став­ки кредитования для предпри­ятий, занимающихся экспортом; организация специализированных выставок в странах, которые могут быть интересны для российских производителей — все эти меры господдержки были бы актуальны для экспортёров.

В 2017 году экспортировано около 12 тыс. ед. грузовых авто­мобилей, в страны дальнего зару­бежья порядка 3,5 тыс грузовиков, что на 25% больше, чем в 2016 году, а в страны ближнего зарубежья экспорт грузовиков упал пример­ но на 35%, до порядка 9 тыс. ед. В стоимостном выражении экспорт грузовиков уменьшился на 13%, до порядка 260 млн долл.
«Рост экспорта достигнут по мно­гим видам продукции. Частично, конечно, этому способствовало повышение мировых цен, но значи­тельный, ведущий фактор—это уве­личение физических объемов наших поставок за границу», — прокоммен­тировал рост автомобильного экс­
порта премьер Дмтрий Медведев. Экспорт автомобилей одно из ключевых направлений развития российской автомобильной промышленности в стратегических документах и планах нескольких последних лет. Но проблемой оста­ется как раз отсутствие четкой стра­тегии экспорта.
Экспорт автомобилей из России в 2017 г., млн долларовВ начале 2017 года на фоне начав­шегося подъема на авторынке, участники рынка небезоснователь­но надеялись на то, что государство воспользуется начавшимся восста­новлением автомобильной отрасли и создаст стратегию дальнейшего поступательного развития По итогам января-ноября 2017 года рост авторынка составил 11,7% и от правительства ждали стратегию развития отрасли, (ту самую стратегию, которую рос­сийский президент поручал под­готовить еще к марту 2016 года), которая опиралась бы, в числе про­чего, на экспорт.
Но такая стратегия в течение всего года представлена не была. На начало 2018 года планируется презентация стратегии, но Денис Мантуров, глава Минопромторга, заранее охладил ожидания, пред­упредив, что эта стратегия не более, чем свод правил, которые и так всем понятны. Таким обра­зом, прорывов в сфере экспорта ждать не приходится. Но, с дру­гой стороны, можно предполо­жить, что ведомства не уверены в том, что подъем авторынка в 2017 году — устоявшаяся тен­денция, которая будет разви­ваться поступательно какое-то долгое время. Возможно, нужно еще время, чтобы убедиться, что положительная динамика авто­рынка не просто кратковремен­ное оживление во время долго­ временного кризиса.
Тем не менее, кое-какие ориги­нальные способы поддержать рост экспорта правительство предлага­ет. Недавно Минпромторг пред­ ложил субсидировать скидки при продаже автомобилей за рубежом в обмен на автохлам. Размер скидки 50 тысяч рублей, для утилизиру­емых автомобилей возрастом не менее 10 лет, из которых последние три года автомобиль должен нахо­диться в пользовании получателя скидки. В то же время, экспортиру­емый автомобиль должен быть не старше 1 октября 2017 года. О том, когда и как будет реализовываться этот проект, пока ничего неизвест­но.

МНЕНИЕ


Вячеслав Воробьев генеральный директор ООО «Три-В Плюс»Вячеслав Воробьев,генеральный директор ООО «Три-В Плюс»

Перспективы экспорта автокомпо­нентов и автомобилей из России я оцениваю позитивно. Постоянное улучшение качества продукции российских производителей дает основание предполагать, что такая продукция будет пользоваться спросом. Проблемы российских производителей при экспорте продукции связаны с невозможностью под­тверждения 0% ставки НДС. Хотя есть и ряд других проблем, но именно этот барьер сильно сдер­живает объем экспортных поста­вок отечественных товаров.
Говоря о возможных мерах и механизмах государственной поддержки, которые были бы полезны экспортеру, убежден, что они должны быть направле­ны именно на решение насущ­ных проблем в отчетности. Та же проблема с подтверждеием 0% ставки НДС (с его воз­вратом поставщикам), могла бы быть решена на уровне государ­ственного аппарата.

Еще один способ активизации экспорта автомобилей демон­стрируют власти, разрешившие Фольксваген Груп Рус не платить часть таможенных пошлин на авто­кокомпоненты, если они использу­ются для производства автомоби­ лей, которые затем отправляются на экспорт.
Соглашение об этом в январе подписали ФТС Владимир Булавин, генеральный директор Volkswagen Group Rus Маркус Озегович и финансовый директор Volkswagen Group Rus Патрик Майер. Фольксваген Груп Рус в про­шлом году был крупнейшим рос­сийским экспортером легковых автомобилей, поставив за рубеж 25 тысяч собранных в России автомобилей, что на 70% боль­ше, чем было экспортировано в 2016 году.
В 2018 году, если экспорт будет развиваться также, как и сейчас, поставки за рубеж автомобилей будут расти. Даже если рост экспор­та будет таким же, как в 2017 году, количественно это по-прежнему будет немного, но главное, что экс­порт растет.

Добавить комментарий