Кристоф де Маржери год без «Мистера Усы»

Кристоф де Маржери, президент Total, французской нефтегазовой компании, одной из крупнейших в мире по величине рыночной капитализации, погиб 20 октября 2014 г. в возрасте 63 лет, когда его частный самолет разбился в московском аэропорту «Внуково». Кто виноват в смерти топ-менеджера мирового уровня неизвестно.

Кристоф де Маржери«Если вы хотите работать всегда только в приятной обстановке, в безопасности и мирных условиях, нефтяной бизнес не для вас»


Кристоф де Маржери представитель старинной династии, которая давала Франции дипломатов и руководителей высшего уровня. Приемный отец ПьерАлен Жакен де Маржери возглавлял компанию Mutuelles Unies/Drouot (с 1985 года — «Аха», системно значимая для мировой экономики страховая компания). Мать Кристофа, Колетт Теттенже — дочь Пьера Шарля Теттенже, мэра Сен- Жорж-де-Кото: он известен тем, что договорился с немцами о том, что они не будут разрушать Париж. Журналисты, специализирующиеся на светских слухах и сплетнях также выяснили, что Кристоф де Маржери был свидетелем на свадьбе своей кузины Брижитт Теттенже с Жаном-Пьером Жуайе, свидетелем которого был Франсуа Олланд.
Кристоф де Маржери закончил одну из старейших бизнес-школ ESCP Europe и устроился на работу в Total в 1974 году, как сам он говорил — «по случайности», ведь здание компании находилось рядом с его домом в XVI округе Парижа. Карьера де Маржери в компании была довольно быстрой: начал в финансовом департаменте, в 1987 году он стал казначеем Total, в 1995 году возглавил подразделение компании на Ближнем Востоке и вошел в исполнительный совет концерна, в 1997 году — подразделение разведки и добычи.
Кристоф де Маржери работал в Total в удачное время: с 1995 года компанией руководил Тьерри Демаре, который вывел Total в разряд крупнейших европейских нефтепереработчиков, причём в ситуации противостояния лидерам мирового рынка — американским концернам. Эти достижения и унаследовал Кристоф де Маржери. В феврале 2007 года Демаре ушел на должность председателя совета директоров Total, а генеральным директором концерна стал де Маржери, а с мая 2010 года де Маржери полностью сосредоточил в своих руках управление Total.
Новый руководитель принёс с собой новую стратегию: продавать непрофильные и медленно растущие предприятия и инвестировать в более рискованные проекты, которые сулят большую прибыль. Total избавилась от непрофильных активов, таких, как месторождения в Мексике, Камеруне и Норвегии, совокупной стоимостью на $4 млрд, а в 2012 году компания избавилась от активов на $16 млрд. Одновременно де Маржери инвестировал в освоение месторождений иракского Курдистана, Таджикистана и России. Хотя Total присутствует в РФ с 1991 года, но наибольшее значение российское направление получило именно при де Маржери.
В 1999 году Total начала добычу нефти на Харьягинском нефтяном месторождении, сотрудничество с «Газпромом» по Штокмановскому месторождению в Баренцевом море, в 2011 году Total становится стратегическим партнером НОВАТЭКа в проекте «Ямал СПГ» по производству сжиженного природного газа. Кристоф де Маржери был сопредседателем Экономического совета Франко-российской торговопромышленной палаты (CCIFR), председателем которой со стороны России был Геннадий Тимченко.
В то же время, де Маржери активно инвестировал в современные технологичные проекты и Total сумела стать крупным игроком в сфере нетрадиционной добычи нефти. В 2012 году Total заявила об инвестициях $2,3 млрд в освоение сланцевой формации Utica Shale в штате Огайо, в начале 2014 года компания вошла в проекты по разработке сланцевого газа в Великобритании, разрабатывала проекты добычи сланцевого газа в Аргентине и осваивала сланцевую нефть в Западной Сибири совместно с ЛУКОЙЛом. Кристоф де Маржери в международном сотрудничестве был сторонником приоритета деловых отношений над любыми другими соображениями. С одной стороны, это позволило Total динамично развиваться, а с другой вызывало критику, приводило к конфликтам, в том числе и с французским правительством и даже к уголовному преследованию. Так, Total был обвинён в пособничестве военной хунте в Бирме, в декабре 2006 года Кристоф де Маржери провел более суток под арестом по коррупционному делу с Ираном, Маржери привлекали по делу «нефть в обмен на продовольствие» в Ираке.
«Если вы хотите работать всегда только в приятной обстановке, в безопасности и мирных условиях, нефтяной бизнес — не для вас», — сказал как-то колоритный руководитель Total. В соответствии с этим девизом, Маржери легко шёл на контакты с любыми, иногда и весьма одиозными, авторитарными правителями. Он лично встречался с президентом Экваториальной Гвинеи Теодоро Нгемой, президентом Уганды Йовери Мусевени, вице-президентом Анголы Фернанду душ Сантушем, президентом Йемена Али Абдуллой Салехом, президентом Туркменистана Гарбангулы Бердымухамедовым, президентом Конго Дени Сассу-Нгессо и так далее. О своих контактах с этими людьми сам Кристоф говорил так: «Здорово быть руководителем, путешествовать и встречаться со всеми этими людьми».
Судя по всему, Кристоф де Маржери был эталонным бизнесменом-нефтяником, который готов добывать нефть где угодно, готов был сотрудничать с кем угодно, до тех пор, пока это прибыльно и достаточно безопасно для его бизнеса, игнорируя любые соображения, которые прямо не относятся к деловой практике. Такой деловой подход и лояльность снискали де Маржери большое уважение в Москве. Поэтому внезапная трагическая смерть произвела шокирующее впечатление на его деловых партнёров в России.

Кто виноват

Пресс-служба Внуково сообщала о гибели Кристофа де Маржери в собственном самолёте Falcon так: «Во время разбега в 23:58 произошло столкновение со снегоуборочной машиной аэродромной службы. В результате столкновения самолет полностью сгорел, пассажир и все члены экипажа погибли. Водитель снегоуборочного автомобиля не пострадал».
Многие российские СМИ, в первую очередь, особое значение придали факту столкновения самолёта и снегоуборочной машины, как свидетельство особенной российской безалаберности. На самом деле, столкновение самолёта со спецтехникой, обслуживающей аэропорт, совсем не уникальное происшествие.
В начале ноября 2015 г. в аэропорту «Бен-Гурион» на взлетную полосу выехали две рабочие машины в тот момент, когда на взлет пошел самолет А-320 венгерско-польской компании Wizz Air, направлявшийся в Будапешт. Летчик успел затормозить. Между прочим, самая крупная авиакатастрофа в истории тоже результат столкновения — в 1977 году в аэропорту города Тенерифе произошло столкновение двух самолётов Боинг-747 на взлётной полосе.
Для расследования причин гибели Кристофа де Маржери и экипажа частного Falcon была создана специальная комиссия. В Следственном комитете России (СКР) по факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) и предложены четыре версии причин катастрофы самолета Falcon: вина пилотов, вина диспетчеров, вина водителя снегоуборочной машины и плохая видимость.Приоритетной была объявлена версия человеческого фактора.

Кристоф де МаржериКристоф де Маржери был эталонным бизнесменомнефтяником, готовым добывать нефть где угодно, сотрудничать с кем угодно, до тех пор, пока это прибыльно и достаточно безопасно для его бизнеса, игнорируя любые соображения, которые прямо не относятся к деловой практике


Обвинение по делу было предъявлено пяти человекам: ведущему инженеру аэродромной службы аэропорта Владимиру Леденеву, водителю снегоуборочной машины Владимиру Мартыненко, диспетчеру Александру Круглову, диспетчеру руления Надежде Архиповой, диспетчеру-стажеру Светлане Кривсун и руководителю полетов аэропорта Роману Дунаеву. Следственный комитет России (СКР) «завершил» расследование по делу в удивительные для таких дел сроки — пять месяцев. В мировой и российской практике дела об авиакатастрофах длятся годами.
Кроме СК, своё следствие ведёт Межгосударственный авиационный комитет (МАК). В августе 2015 года МАК представил доклад, в котором говорилось, что у экипажа не было действующих прогнозов и фактической погоды по пункту вылета, посадки, запасным аэродромам и по маршруту. Кроме того, у диспетчеров были претензии к работе радиолокационного оборудования, а некоторые диспетчеры были допущены к работе незаконно.
Водитель снегоуборщика Владимир Мартыненко и его непосредственный начальник ведущий инженер аэродромной службы аэропорта Внуково Владимир Леденев были пьяны. В МАК негодовали, что в материалах уголовного дела СКР об алкогольном опьянении Леденева ничего не сказано, по версии СК, пьяным был только водитель снегоуборщика. Кстати, в конце сентября все фигуранты дела о крушении самолета были освобождены из СИЗО и от домашнего ареста в связи с окончанием предельного срока содержания под стражей в статусе обвиняемых до суда.
Генеральная прокуратура, получив результаты СК, усомнилась в объеме предъявленных некоторым фигурантам обвинений и в правильной квалификации действия обвиняемых и вернула дело на доследование до 24 октября, а затем до середины декабря. На сегодняшний день следствие ограничилось тем, что «в день катастрофы Леденев руководил снегоуборочными работами, а
Дунаев, Кривсун и Круглов — воздушным движением», они подозреваются в том, что «не обеспечили соблюдение требований безопасности полетов и проведения наземных работ, что и привело к трагедии» и являются виновными. Но это не выглядит достаточно убедительным.
Вполне может быть, что дело будет продлено ещё раз, так как 20 ноября Савеловский суд Москвы обнародовал информацию о неисправности радиолокационного локатора обзора летного поля во время авиакатастрофы в аэропорту Внуково, в которой погиб Кристоф де Маржери. Предполагается, что за неисправный локатор должны отвечать диспетчеры, которые не докладывали о неисправной работе филиала. Адвокат диспетчера Александра Круглова Николай Семенов настроен бороться, так как считает, что за неисправный локатор должно отвечать руководство аэропорта, а не диспетчеры: «Лишний раз убеждаюсь, что в лице диспетчеров следственные органы нашли козлов отпущения. За весь бардак в аэропорте не должны отвечать диспетчеры…»
Кроме того, адвокат Владимира Мартыненко Александр Карабанов указал на многочисленные процессуальные нарушения, потребовал провести дополнительные очные ставки. Также Межгосударственный авиационный комитет (МАК) пообещал представить результаты расследования катастрофы. Всё это может изменить ход дела.

После де Маржери

Не так давно стало известно, что российские адвокаты из коллегии «Карабанов и партнеры» будут представлять интересы Патрика Вервеля, мужа стюардессы, которая была в составе экипажа самолета Falcon в московском аэропорту «Внуково» в день катастрофы. Патрик Вервель не верит, что вина за авиакатастрофу лежит на сотрудниках аэропорта «Внуково». Он утверждает, что катастрофа носила заказной характер с целью дестабилизировать российско-французские отношения. Впервые Патрик Вервель и «Карабанов и партнеры» сообщили об этой версии в апреле 2015 года.
Версия заказной авиакатастрофы появилась в первые минуты после авиакатастрофы, при этом многочисленные эксперты тут же указывали и заказчиков, чаще всего это «госдеп США», нефтяные компании США, различные недруги российской власти. Эти версии недолго будоражили медиа-пространство, потому что с течением времени стало очевидно, что гибель де Маржери не оказала существенного влияния ни на что.
Агентство Reuters сразу после катастрофы во Внуково почти в панике писало: гибель де Маржери «создала вакуум на самом верху французской корпорации в эти тяжелые месяцы, когда цены на нефть падают». Но вакуума никакого не было, пост де Маржери занял Тьерри Демаре, что сразу положило конец слухам о выгоде авиакатастрофы для американцев, так как Демаре ещё менее лоялен к американским конкурентам, чем де Маржери.
Экономическое состояние Total также не пострадало — во вторник после сообщения об авиакатастрофе на открытии биржи в Париже котировки Total упали сразу на 2,2%, но уже через час после открытия курс акций практически полностью отыграл падение, вернувшись к значениям днём ранее.
Были ли дестабилизированы российско-французские отношения, мог ли де Маржери повлиять на решения о введении и/или продлении санкций против России, снизилось ли участие Total в России?
Действительно, бывший глава Total выступал против санкций и в России высоко ценили его негативное отношение к санкциям, наложенным ЕС, США и другими странами на ряд чиновников, управленцев и некоторые отрасли, в связи с событиями в Украине. Маржери отчасти взял на себя роль адвоката российского правительства, требуя понимания от руководителей западных стран мотивов и действий Кремля. Но санкции против России вводились и продлялись несколько раз ещё при жизни де Маржери. Очевидно, что влиять на этот процесс он не мог, также как и на динамику российскофранцузских отношений в целом. Де Маржери не мог бы улучшить отношения или ухудшить.
Переоценивать независимость Кристофа де Маржери от политических реалий не стоит. Так, сразу после авиакатастрофы Boeing 777 Malaysia Airlines в Украине, Total прекратила наращивать долю в «Новатэке», зафиксировав долю на уровне 18% и приостановила работу по созданию СП с «Лукойлом» в Западной Сибири.
С другой стороны, санкции и ухудшение отношений РФ и ЕС не повлияли негативно на участие Total в Ямал СПГ — газодобывающей компания по освоению Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, более того, в ноябре 2015 года Total немного увеличил свою долю в предприятии. Среди реальных потерь Total в России — выход из проектов Лукойла по разработке участков с труднодобываемой нефтью на территории ХМАО — ещё при де Маржери, официально из-за санкций. Но связано ли это действительно только с санкциями ещё вопрос, например, в ноябре 2015 года Лукойл приостановил проект с Total в Ираке, теперь официальная версия — «из-за цен на нефть». Скорее всего, цены на нефть играют решающую роль в развитии всех нефтяных компаний во всём мире. Падение финансовых показателей Total, кстати, началось при де Маржери. В трагической смерти Кристофа де Маржери есть то, что действительно вызывает вопросы. Во-первых, лежащий не поверхности факт: почему злополучный снегоуборщик столкнулся именно с этим маленьким самолётом, в котором сидел именно Кристоф де Маржери, бизнесмен, входящий в десятку самых влиятельных в своей отрасли во всём мире?
От случайностей, конечно, никто не застрахован, но всё же, к такому событию могла привести цепь невероятных совпадений. Это возвращает нас к вопросу о том, кому выгодно, но на этот вопрос ответа нет или пока нет.
Во-вторых, глава комиссии по расследованиям авиапроисшествий Межгосударственного авиационного комитета Алексей Морозов публично сообщил, что экипаж самолёта Falcon увидел снегоуборочную машину на полосе непосредственно перед взлётом, после команды на подъём колеса, но никак не отреагировал на препятствие. При этом во всех документах говорится о сильном тумане в ту ночь и это видно на снимках и видеокадрах. Получается, что экипаж видел, но ничего не предпринял?
В-третьих, очень мало говорится о том, как именно сгорел Falcon. Например, вопрос — был ли взрыв? Ведь получается, что самолёт полностью выгорел очень быстро, ещё до приезда пожарных, то есть в течение нескольких минут. На снимках, — кстати, очень редких — видно, что самолёт действительно сгорел полностью, буквально остался обугленный остов.
В-четвёртых, сверхъестественная скорость расследования для таких случаев. Версии о вине диспетчеров и/или водителя снегоуборщика появились в первые минуты спустя после того, как СМИ сообщили о трагедии, то есть до итогов расследования и тем более до суда. И эта версия настолько активно отстаивается СК, что даже у Генпрокуратуры возникли сомнения.
И, конечно, интересный вопрос, почему вновь в СМИ появилась версия коллегии «Карабанов и партнеры». Всё-таки дело, хоть и переносится, но, очевидно, движется к развязке, какой смысл поднимать старую версию сейчас?

Текст: Игорь Бек

Добавить комментарий