PROF обзор: автомобильные аксессуары

PROF обзор: автомобильные аксессуары-Автомобильные аксессуары чрезвычайно разнообразны, на разные сегменты рынка аксессуаров могут влиять разные факторы. Но можно говорить и о некоторых общих чертах рынка.

Автоаксессуары делают эксплуатацию автомобиля более комфортным и удобным. Поэтому в настоящее время по экономическим причинам многие автовладельцы просто отказываются от многих аксессуаров, если они не обязательны по техническим или законодательным причинам.
Например, коврики, домкраты или компрессоры — необходимые аксессуары, а обязательность детского кресла закреплена законодательно.
Самый популярный внешний автомобильный аксессуар — брызговики, защищающие днище автомобиля от грязи, пыли и песка, а также щётки для стёкол. Второй по востребованности — дефлектор капота, который защищает переднюю часть автомобиля от мусора и насекомых. Далее по популярности — багажники для крыши или боксы, и фаркопы (прицепные устройства).
Самые востребованные из внутренних аксессуаров — коврики для салона и багажника автомобиля. В меньше степени востребованы GPS-навигаторы и парковочные радары.
По усреднённым оценкам, до 70% российского рынка аксессуаров — импорт, по мнению большинства участников рынка в основном этот импорт китайский. С девальвацией рубля стоимость товаров производителей из развитых стран мира возросла, сократился спрос, и это пошло на пользу китайским поставщикам.
В настоящее время рассматриваемый рынок находится в состоянии стагнации, периодически наблюдается рост определённых видов аксессуаров, затем снижается, но в целом ситуация стабильна за счёт продаж необходимых аксессуаров. В некоторых сегмента рынка возможно импортозамещение, если производство не требует развитых технологий.
Спрос на высокотехнологичные аксессуары в значительной степени определяется развитием интернета.

Михаил Шелатонов представитель компании TAUR AUTO
Михаил
Шелатонов
представитель компании TAUR AUTO

Сравнивая последние несколько лет, ассортиментная насыщенность рынка постоянно растет, в том числе и за счет отечественных производителей. На данный момент предложение может удовлетворить спрос даже самого взыскательного клиента.
Рынок аксессуаров непосредственно связан с автомобильным рынком, который переживает не лучшие времена. Но с другой стороны автоаксессуары постоянно совершенствуются, а интернетторговля набирает обороты.
Время диктует ориентироваться на клиента, изучать потребности и использовать новые инструменты, позволяющие максимально удовлетворить его требования.

 

Это в основном электронные гаджеты, устройства, которые нельзя назвать обязательными, они — дань моде, техническому прогрессу и грамотному PR производителей. Впрочем, всё это отступает перед отсутствием денег у населения.
В интернет-магазинах согласно статистике запросов, наиболее популярные автоаксессуары — навигаторы и видеорегистраторы. Множество аксессуаров нужны только любителям тюнинга, массовый спрос на них отсутствует. Рынок тюнинга в России развит слабо, так как гипотетически доработка автомобиля — дело профессионалов, но в России совершенствуют автомобиль в подавляющем большинстве сами автовладельцы. Поэтому сегмент аксессуаров для тюнинга в России незначителен.

Андрей Самченко руководитель отдела развития «iDatalink-РОССИЯ»
Андрей
Самченко
руководитель
отдела развития
«iDatalink-РОССИЯ»

Рынок автомобильных аксессуаров в точности дублирует график приобретения новых автомобилей покупателем. Сейчас наблюдается отток клиентов от официального дилера, который предлагает более дорогие аксессуары, клиент ищет, и как правило находит, более мелкие установочные студии, порой и частника, где получает услугу по более низкой цене. Эта ситуация ведет к сокращению штата профессиональных установщиков, которые ищут подработку «на стороне».
Первое, и самое главное, что сегодня необходимо, — это пересмотр ценовой политики, второе — при реализации сложных технических устройств, грамотная и углубленная техническая поддержка, техническое сопровождение продукта (пусть даже по телефону). Личное посещение дистрибьюторов своей сети. Те компании, которые успешно переживут спад продаж, предпримут действия для развития своей продукции, пересмотрят ценовую политику, возможно, привлекут для производства новых поставщиков элементной базы и т. д.—имеют шанс продвинуться на рынке автомобильных аксессуаров.

Примеры

Рынок щёток стеклоочистителей в целом стабилен, на нём продолжается тенденция роста сегмента бескаркасных щёток за счёт сокращения традиционных «дворников». В сегменте доминируют компании CHAMPION, BOSCH, VALEO, SWF и DENSO, что означает полную импортозависимость российского рынка. Преобладание и перспективы зарубежных щёток определяются тем, что сейчас бескаркасными щетками стеклоочистителя оснащаются автомобили премиум и бизнес-класса, но в обозримом будущем все новые машины будут комплектоваться бескаркасными щётками, а все новые автомобили — иномарки. Их доля на российском авторынке хоть и медленно, но всё равно растёт.
Один из самых востребованных аксессуаров — салонные освежители воздуха. Это недорогой аксессуар, поэтому любой автовладелец может позволить себе относительно дорогой ароматизатор. Этому сегменту рынка ничего не грозит. Происхождение большинства ароматизаторов неизвестно, но считается, что наиболее востребованы ТМ Aurami, Carmate, Eikosha.
Рынок детских автомобильных кресел поддерживается запретом на перевозку без них детей до 12 лет. Отсутствие какого-либо периода постепенного оснащения креслами российских автомобилей привели к доминированию на рынке иностранных производителей. Продукция российских компаний SIGER, АПИС, ОАО «Апекс», Хэппи Бэби Компани занимает около 10%.
Какой именно импорт преобладает на российском рынке детских кресел можно предположить исходя из исследования Российского Красного Креста. Эта авторитетная организация установила, что четыре из пяти детских автомобильных кресел, продающихся в России, не соответствуют не только правилам Европейской экономической комиссии ООН, но и техническому регламенту Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. Как выяснилось, 85,9% детских кресел, сделанных в 2015 году, не соответствуют установленным в России правилам, при этом есть и грубые нарушения: в 12,1% кресел ширина лямки не соответствует требованиям, у 5% — острые углы конструкции.

Артём Пикунов генеральный директор ООО «Евротюнинг»
Артём
Пикунов
генеральный директор
ООО «Евротюнинг»

В целом, я оцениваю состояние рынка положительно. К примеру, за последний год вырос спрос на багажники для автомобилей, связанный с развитием внутреннего туризма.
Если компания смогла грамотно выстроить свой портфель продуктов и ценообразование — спада не будет. Ритейл вынужден адаптировать свой товарный ассортимент для сохранения оборотов, а мы готовы предоставить им нужные продукты и привлекательные цены.

 

 

 

Рынок фаркопов, пережив рост в 2010–2012гг., сокращается в настоящее время в связи с уменьшением продаж автомобилей. Но он достаточно перспективен, так как постепенно доля иномарок на российском рынке растёт, хотя и медленно в связи с кризисом. Преобладают на рынке зарубежных машин фаркопы ТМ THULE, Umbra Rimorchi (Италия),Westfalia (Германия) и Brink (Голландия), Autohak (Польша), Aragon (Испания), Bosal-Autoflex (Бельгия), некоторую долю занимает продукция российской компании Baltex.
Рынок видеорегистраторов пережил период бурного развития с 2011 по 2014 годы, когда продажи этих устройств выросли с 200 тыс. по 1,2 млн ед. Но по итогам 2015 года было реализовано порядка 850 тыс. ед., и тенденции сокращения продолжаются в текущем году. При этом практически все видеорегистраторы поставляются из-за рубежа, и из них до 80% устройств поставляются из Китая — из-за девальвации рубля китайский импорт только растёт.
Кстати, есть и отечественные бренды регистраторов (хотя преимущественно российские ТМ это перекупщики китайских производителей). В частности, российские разработчики регистраторов — Datakam — в 2015 году стоимость российских регистраторов Datakam выросла на 15% и конкурировать с китайской продукцией стало крайне сложно.

Иван Никитичев директор по маркетингу ТПК «AZARD Group»
Иван
Никитичев
директор по маркетингу ТПК «AZARD
Group»

Рост курса валют сильно сказался на удорожании автомобильных аксессуаров за счёт того, что 70% этого рынка — импорт. Из-за этого сейчас существенно сократился спрос, но ёмкость, как таковая, осталась прежней. Идёт активное импортозамещение и переход на российское производство. Компании, которые существуют только за счёт перепродажи товара уйдут с рынка — с таким курсом выгодно торговать уже не получится. Спрос по  оптимистичным прогнозам останется на прежнем невысоком уровне, а возможно даже понизится. Но это не относится к обязательной автомобильной атрибутике, такой как детские кресла, домкраты или компрессоры.
Именно в ситуации, когда комплексные поставщики с более выгодными предложениями замещают маленькие компании, которые играют только ценой, рынок становится более структурированным и рождает продукты нового уровня и качества.

Что касается рынка навигаторов, то объём этого рынка в России порядка 2 млн ед., а наиболее популярные бренды — ТМ Garmin,Prestigio, Explay, Lexand, Shturmann, Prology, Navitel, Pioneer, TomTom, BBK.
Участники рынка предполагают, что в ближайшее время сохранится спрос на недорогие товары, что, как надеются отечественные производители, увеличит спрос на их продукцию. Хотя, как неоднократно показывала новейшая история, в кризисные моменты спрос растёт скорее на китайские товары.
Рынок сложных аксессуаров останется импортным, рынок простых компонентов вполне может завоевать отечественная продукция, со временем.

Добавить комментарий