Российский рынок моторных масел: устоявшиеся тенденции и рост потребления

Российский рынок моторных масел растет, так как постепенно восстанавливается авторынок. Бренды российских производителей масел преобладают на рынке, этому способствует экономическая ситуация и поддержка политики импортозамещения. Постепенно увеличивается потребление синтетических моторных масел, при этом объемы потребления полусинтетических масел остаются большими. Перспективы развития рынка масел положительные почти при любом раз- витии ситуации экономики.

Объем потребления смазоч­ных материалов на рос­сийском рынке составля­ет около 1700 тыс тонн. При этом
объем потребления моторных масел порядка 550 тыс тонн. В 2015 году заметно сократился объем потребления масел легковы­ми автомобилями, в том числе из-за снижения покупательской спо­собности населения. Сокращение потребления в сегменте легковых автомобилей привело к тому, что «просел» объем потребления масел в целом.
В 2016 году рынок вернулся к росту, вероятно, на фоне относи­тельной экономической стабили­зации и положительных прогнозов развития авторынка. И хотя пока­затели потребления масел боль­ше, чем в 2015 году, но показатели 2014 года пока не достигнуты.
В целом моторных масел для всех видов транспорта больше всего потребляет Центральный федеральный округ. При этом больше всего моторного масла для легковых автомобилей потребляют в Москве, более 20 000 тонн, это сравнимо с показателями некото­рых регионов. В 2016 году максималь­ное потребление моторно­го масла было зафиксировано в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах.
В Северо-Кавказском, Южном и Приволжском федеральных округах доля потребления полусинте­тических масел больше, чем син­тетических, в остальных округах обратное соотношение. Около четверти объема потре­бления масел LCV приходится на Центральный Федеральный округ и Москву — крупнейший потребитель. На нее приходится 5 500 тонн объема потребления, а всего по стране около 70 тыс. тонн.
Крупнейший потребитель масел в сегменте тяжелых и средне тоннажных грузовиков – Краснодарский край, на него приходится порядка 8 800 тонн, но среди округов наи­больший объем потребления масел в Центральном, Приволжском и Сибирском — на них приходится до 60% от общего объема потре­бления.
Наибольшие объемы потре­бления моторного масла автобу­сами фиксируются в Москве и Московской области, где больше пассажирооборот и интенсивность перевозок. Если сравнивать федеральные округа, то первое место по объе­мам потребления масел автобусами занимает Центральный федераль­ный округ, на него приходится при­мерно 20% потребления в стране.
Бренды масел
На российском рынке моторных масел лидирует бренд Lukoil, его доля порядка 20% в сегменте лег­ковых автомобилей и около 18% в сегменте коммерческого автотран­спорта. Газпромнефть занимает порядка 15% в сегменте коммерче­ских автомобилей. Shell — около 13% в сегменте моторных масел для легковых автомобилей. Крупные доли на рынке мотор­ных масел для легковых автомобилей занимает продукция брендов Mobil, Роснефть, ZIC, Total, Castrol.
На рынке моторных масел ком­мерческого автотранспорта преоб­ладают Lukoil, Газпром, Роснефть, Shell, Mobil, Башнефть. На рынке моторных масел все большую долю занимает продук­ция отечественных производите­лей. Этому способствует снижение курса рубля к основным валютам, снижение покупательской спо­собности населения, что застав­ляет потребителей переходить на отечественную продукцию. Курс на импортозамещение на рынке моторных масел тоже поддержива­ет рост доли отечественных произ­водителей.
Рост доли отечественных про­изводетелей многие эксперты вос­принимают как движение к моно­полизации рынка. Но пока рос­сийские производители не могут выпускать все типы масел, поэтому на рынке действует много брен­дов, в разных ценовых сегментах, и нельзя сказать, что какой-то бренд безусловно доминирует. К тому же ценовая разница между импор­том и отечественной продукцией постепенно сокращается.
В 2015 году импортное масло подорожало в среднемна 100 рублей, в то время как масло отечествен­ное выросло в цене примерно на 10 рублей. В основном из-за такой разницы в ценах отечественные производители и получили преиму­щество. Но в 2016 году, когда стали заметны признаки стабилизации в экономике, цены на отечественную продукцию существенно выросли, а цены на масла зарубежных брендов начали снижаться. Разница в цене продолжает сокращаться и с выхо­дом экономики из кризиса может сойти на нет. К тому же авторы­нок продолжает меняться в сторону преобладания современных инома­рок, то есть в перспективе масла зарубежных брендов по-прежнему будут пользоваться спросом.
Машины и масло
Больше всего российский авто­транспорт потребляет синтетиче­ских масел, но потребление полусинтетических масел немногим уступает.
Относительно небольшое пре­обладание синтетических масел связано с большим автопарком легковых автомобилей, в котором постоянно растет доля современ­ных автомобилей, потребляющих синтетические масла. Тенденция роста доли потребления синтети­ческих масел продолжалась, несмо­тря на снижение потребления в 2015 году и несмотря на кризис на авторынке. Тем не менее, полу­синтетическое масло по-прежнему используется для многих легковых автомобилей в российском авто­парке.

Рост доли отечественных производителей многие эксперты воспринимают как движение к монополизации рынка


В сегменте LCV потребление масел имеет ряд характерных осо­бенностей. Хотя в этом сегменте потребление масла стабильно растет, однако большим спросом пользует­ся минеральное масло, так как в этом сегменте автопарка все больше авто­мобилей сроком эксплуатации боль­ше 10 лет. Рынок LCV в последние годы почти не растет, но владельцы усиливают эксплуатацию старых машин, так как спрос на внутриго­родские грузоперевозки не падает, а растет, чем и обусловлен растущий спрос минеральных масел.
Полусинтетическое масло зани­мает большую долю на рынке гру­зовых автомобилей из-за большого автопарка, преобладают в котором не новые автомобили. В эксплуата­ции среднетоннажных грузовиков использование полусинтетических масел более рентабельно. Несмотря на то, что рынок грузовиков сокра­щается несколько последних лет, структура парка в целом не меняет­ся, поэтому структура потребления масел, закрепившаяся к 2013 году, тоже мало меняется.
В сегменте тяжелых грузовиков значительную долю занимают ино­марки, поэтому здесь стабильным и растущим спросом пользуется синтетическое масло за счет сни­жения доли потребления полусин­тетического и минерального масла, но пока по-прежнему преобладает полусинтетическое масло, что обусловлено структурой автопарка, которая не меняется с 2014 года. Автобусы потребляют преиму­щественно синтетическое масло, хотя и несущественно больше, чем полусинтетического.
Кстати, в 2016 году начал сокра­щаться рынок наливных смазоч­ных материалов, но немного, всего около 1%, и в то же время примерно на столько же увеличился сегмент рынка фасовочной продукции. При этом фасовочные смазочные материалы заняли примерно две трети рынка, и это уже устойчи­вая тенденция, которая говорит о явных потребительских предпо­чтениях.
Что касается каналов сбыта мотор­ных масел, то существенных изме­нений здесь нет. Происходившее смещение каналов сбыта моторных масел для легковых автомобилей в сторону официальных СТО при­остановилось с кризисом, выросла доля «гаражного» сервиса и само­стоятельной заправки. Сейчас не приходится говорить о восстановле­нии предпочтений к официальным СТО, однако, с изменением струк­туры автопарка и ростом продаж новых автомобилей потребитель начнет возвращаться к ним.
Тенденции и прогноз
К ключевым тенденциям, определяющим будущее мотор­ных масел следует отнести посте­пенное восстановление продаж автомобилей, автопроизводства и продолжение изменения струк­туры авторынка, рост грузоо­борота. На рынок масел также может влиять повышение стан­дартов экологичности — Евро-5 и выше.
Политика импортозамещения в условиях давления санкций тоже может повлиять на рынок масел. Российские предприятия заявляют о возможности созда­ния в стране производства масел II и III групп, так как по этим видам масел есть определенная импортозависимость. Заменить зарубежные масла отечественной продукцией в этом сегменте вряд ли удастся, но если планы будут реализовываться, то в отдаленной перспективе дефицит отечествен­ных масел II и III групп может сокращаться.
Общий объем потребления моторного масла легковыми авто­мобилями увеличится на 2–3% к концу года и далее будет расти примерно такими же темпами, в основном за счет роста потребле­ния синтетического масла, при этом потребление полусинтетиче­ского масла легковыми автомоби­лями будет сокращаться, не говоря уже о минеральном.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе производство, продажи и потребление моторных масел будут расти, но разными темпами при разных условиях


Существенных изменений в структуре потребления масла LCV не будет происходить, но посте­пенно объем потребления синте­тического масла будет увеличи­ваться, за счет сокращения доли полусинтетического и минераль­ного, но это будет происходить только если в ближайшие 1–2 года восстановится авторынок.
Если экономика страны нач­нет восстанавливаться и это при­ведет к росту инфраструктурного строительства, то на рынок масел положительно повлияет рост потребления грузовым автотран­спортом. Но если этого не про­изойдет, то потребление масел в этом сегменте будет расти очень медленно, только за счет постепен­ного выбывания старой техники и роста доли новой, соответственно, будет расти потребление полусин­тетических и синтетических масел темпами порядка 1–3% в год.
В среднесрочной и долгосроч­ной перспективе производство, продажи и потребление мотор­ных масел будут расти, но раз­ными темпами при разных усло­виях. Например, если удастся достичь хотя бы умеренного роста экономики, то это приве­дет к динамичному развитию и рынка масел. Но если экономика не будет расти или будет расти слишком слабо, то это замед­лит темпы роста рынка мотор­ных масел, хотя все отмеченные тенденции будут продолжаться и укрепляться. Прогнозы роста экономики не превышают 3% в год, примерно такими же темпа­ми может расти и рынок мотор­ных масел.

При подготовке статьи использованы материалы RPI, EY, Росстат, Автостат

Добавить комментарий