Рынок автомобильных ламп: в ожидании обещанного

img155

Рынок автомобильных ламп составляет в денежном выражении около 10% от рынка автомобильного электрооборудования. Ранее подсчитано, что рынок электрооборудования в РФ составляет около 800 млн долл. Первичный рынок автомобильных ламп в денежном выражении это порядка 30 млн долл., а остальное — вторичный рынок. Динамика рынка ламп с прошлого года изменилась несущественно.

Как и большая часть сегментов рынка автокомпонентов, рынок автомобильных ламп динамично развивался до 2014–2015 гг. — стабильно в хорошем темпе росли продажи, происходили качественные изменения в лучшую сторону.
В частности, быстро увеличивался объём продаж светодиодных ламп, дневных ходовых огней, ламп с увеличенным световым потоком, вытесняя автолампы галогеновые и лампы накаливания со стандартными характеристиками. Участники рынка не боялись прогнозировать скорое окончательное изменение структуры рынка ламп в пользу светодиодов и галогеновых ламп с улучшенными характеристиками.
Но наступила новая экономическая эпоха, курс рубля начал колебаться постепенно или резко повышаясь к основным валютам, авторынок начал падать и вскоре спрос на современные виды ламп в 2015 году существенно сократился и продолжает падать. В настоящее время на рынке автомобильных ламп соотношение продолжает меняться в сторону продвинутых ламп, но медленно, в соответствии с динамикой продаж автомобилей и продолжающимся медленным изменением структуры автопарка в сторону роста доли иномарок.
Кардинальных и быстрых изменений структуры рынка автоламп, по-видимому, ждать ещё долго. Обычные лампы — галогенные и накаливания со стандартными характеристиками — в объёмах продаж не снижаются. По некоторым данным, соотношение продаж стандартных автоламп к продажам ламп с улучшенными потребительскими свойствами составляет 85% к 15%, очевидно, не в пользу современного вида ламп.Доля производителей осветительных приборов для автомобилей на вторичном рынке, %
Но при этом некоторые участники рынка говорят о том, что в целом обороты рынка и производство ламп сократились от 7% до 70% в разных сегментах.
Вторичный рынок автомобильных ламп переживает экономический кризис стабильно, так как потребность в лампах в связи с проблемами на авторынке не снижается. Но происходит ухудшение конъюнктуры рынка, так как увеличились продажи автомобильных запчастей недорогого сегмента. Основная конкурентная борьба происходит в бюджетном сегменте, и основной фактор конкуренции — цена. Всё это создаёт благоприятные условия для роста контрафакта. На рынке ламп было всегда представлено много бюджетной продукции совсем неизвестного происхождения или неизвестных брендов из Китая, а также других азиатских стран, но после начала кризиса некоторые участники рынка говорят о том, что вторичный рынок захлестнула волна контрафактной продукции.
Доля контрафактной продукции на рассматриваемом рынке составляет 30–40% и более, по разным оценкам. Это не только продукция noname, но и подделки под хорошо известные российские и зарубежные торговые марки.
Российский рынок, даже если исключить контрафакт, характеризуется присутствием большого количества брендов автомобильных ламп. Впрочем, структура рынка сложилась довольно устойчивая, кризисы на неё влияют несущественно: доминируют около 20 крупнейших компаний, прежде всего это бренды компаний Philips и OSRAM. На первичном рынке значимые доли занимает продукция компаний Hella, Automotive Lighting, Valeo, американская компания Visteon, Koito. На вторичном рынке брендов ещё больше, среди них — Narva, Bosch, GE, Valeo, Koito, Брестский электроламповый завод, ТМ «Маяк» и «Диалуч»,Wagner, LYNX, NordYada, Kraft, Flosser, Autopal, HansPries, Monark, Elparts, MEGAPOWER, Eagleye, STC, Phoniex, Raybrig и другие. Такая структура рынка — в высоком и среднеценовом сегментах — остаётся неизменной на протяжении ряда лет и не изменится в обозримой перспективе. Нет никаких предпосылок для появления новых брендов или возможности для изменения доли на рынке какой-либо из уже присутствующих компаний, все заняты выживанием и переживанием кризиса, без серьёзных надежд на светлое будущее.

Бренды осветительных приборов, устанавливаемые в сервисных центрах, % на рынке
Пока авторынок развивался позитивно и структура быстро изменялась в пользу импортных ламп — ситуация на рынке оценивалась как угрожающая для российских производителей светотехники.
С замедлением на авторынке брендовая структура не изменилась, но зато был объявлен курс на импортозамещение, который должен был оживить отечественное производство. Массовых проявлений импортозамещения на рынке автоламп не наблюдается, но в сентябре в городе Димитровграде стартовало производство, направленное как раз на импортозамещение. Компания ООО «Автосвет» запустила производственную линию рефлекторов на блок-фары, которые раньше поставлялись — судя по официальной информации — европейскими поставщиками.
Предполагается, что ежегодно новая производственная линия будет выпускать порядка 700 тысяч комплектов. Это позволит полностью обеспечить потребность в светотехнике АвтоВАЗа для автомобилей LADA Granta и LADA Largus, LADA VESTA, LADA Kalina, Priora FL, X-RAY, Dutsun и VESTA.
Но будет ли это на самом деле покажет время — ситуацию на самом АвтоВАЗе нельзя назвать блестящей. Кроме того, заменить импортную современную светотехнику вообще вряд ли удастся, так как производить её до кризиса в большом количестве никто не мог, а сейчас к тому же спрос на неё падает, так, ещё в начале года сегмент светодиодных ламп увеличился на 22,1%, но уже во втором квартале объемы производства снизились на 28,2%. Спрос падает не только из-за экономической ситуации, а из-за того, что срок службы современной светотехники становится всё более длительным (это серьёзная проблема мирового уровня).
Прогнозы на будущее, исходя из текущей ситуации не утешительные. Будет происходить дальнейший «откат» к менее дорогим источникам света, качество рынка в целом будет ухудшаться. Объём продаж новых автомобилей иностранных марок будет сокращаться, автовладельцы будут экономить, а это значит, что тенденции к предпочтению автоламп галогеновых и ламп накаливания со стандартными характеристиками будут продолжаться. Обещанный участниками рынка массовый переход в России на светодиодную оптику либо вообще не состоится, либо начнётся не ранее, чем через 5–7 лет, при условии, что авторынок скоро начнёт восстанавливаться.
Но зато вторичный рынок будет относительно процветать, известно, что рынок автомобилей с пробегом в первом полугодии 2016 года вырос на 11% до 2,5 млн единиц, год назад, кстати, рынок подержанных машин падал. Какие лампы будут востребованы видно по статистике продаж подержанных машин: первое место по объёму продаж среди подержанных машин занимает Lada — 28%, второе место Toyota, третье — Nissan. В течение семи месяцев реализовано 2,92 млн подержанных автомобилей, что на 9,7% больше, чем за аналогичный период 2015 года, в июле было продано 458 тыс. автомобилей, что на 1,2% больше, чем в АППГ. А рынок новых автомобилей остаётся безнадёжным — за 8 месяцев реализовано 895 тыс. автомобилей, что на 14,9% меньше чем за аналогичный период 2015 года, в августе 2016 года в России продано 114 тыс. новых легковых автомобилей — на 18% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Автомобильные источники света будут освещать авторынок прошлого.

Добавить комментарий