Стратегическое оружие малого бизнеса

Будущее автопрома — это не только «коннективность», «новая мобильность» и «автономное вождение». Мы подобрали несколько перспективных технологий, необходимых автопроизводителям, пригодных для реализации силами малого и среднего бизнеса. Эти технологии — золотой билет для входа на первичный рынок, поскольку конкуренция здесь существенно ниже, чем в традиционных направлениях.

 

 

 

 

  • Адгезионные составы с возможностью разъединения

Полимерные материалы по большинству характеристик превосходят металлы, но автомобили до сих пор на 90% и более сделаны из стали или алюминия.
Причина парадокса в трудностях утилизации. Пластик раскрывает все свои преимущества, если его присоединять на клей, но разборка клеевых соединений с целью утилизации — серьёзная проблема. А по законодательствам большинства развитых стран, перерабатываться должно 92–95% массы автомобиля.
Высокопрочные растворимые клеи произведут революцию в применении пластиков и композитов. В частности, это откроет в автопром широкую дорогу угле- и стеклопластикам. Стартап Mallinda в прошлом году представил связующий состав, растворимый химреагентом. Декомпозиция не требует нагрева и не приводит к выделению токсинов, а разделённые связующий состав и углеволокно можно использовать повторно.
Продажи подобных продуктов к 2021 г. в мире составят $110 млрд.

  • Интернет-сервисы для пассажира и водителя

10 лет назад стоимость автомобиля почти на 100% определялась его внешним видом и ездовыми параметрами. Сейчас 60% его стоимости определяет программное обеспечение, «зашитое» в разные узлы и сервисы для автовладельца.
Автопроизводители и поставщики 1 уровня ищут надёжные, многофункциональные и гибкие программы, которые можно легко внедрить в автомобиль.
У потребителей наиболее востребованы навигационные, погодные и музыкальные сервисы — до 52% покупателей автомобилей готовы доплачивать за них в той же мере, как за материальные опции. Автопроизводители больше заинтересованы в покупке решений по кибербезопасности. Причинить вред автомобилю можно, не прикасаясь к нему, десятками способов. Потенциально уязвимы системы мониторинга давления в шинах, ABS, сервисы eCall и ЭРА-ГЛОНАСС и многие другие. К примеру, Tesla Motor обещает выплачивать $10 000 каждому, кто найдёт уязвимости в её ПО и предупредит об этом компанию.

  • Печать проводниками на плёнке

В современном автомобиле наберётся несколько килограммов проводов, а это лишний вес, столь ненавистный автопроизводителям.
Условия для революции в данной сфере сформированы. Многие потребители электроэнергии в автомобиле стали до такой степени миниатюрными и экономичными, что необходимость в проводе отпала: его может заменить полоска токопроводящей краски. Печать проводниками по плёнке с целью создания гибких плат и жгутов, похожих на знакомые вам шлейфы в системных блоках компьютеров, будет бурно развиваться.
Как иначе объяснить, что аналитики прочат мировому сегменту автожгутов опережающий рост в следующие 5 лет, с нынешних $43 млрд до $61 млрд?

 

 

 

 

 

 

  • Электрические и электропневматические приводы

В 2007 году калужское предприятие «Автоэлектроника» стало новатором, даже если судить по мировым меркам, разработав электроусилитель руля для Lada Priora. В то время общеотраслевым стандартом считался гидроусилитель и требовалась смелость, чтобы инвестировать в альтернативное решение. Наши инженеры оказались пророками.
Электроприводы в усилителях руля и тормозов и в дверных приводах быстро вытесняют гидравлические аналоги. Они меньше весят, экономят топливо. Электроприводы еще и дешевле гидравлики, настолько, что это отразилось в прогнозах на развитие мирового рынка приводов для автомобилей. В количественных единицах этот сегмент растёт с опережением, в денежных его рост будет медленнее, чем у рынка автокомпонентов  в целом.

  • Фрикционные материалы без металлов

Безасбестовые колодки появились не так давно, но экологи уже гонят производителей фрикционных материалов дальше, требуя исключить из фрикционных смесей медь, ртуть и свинец. Оказывается, что наибольшая часть ядовитых стоков этих металлов в водоемы вызвана именно пылью, образующейся при износе колодок.
В Калифорнии провели пилотный проект, сокративший содержание меди во фрикционных накладка до 61%.
Содержание меди в дождевых стоках этого штата уменьшилось ровно на ту же цифру.
Поэтому в Штатах производители фрикционных материалов взяли на себя добровольное обязательство к 2025 году уменьшить содержание меди до 0,5% от текущего уровня. А для его выполнения Federal Mogul, ArvinMeritor, TRW и другие компании с удовольствием воспользуются чужими технологиями, чтобы не разрабатывать самим.

  • Вторичные материалы

Создать на 100% утилизируемый автомобиль — только одна сторона вопроса. Автопроизводителям параллельно приходится решать ещё две задачи: создавать безотходное производство и искать замену первичному сырью.
На этом пути важны не столько денежные инвестиции, сколько генерация свежих идей. Флисовую изоляцию капота из ПЭТ-отходов (пластиковых бутылок) автопроизводители уже используют. Другая реализованная технология — сотовые кузовные панели с ячеистым слоем из макулатуры. В ближайшие годы появятся бамперы из пространственных нанополимеров на основе отходов лесоводства. Найден также способ получать оксид кремния для каучука из рисовой шелухи.
Вы готовы продолжить список?

 

 

 

 

 

  • Телематическая подготовка

Согласно прогнозам, к 2026 г. 85% авто будут «в базе» иметь телематическую подготовку. В неё входят GPS- и GSM-антенны, слот для SIM-карты, датчик ускорения и другие компоненты. Драйвером роста их применения становятся каршеринг, страхование по факту использования, развитие обмена данными между автомобилями и «умной» городской средой.
Сейчас эти функции выполняют GPS/ГЛОНАСС-трекеры, но данные устройства в «коробочной» версии, каковая применяется сейчас, постепенно уйдут в прошлое.
Эта сфера также перспективна для поставщиков 1 и 2 уровня из развивающихся стран: техническая сторона вопроса достаточно проста, а главная фишка в том, чтобы предложить дёшевое и технологичное решение.

  • Ремануфактуринг

Мировой автомобильный рынок растёт по 3-4% в год, а оборот восстановленных деталей ежегодно увеличивается на 20% и более и к 2020 г. достигнет $140 млрд. В Китае ремануфактуринг входит в госпрограмму развития промышленности «Сделано в Китае», предприятиямвосстановителям выдаются субсидии.
А европейская автокомпонентная ассоциация CLEPA, признавая важность ремана, в 2016 г. открыла рабочую группу по политике восстановительного ремонта.
И хотя в число крупнейших игроков отрасли входят Borg Automotive, Caterpillar, Genuine Parts, Remy International и Robert Bosch, малым предприятиям тоже есть место. Технология белорусского стартапа Alukat по восстановлению рычагов подвески вызвала в Европе и США большой интерес, есть желающие приобрести лицензию.

  • Системы рекуперации энергии

У систем рекуперации энергии на базе аккумуляторов, которые сейчас применяются в гибридных автомобилях, есть существенный недостаток: большая масса и дороговизна. Между тем, запасать и сохранять энергию можно не только в аккумуляторах. Поиск идёт в разных направлениях: пневматические и превмогидравлические гибридные приводы, суперконденсаторы.
Кроме того, сохранять и преобразовывать нужно не только механическую, но и тепловую энергию. Первые промышленные образцы на подходе, но рынок ещё не сформировался, поэтому каждая новинка в этой области вызывает большой интерес.

Список востребованных технологий не исчерпывается описанными направлениями: чтобы составить этот материал, мы перебрали до полусотни вариантов из архива ai . Каждая рассмотренная технология находится в стадии, близкой к началу производства, либо уже вышла на рынок, но список производителей пока очень короток – подчас это единственная компания, владеющая ноу-хау. Следить за этими и другими трендами мирового автобизнеса просто: читайте ai

 

Добавить комментарий