В паре с PPG Лакокрасочная отрасль 2.0

Джером ЗамблерЗа последние 10 лет лакокрасочная отрасль в Старом Свете потеряла 30% объема продаж. Тренд на консолидацию бизнеса спустился с производителей в сегмент кузовного ремонта и в дистрибуцию. Джером Замблера, вице-президент PPG Industries по автомобильным ЛКМ и директор по экологии, здравоохранению и безопасности в регионе Европа, Африка и Ближний Восток, рассказывает о последних мировых тенденциях и новой политике производителей автомобильных ЛКМ.

До нового назначения вы были генеральным менеджером по лакокрасочным материалам в том же регионе. Как вам нравятся новые задачи?
В сущности, мои функции не изменились в сравнении с теми, что были на прежнем посту. Повышение скорее изменило статус, чем что-либо ещё. Таким образом, задачи прежние и очень интересные. Я в команде PPG уже 20 лет. Начинал в ICI еще в I997 году, работая в дивизионе Autocolor в Слау (город в Великобритании — прим. ред.).
В 1999 году PPG выкупила компанию, и с тех пор я сменил несколько постов, по большей части в отделении ЛКМ. Я видел, как заметно бизнес ЛКМ изменился за эти годы и довольно хорошо понимаю его. Он резко ускорился в последние семь-десять лет; всё в отрасли меняется — технологии, отношения, вовлечённые стороны и т.д.
В широкой перспективе — каково сейчас состояние рынка автомобильных ЛКМ в регионе EMEA (Европа, Африка и Ближний Восток — прим. ред.), и в частности, в бизнесе PPG?
Я хотел бы сослаться на ключевой тренд сокращения оборота. В регионе EMEA за последние 10 лет отрасль потеряла 30% объема продаж красок. Две трети потерь пришлись на кризис 2008–2009 гг., но объемы продолжали неуклонно сокращаться и в последующие восемь лет. Есть светлая сторона: в последние 18 месяцев данные по отрасли, похоже, начали стабилизироваться.
Это начало тенденции к росту?
Нет, я так не думаю. Просто замедление. Мы считаем, что оборот будет продолжать снижаться, но медленнее.
Почему? Количество аварий уменьшается, поскольку пробег — основной показатель — продолжает падать. Технологический прогресс также сильно влияет на снижение аварийности. Химические инновации тоже меняют авторемонтную отрасль — материалы с большей плотностью твердых веществ вносят вклад в уменьшение объемов.
Мы наблюдаем масштабные слияния и поглощения в мировом секторе покрытий. Какое влияние это оказало на автомобильный рефинишный сектор?
Тенденция к консолидации в производственном секторе уже завершилась, она теперь спустилась на уровень потребителей. По мне, в девяностых годах наиболее важным слиянием среди производителей ЛКМ было приобретение корпорацией PPG сначала MaxMeyer в 1997 году, а затем ICI Autocolor в 1999-м. Еще одним важным шагом в 1998 году стала продажа Herberts концерну DuPont. Эти сделки сильнее всего изменили отрасль автомобильных ЛКМ. Мы с тех пор не видели ничего столь же масштабного. На глобальном уровне покупка Valspar компанией Sherwin Williams — большой шаг, но с ограниченным влиянием на Европу. Вторая волна консолидации идёт на уровне дистрибуции и кузовных мастерских. Тенденция укрупнения сетей кузовных мастерских на протяжении многих лет ограничивалась Британией, но затем перекинулась в Северную Европу и сейчас идет полным ходом в Скандинавии и Германии. Ей еще предстоит достичь южной Европы, это вопрос нескольких лет. В дистрибуции это наиболее свежее явление. Все началось с того, что LKQ вышла на рынок Великобритании. Затем по мере дальнейшей консолидации LKQ в Европе началось ускорение. Есть два других ключевых игрока — группа Autodistribution, поддерживаемая Bain Capital Private Equity, и группа Alliance Automotive под управлением Blackstone. И оба они совершали покупки в разных частях Европы. Это будет продолжаться и дальше. Заметно, что дистрибуция красок не просто укрупняется, но в то же время отделяется от дистрибуции запчастей.

Десятку сильнейших игроков рынка ЛКМ образуют BASF Coatings, Axalta Coating Systems, PPG Industries, Kansai Paint, Nippon Paint, Valspar, KCC, Sherwin-Williams, AkzoNobel и Jotun. В ближайшие пять лет сегмент будет расти со скоростью 7% в год, в первую очередь за счёт Азиатско-Тихоокеанского региона. Основные инвестиции в НИОКР в данном сегменте направлены на развитие технологий, отличающихся отсутствием летучих органических выбросов, малым энергопотреблением, простотой нанесения, улучшенными эстетическими и прочностными показателями

Сектор автомобильных покрытий — это рынок технических и коммерческих допусков OEM и OES. Как это влияет на бизнес ЛКМ?
В последние годы отрасль автомобильных ЛКМ полностью переписала стандарты качества. Повысились требования в общеотраслевых стандартах. Сам процесс кузовного ремонта превратился в нечто больше похожее на промышленное производство, где большое внимание уделяется стабильности, эффективности и стандартизации. С одной стороны, это было сделано под давлением автопроизводителей, страховых компаний и владельцев корпоративных парков. С другой стороны, производители красок не сидели сложа руки, ожидая, когда OEM повысят планку. Одним из ключевых факторов успеха было наше активное внимание к их работе, так что мы всегда понимали их требования и применяли те же строгие стандарты на вторичном рынке. Мы были теми, кто на практике поддерживал производителей машин, когда они пересматривали гарантийные стандарты. И под более жёсткие спецификации качества мы разработали соответствующие продукты.
Как вы в PPG справляетесь с поддержанием темпа инноваций в ЛКМ?
Инновации — непрерывный процесс в PPG. Чтобы это стало возможным, нужен баланс в отношениях с участниками по обе стороны цепи создания добавленной стоимости. «Вверх по течению» мы плечом к плечу работаем с поставщиками пигментов, смол, растворителей и др. Со многими у нас есть совместные программы развития.
«Вниз по течению» мы ежедневно общаемся с тысячами клиентов, которые, в свою очередь, доносят до нас требования своих клиентов. Мы обсуждаем с ними болевые точки и решаем, как помочь в конкретном случае. Главная опора, на которой строятся наши инновации — стремление к тому, чтобы у наших партнеров из сферы кузовного ремонта повышалась эффективность, сокращались затраты энергии и труда, появлялись экологические бонусы.
Как вы поддерживаете те окрасочные центры, которые используют ваши продукты и системы?
Мы обеспечиваем партнерам обучение и техподдержку, включая идентификацию цвета и разработку новых оттенков. Совершенствуем окрасочные системы, чтобы всё больше сокращать время каждого ремонта. В фокусе инструменты, продукты и поддержка, которые минимизируют расход краски. Это может показаться противоречивым — стремиться сократить общий оборот отрасли, — но мы надеемся расти за счёт увеличения своей доли. Отрасль по-прежнему сохраняет достаточный объём, чтобы заслуживать пристального внимания.
Какие вы замечаете специфические тенденции на уровне специалистов по окраске?
Всё больше внимания привлекается к эффективности и результативности. Вы не завоюете постоянных клиентов, рассуждая о цене на краску: вы должны знать стоимость ремонта в комплексе и хотеть, чтобы в паре с вами автомастерская повысила свою рентабельность, а дополнительные услуги добавили управляемости её бизнесу. Ещё одна узкая тенденция — услуги мобильного ремонта и ремонта в контейнерах. В течение некоего времени Великобритания была очевидным источником инноваций в этом направлении, а теперь они начинают распространяться и на континент.
Как развитие событий на первичном автомобильном рынке отражается на кузовном ремонте?
Когда на автомобильном конвейере появляется новый пигмент или цвет, мы должны предоставить аналогичное решение на вторичном рынке — и неважно, мы были его авторами или нет. Если инновация удаётся нам, мы вырываемся вперёд; если конкуренту, мы заимствуем новшество через автопроизводителей. Часто они делятся с нами информацией о конкурентном решении, чтобы затем попросить дать аналогичное решение. Можно говорить о конкретных продуктах — например, о выпускаемых PPG легкомоющихся покрытиях E2C (easy-to-clean — прим. ред.). Сначала мы нашли множество различных применений на уровне изготовителей кузовов для коммерческого транспорта, затем в ремонте. И автономные автомобили однозначно повлияют на сектор. Все, что происходит на уровне OEM, накладывает на нас отпечаток.
Как вы ищете пути улучшения своих собственных бизнес-операций?
Это непрерывный процесс. Одна из сильных сторон PPG в том, что мы довольно гибки и ориентированы на клиента, у нас много вариантов, чтобы быстро перестроиться и ответить на новый запрос. Так мы и ищем возможности совершенствования бизнес-операций — поддерживаем гибкость, чтобы быстро адаптироваться.

Добавить комментарий