Виктор Пушкарёв, ведущий эксперт аналитического агентства «АВТОСТАТ»

Каковы перспективы развития рынка коммерческого транспорта в 2019 году: вырастет рынок к 2018 или нет? 
Анализ основных макроэкономических показателей свидетельствует о том, что в 2019 году развитие российской экономики заметно затормозится, что негативно повлияет на рынок коммерческого транспорта. Соответственно, мы не ожидаем роста рынка, и при оптимистичном прогнозе объёмы продаж могут остаться на уровне 2018 года.
Насколько сильно влияют на рассматриваемый рынок колебания курса рубля по отношению к валютам? Насколько это значимый фактор влияния, если сравнивать с другими факторами?
Если выражаться более точно, то следует рассматривать влияние не колебаний курса рубля, а его последовательное снижение по отношению к ведущим иностранным валютам, которое происходит после каждого кризиса в нашей экономике. И это регулярно приводит, с одной стороны, к росту цен на автотранспорт и запчасти, а, с другой стороны, к снижению покупательной способности потребителей. Очевидно, что этот фактор является одним из ключевых регуляторов рынка, и не только автомобильного.
Какой из факторов в наибольшей степени влияет на динамику рынка коммерческого автотранспорта? 
Движущим фактором рынка, безусловно, является необходимость замены либо изношенного, либо устаревшего коммерческого автотранспорта. Автотранспорт — это инструмент бизнеса, который должен эффективно работать. Правда, следует подчеркнуть, что положительная динамика рынка возможна лишь в условиях заметного развития и расширения бизнеса при благоприятных экономических условиях.
Что в наибольшей степени может угрожать поступательному развитию рынка коммерческого автотранспорта в 2019 году? Во-первых, рост цен на все товары и услуги, в том числе автомобили, запчасти, сервис и транспортные услуги, вызванный повышением НДС и постепенной девальвацией рубля. Во-вторых, отсутствие значительного числа крупных национальных проектов, стимулирующих автоперевозки, строительство и т.д.
Может ли рынок коммерческого автотранспорта вернуться к падению и какова вероятность этого?
Поскольку российская экономика продолжает полностью зависеть от нефтегазового экспорта, то при серьёзном падении мировых цен на нефть, рынок коммерческого транспорта может вернуться к падению. Вероятнее всего, это может начаться при падении цены нефти ниже 50 долларов за баррель.
Были ли в 2018 году какие-либо значимые изменения на рынке автокомпонентов для коммерческого автотранспорта? 
Среди конкретных проектов можно назвать следующие:
• КАМАЗ запустил новый конвейер по производству новых двигателей, рядных шестицилиндровых;
• на Костромском заводе автокомпонентов запущен новый комплекс по производству поршневых пальцев;
• компания ContiTech открыла первый в России склад запасных частей в Подмосковье.
Можно также сказать о некоторых рыночных тенденциях.
Развитие электронной торговли запчастями для коммерческого транспорта: открываются новые интернет-магазины, новые склады. Ведущую роль здесь играют федеральные дистрибьюторы. Однако, сейчас и небольшие магазины, автосервисы уже имеют свои сайты.
Продолжается экспансия китайских производителей на российский рынок запчастей для грузовых автомобилей, причём таких известных марок, как КАМАЗ, МАЗ, Урал, ГАЗ. Почему до сих пор в российском автопарке грузовиков преобладают старые советские автомобили? 
Потому что структура парка грузовиков стала меняться лишь в начале 2000-х годов, когда появился заметный объём импорта, причём, даже на пике рынка 2012 года он был не настолько существенен, чтобы резко изменить всю структуру парка.
А старые советские грузовики марок ЗИЛ, ГАЗ, КАМАЗ, выпущенные в больших объёмах, продолжают трудиться на огромных просторах нашей родины, в первую очередь, на региональных территориях. Например, ГАЗ-52 и ГАЗ-53 производились преимущественно для сельского хозяйства.
Их парк сейчас наиболее заметен в Краснодарском крае, Оренбургской и Новосибирской областях, причём, он разбросан по сельским районам, по нескольку десятков в каждом. В этих же регионах присутствует заметная численность ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. С большой долей уверенности можно отметить, что значительная часть этой техники прошла капитальный ремонт, и, может быть, не один раз.

Добавить комментарий