Лев Молев: конструктор, инноватор, основатель компании «МарКон»

Инноватором всегда быть сложно. Особенно, если открываешь бизнес в непростые 90-е, за душой ни гроша, а все что есть — это идея, опыт и умение не пасовать перед трудностями. Представляем вниманию наших читателей бизнес-биографию владельца компании «МарКон» Льва Витальевича Молева.

Лев МолевКак вы пришли в автомобильный бизнес?
В автомобильный бизнес я пришел случайно, после армии в 1959 году. Устроился на работу инженеромконструктором на Ярославский завод РТИ, который изготавливал резинотехнические изделия для ГАЗа, ЗИЛа и других автомобильных заводов. После 10 лет работы на заводе был командирован министерством нефтехимической промышленности в Италию, где проработал два года в компании Pirelli, занимался приемкой оборудования для Балаковского завода РТИ, который строился с тем, чтобы быть спутником АвтоВАЗа и поставлять для него резинотехнические изделия. Проработал на Балаковском заводе РТИ в целом 17 лет, в том числе 11 последних лет генеральным директором. В 1987 году был переведен министерством снова в
Ярославль, где возглавил всесоюзное промышленное производственное объединение «Союз Асботехника», в состав которого входили 9 заводов по производству фрикционных изделий.
После развала СССР в 1992 году я решил создать свое производство дисковых тормозных колодок для автомобилей иностранного производства, которые уже к тому времени регулярно ввозились в Россию частными лицами и организациями.
Сложно ли было решиться на такой серьезный шаг в жизни, как открытие своего бизнеса?
Безусловно, было сложно начать свой бизнес. К тому времени, к сожалению, ушла из жизни моя жена. Яостался в Ярославле один, и это подвигло меня пойти на риск создания собственного бизнеса. Развал системы способствовал открытию границ и упрощению торговли. В страну стали поступать в больших количествах подержанные иностранные машины. Запчастей на них никто не делал, достать их было трудно.
Как-то мне случилось побывать в Москве на одной из станций технического обслуживания, которая специализировалась на обслуживании и ремонте автомобилей фирмы Toyota. Там я зарисовал деталь, которую впоследствии отдал конструктору сделать чертежи. И до сих пор эта деталь называется «FR.A. 001», мы ее сделали и отвезли на рынок, на ту же станцию, там реализовали, так получили первые деньги. А с января 1993 года я стал генеральным директором компании «Маркон», назначил себя сам, а в компании нас было всего 2 человека.
Какова была ситуация на рынке автокомпонентов в то время?
Ситуация была сложная, трудно было что-либо приобрести, далеко от той картины, которая сейчас: почти на каждом углу есть продавцы, которые через интернет обеспечивают заказ.
В то время этого всего не было. Зато в Москве можно было купить тормозные колодки для многих автомобилей. Работали крупные магазины, где можно было приобрести импортные автомобили, которые обеспечивались запчастями. Например, я связался с одним магазином, который располагался на ВДНХ, кстати, на ВДНХ большинство павильонов пустовали и вот в них почти в каждом продавали автомобили. С хозяином магазина по продаже различных моделей иномарок договорились так: он берет у меня колодки и когда продает машину, продает их в качестве запчастей вместе с автомобилем. Такие отношения продолжались у нас долго, и это было серьезным подкреплением.
Какие задачи, кроме финансовых, требовалось решить в первую очередь?
Наша главная задача состояла в том, чтобы создать свое производство. В 1994 году в апреле мы взяли в аренду порядка 160 кв метров площади на одном из предприятий, которое фактически останавливалось и переставало работать. Все было очень сложно, так как цены бесконечно росли. Нам надо было приобрести специальное оборудование, которое в России в то время не выпускалось. Первая задача — на чем приготовить фрикционную смесь. Вторая — прибрести пресса. Далее требовалась печь, где можно было произвести термическую обработку. Специальных печей никто не выпускал, и мы приспособили печь для хлебопечения. Оборудовали ее с помощью одной компьютерной фирмы, чтобы в автоматическом режиме нагревать по 15 часов изделие по определенному графику повышения температур. Затем были процессы механической обработки.
Мы сделали проект, согласовали с санэпидемстанцией и начали производить детали, то есть официально открыли мощности. На этом участке в 150 квадратных метров мы могли в год производить до 120 000 комплектов тормозных колодок. Таким образом, было создано первое в России производство по изготовлению тормозных колодок для иностранных автомобилей.
Что можете посоветовать начинающим бизнесменам, которые планируют открыть свой бизнес?
Первое, надо что-то уметь делать или в чем-то неплохо разбираться. То есть выбрать для себя тему, о которой ты имеешь представление, что и как делать. Неважно производство это или торговля, научные разработки, теоретические или компьютерные.
Второе, надо знать, что делается на рынке в этом направлении: кто конкуренты, диапазон цен, насколько насыщен рынок — дефицитный ли он или же переполнен. Затем надо ясно спланировать цель: что ты хочешь делать, в каких объемах, на каких рынках ты будешь представлен, по каким ценам ты можешь реализовывать свою продукцию и так далее. На следующем этапе составляется план: с чего начинать, какие первые шаги сделать, вторые, пятые, когда будет достигнута цель, расписать все это во времени.
Начиная с каждого бизнесмена и до правительства — все составляют красивые планы. Они могут быть хорошо продуманными, но не всегда все сбывается, как намечено.
Лев Молев:Мне очень импонирует главное кредо Генри Форда (первого создателя автомобильного конвейера): «В жизни гораздо больше людей сдавшихся, чем побежденных». Вот это очень важно. Жизнь может сломать кого угодно, но не надо сдаваться, надо бороться до конца.


И при создании бизнеса, когда вы находитесь в такой ситуации, что ничего не получается, не сходится, и все хочется бросить. Держитесь!
Ищите пути и вы победите!
Настойчивость должна быть у каждого бизнесмена в крови.
Расскажите об этапах становления и развития компании «Маркон».
Прежде всего, что такое «МарКон».
Это сочетание двух имен Мария и Константин — это мои внуки, которые при основании компании ходили пешком под стол. Сейчас это уже взрослые люди.
К 2001 году наше производство стало стремительно расти. Так, в 1993 году мы выпустили 12 000 комплектов колодок, примерно 30 различных видов. А в 2012 году мы выпустили немногим больше 700 000 комплектов. В каждом 4 детали на одну ось автомобиля, таким образом, около трех миллионов штук.
Одним из главных событий, которое произошло в 2000-е годы, стал переход на выпуск российских деталей для автомобилей марки «ГАЗ», «Москвич», «УАЗ» и «Жигули». Данный переход произошел по просьбе клиентов, которые оценили качество колодок для иномарок и предложили изготавливать подобную продукцию для отечественных авто. Через два года начались регулярные поставки наших колодок на автомобильные конвейеры. С 2001 года нашим клиентом становится «АвтоВАЗ», в 2002 году осуществляются поставки на «УАЗ».
Если на «АвтоВАЗ» мы поставляем 50% от общей потребности завода, то на Ульяновский завод — 100% требуемых дисковых тормозных колодок, в частности, на новые модели, такие как «Хантер». Также, производились поставки в размере 100% от потребности в начале 2000-х на завод «ЗиЛ»,модель «Бычок». По своей продукции мы практически не имели никаких замечаний.
Еще одна важная работа в компании «МарКон» была проведена по сертификации качества. Мы решили аттестоваться у немецких специалистов, и в 1999 году мы получили от фирмы «DQS» сертификат, удостоверяющий, что наша система менеджмента качества полностью соответствуют международному стандарту ISO 9001.
А в 2008 году мы уже сертифицировались на международный автомобильный стандарт, который обязателен для всех мировых автопроизводителей, ISO ТУ 16949. Проверки системы менеджмента качества также являются ежегодными, ближайшая была проведена в ноябре немецкой компанией DQS.
Как финансовый кризис 2008 года отразился на вашей компании? Какие меры были приняты по борьбе с ним?
За всю историю нашей компании мы получили два серьезных удара. Первый — во время дефолта 1998 года. Второй удар пришелся на кризис 2008 года. В то время мы уже выпускали порядка 600 000 комплектов колодок в год, активно поставляли на конвейерное производство, в том числе и на «АвтоВАЗ». Во время кризиса у «АвтоВАЗа» резко упали продажи, и он практически перестал платить. В тот момент мы выжили благодаря хорошей репутации у «Сбербанка», который не отказывал нам в кредитах. Таким образом, мы смогли достойно пройти кризис, так к 2009 году полностью восстановились, а к 2010 продажи вновь начали расти.
Какие технические и маркетинговые задачи были решены для наиболее успешного развития и выхода на общероссийский рынок?
Я бы отметил четыре такие задачи, которые, на мой взгляд, являются обязательными для каждого производителя. Прежде всего, необходимо создать изделие хорошее по качеству, соответствующее всем нормам и стандартам. Второе — необходимо провести всесторонние испытания готового изделия, с тем, чтобы убедиться, что продукт действительно соответствует всем стандартам и готов к выходу на рынок. Третье — обеспечить одинаковое качество для всех данных изделий, то есть создать систему, обеспечивающую стабильное качество для всей выпускаемой продукции. Этому в максимальной степени способствует система менеджмента качества и стандарты ISO 9001 и ISO ТУ 16949, внедрение в «МарКоне» и регулярно контролируемые немецкой фирмой DQS. И четвертое — сделать конкурентную стоимость, оценить себя правильно, поставить себя на рынке на определенную полку. А затем вести грамотную работу, чтобы выйти не на ту цену, которая у вас получается, а на ту, которую требует рынок, и, по которой он будет ее приобретать.
Какую политику вы ведете в отношении своих конкурентов?
Прежде всего, мы изучаем своих конкурентов: приемы работы, изделия, качество. Часто покупаем продукцию в магазинах наших конкурентов с целью проведения испытаний. Иногда они оказываются хуже нашей продукции, иногда лучше и мы, соответственно, стараемся подражать лучшим образцам, корректируя свою технологию. Я не говорю, что мы стремимся в самый верх горы качества, есть общепринятые мировые марки, такие как: ATE, Ferodo, TRW и целый ряд других. Я не ставлю цель делать изделия лучше всех, для нас наиболее актуально быть понятным нашему потребителю, удовлетворять его по цене и соответствовать всем нормативам. Особенно важно для вторичного рынка автомаркета.
Чем обусловлен подобный подход?
Сама колодка, довольно быстро изнашивается, соответственно, спрос на нее не падает и поэтому конкуренции в данной бизнеснише высока. В основном, конкурентами являются зарубежные производители. На рынке всегда в равной степени присутствуют европейские и японские производители. В последнее время очень агрессивно ведут себя китайские производители.
С некоторыми конкурентами мы поддерживаем деловые отношения, обмениваемся мнениями, например, с украинскими. Подобный подход позволяет держать руку на пульсе происходящего, видеть, что происходит в твоем сегменте автомобильной промышленности.


Мы следим за передовыми изменениями с тем, чтобы принять их на вооружение и бесконечно улучшать качество нашей продукции.
Какая концепция принята компанией «МарКон» в отношении зарубежных рынков?
Компания «МарКон» не стремится на европейские и азиатские рынки, так как подобный товар там представлен широко, соответственно, рынки перенасыщены. Как правило, покупатели из Европы ценят свои марки и охотнее приобретают именно их. В отличие от россиян, где картина прямо противоположная.
Какие из них для вас наиболее актуальны в настоящее время?
Нашими целями, с точки зрения зарубежных рынков, остаются южные республики бывшего СССР: Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Киргизия, Украина, а также европейские страны из бывшего социалистического лагеря. На данный момент производятся поставки в Казахстан, Узбекистан, но есть стремление увеличить объемы для данных регионов
Что из себя на сегодняшний день представляет компания «МарКон»? Чем смело можно гордиться?
В настоящее время ассортимент нашей продукции варьируется в пределах 300-350 изделий для легковых иномарок, весь спектр изделий для отечественных автомобилей, порядка 30 изделий для импортных грузовиков. Причем, последние более массивные и мы первые в России, кто смог освоить подобную продукцию и до сих пор мы являемся единственным предприятием в России, которое выпускает такие детали.
У нас стабильный коллектив, насчитывающий порядка 120 человек, который успешно создает и продает колодки. Так в 2012 году мы выпустили более 700 тыс. комплектов. Из них 40% — поставки на конвейер. Качество на высоте.
«МарКон» также производит стальные каркасы для выпускаемых тормозных колодок, на которые расходуется ежемесячно около 100 тонн листовой стали. Собственные производственные площади компании «МарКон» составляют около 5000 кв.метров.
Какие задачи вы ставите для себя на ближайшее будущее?
Лев Молев:Сегодня компания «МарКон» смело смотрит в будущее, мы разработали программу, которая называется «20.15» — это программа нашего развития до 2015 года, где мы предусматриваем значительный рост и изменение нашей номенклатуры, уменьшаем количество конвейеров, так как они комплектуются не отдельными деталями, а узлами. В то же время увеличиваем количество иномарок, так как на сегодняшний день из 36 млн автомобилей в России, 17 млн — автомобили зарубежных компаний.
Ваш бизнес можно смело назвать семейным, расскажите, кто из членов вашей семьи перенимает опыт и в каком качестве?
В настоящее время со мной работает мой старший сын — Александр. Он сейчас исполняет обязанности генерального директора. Я пока временно, в связи с возрастом отошел от дел. Уже полгода, как мой сын руководить компанией. Жена его также в бизнесе, впрочем, как и супруга второго сына.
В целом, все работают добросовестно, с большим вниманием относятся к делам компании и принимают максимум мер, чтобы улучшить ее работу. Какой бы приятной работа не была, отдых — важная составляющая жизни каждого человека и уж тем более руководителя.
Как вы проводите свободное время?
Я достаточно спортивный человек, мне нравится двигаться, я много хожу пешком. Занимаюсь спортом, в частности, играю в большой теннис 2–3 раза в неделю. Зимой, как правило, мы регулярно ездим в лес и катаемся на лыжах, благо рядом есть великолепные леса и базы. А летом мы всей семьей выезжаем на дачу, где работаем по хозяйству: убираем траву, подстригаем деревья и ухаживаем за небольшим огородиком.
В целом жизнь достаточно насыщенная и проходит интересно. У меня много друзей, есть интересные клубы, где мы принимаем участие. Другими словами, нормальная жизнь современного человека.
Чем бы вы хотели заниматься, если не бизнесом в сфере автокомпонентов? В какой профессии вы себя видите?
Мне сейчас трудно ответить. Могу сказать, что начиная с самой первой работы, когда я работал на Ярославском заводе РТИ конструктором, меня всегда переводили с повышением, так как я очень добросовестно относился к работе, проявлял много инициативы и давал разумные предложения. Несмотря на постоянные повышения, я всегда с сожалением уходил с предыдущей должности, потому что мне нравилась моя работа, она была невероятно интересной. И сегодня у меня невероятно интересная работа, требующая постоянного и всестороннего анализа и организаторских способностей.
И, напоследок, ваш прогноз на развитие отечественного рынка автокомпонентов?
Я считаю, что мы постепенно уходим от умения делать автомобили. Мы начинали делать машины еще до войны, перенимая опыт у западных стран, покупая технологии.
Сегодня мы все теряем. Мы потеряли АЗЛК. Мы теряем «АвтоВАЗ», он уже на половину французский. Идет узловая сборка, что само по себе явление прогрессивное, но бедав том, что практически все узлы изготавливаются за рубежом. И европейские конвейеры тоже перешли на узловую сборку, но они заказывают узел в соответствии с моделью своего автомобиля, тем самым, не теряя в квалификации. Им поставляет узел смежная фирма, но постановка задачи и разработка идет от основного конвейера.
Потребность в тормозных колодках на российских конвейерах постоянно снижается, так как автоконвейера переходят на закупку, в основном за границей, готовых тормозных узлов, в которые тормозные колодки уже установлены.
Главная задача автопрома — развивать в России производство собственных тормозных узлов, подвески коробки передач, двигателей, электроники и так далее.
Уверен, что Россия станет одной из ведущих стран по выпуску современных автомобилей.

Добавить комментарий