Импортозамещение, локализация и экспорт: слова гендиректора российского Renault наиболее лаконично и ёмко описывают стратегию российских автомобильных компаний в 2016 году. Адаптация отрасли к условиям стагнации обсуждалась на Московском международном форуме автомобилестроения IMAF 2016, прошедшем 23 августа.
Андрей Панков, генеральный директор «Renault Россия»
«На дворе 2016-й. Вот уже два года, как длится кризис, вернее сказать, новая реальность на автомобильном рынке России. Поняв, что рынок никогда не будет прежним, мы пересмотрели свою долгосрочную стратегию. Теперь эта стратегия базируется на трех китах: импортозамещении, локализации и экспорте.
В этом году мы вышли на рынок Вьетнама. И смотрим через него дальше на другие страны ASEAN. Мы ушли от импорта и производства авто с низкой степенью локализации. Наш текущий уровень локализации — более 60%, и это не предел. Еще пару лет назад поставщики спрашивали: почему мы должны строить завод не в Польше или Чехии, где это будет дешевле, а в России? Но сейчас Россия более конкурентоспособна в силу слабого рубля».
Николя Мор, президент АвтоВАЗ
«Мы не увидим значительного восстановления рынка в 2017 г.; с учетом депрессивных условий это будет в лучшем случае установление стабильности, затем, возможно, пойдет восстановление. Наиболее вероятный сценарий для 2016 г. будет 1,3 млн проданных легковых автомобилей. К сожалению, мы не видим значительного восстановления рынка в следующем году, в лучшем случае это будет 10% рост, в худшем случае он будет стабилен. Нам нужно быть готовыми к по-прежнему очень сжатым рыночным условиям».
Ярон Видмайер, генеральный директор Continental Tires Rus
«На российском рынке шин наблюдается спад. Continental учел эти изменения рынка, увидев в сложившейся ситуации возможности для улучшения местного бизнеса. Мы выводим в этом зимнем сезоне в среднем и бюджетном ценовых сегментах три новых продукта. Все они производятся на заводе Continental в Калуге. Кроме того, в этом году Continental продолжает наращивать объемы экспорта продукции. На данный момент шины с калужского завода уже отгружаются в более чем 20 стран».
Франк Шауфф, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса АЕБ
«Автомобильная промышленность в России переживает не лучшие времена, именно поэтому организовывать автомобильные форумы сейчас просто необходимо. IMAF дает прекрасную возможность участникам наладить продуктивное общение напрямую с представителями компаний. Мы пережили кризисный 2009 год, переживем и нынешний кризис. Компании — члены АЕБ адаптировались к новым условиям ведения бизнеса».
Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research
«Почему в России стопорится локализация, почему невозможно заместить импорт российским производством? Большая часть проблем с поставкой некачественных деталей или компонентов, поставленных не точно в срок, связаны с российскими поставщиками, находящимися в Поволжском регионе. Это и есть ответ на то, почему у нас пока так неактивно идет локализация».
Михаэль Йоханнес, вице-президент Messe Frankfurt GmbH, бренд-менеджер Automechanika
«Ожидается, что российская экономика будет восстанавливаться. Вопрос, дошла ли она до переломного момента».