Потребитель ЛКМ стал умнее, замечают дилеры и производители материалов. Он реже «покупается» на супернизкие цены, но стремится к экономии даже сильнее, чем раньше. Сервисмены учатся считать и анализировать расходы, ищут новые ниши. Растёт спрос на материалы дешёвые, но технологичные и качественные.
Илья Колдин
директор департамента авторемонтных покрытий и оборудования для кузовного ремонта «СП БИЗНЕС КАР»
Тенденция всё та же, что и в последние несколько лет — падение продолжается. Рынок ЛКМ зависим от рынка автомобилей, а он, как мы видим, не растёт. Рост авторынка прошлого года, видимо, был временным явлением.
Компенсируя повышение НДС, каждый продавец пошел «своим» путём, но, в конце концов, все пришли к росту цен. Цены выросли практически у всех брендов приблизительно от 2% до 10%. У одних это привело к снижению маржинальности, у других — к снижению продаж.
Что касается новых бюджетных продуктов, не думаю, что это приводит к повышению эффективности. Основная причина здесь — переоцененный продавцами спрос и попытки демпинга. ЛКМ — это «полуфабрикат», в условиях падения доходности ремонтники видят самый простой и очевидный способ сохранить прибыль в том, чтобы найти материалы подешевле, а стоимость ремонта сохранить. На самом деле изначально низкая цена продукта не означает сокращение затрат на ЛКМ при ремонте.
Денис Ковалев
менеджер по развитию «НОВОЛ РУС»
За прошедший год рынок ЛКМ сильно не изменился. Цены выросли в среднем от 2 до 10%. Это связано и с инфляцией, и с увеличением НДС. Курс евро в прошлом году был относительно стабилен по сравнению с предыдущими годами и практически не оказал влияния на цены. Как и во всех прочих отраслях, все стало чуть дороже. Цены на материалы выросли, а цены на ремонт остались на том же уровне. Таким образом, потерял на этом в первую очередь конечный потребитель. Продолжилась тенденция на рост применения бюджетных материалов. Как и в продуктовых магазинах, продаётся то, что идёт со скидками. Это реакция рынка на запрос общества. К сожалению, ситуация в экономике по прежнему оставляет желать лучшего, и многие маляры «голосуют рублём». Но экономия на материалах является мнимой. Доплатив 10–20%, зачастую можно получить продукт, работающий эффективнее и экономичнее на 50%.
Роман Турков
руководитель по продуктам «Аксалта Коатинг Системс Рус»
Восстановление российского рынка авторемонтных ЛКМ идёт всё ещё очень медленно. Сокращение связано с изменениями в авторемонтной индустрии, повлиявшими на прибыльность авторемонтных предприятий. Аварийность снижается, становится меньше тяжёлых ДТП, а доля повреждений, требующих косметического и экспресс-ремонта увеличивается.
Поэтому повышение рентабельности кузовных станций может быть достигнуто выводом на рынок новых, специализированных услуг по ремонту небольших повреждений кузова и лакокрасочного покрытия.
Специализация на ремонтах в течение одного дня позволит предложить клиентам экономию времени — самого дорогого и невосполнимого ресурса, которым располагает человек.
Сергей Адамлюк
директор департамента автомобильных покрытий «Кансай Пэйнт Рус»
Общий рост цен составил 7–10%. Традиционное новогоднее повышение цен потребители восприняли спокойнее обычного, поскольку внутренне были готовы к удорожанию из-за НДС.
В последний год стал заметен спад интереса к откровенно дешёвым и неэффективным материалам, но растёт и требовательность к качеству и уровню технологичности за относительно невысокую стоимость. Тут несколько причин. Во-первых, производители и дистрибьюторы в борьбе за полочное пространство стараются наплодить несколько брендов с одинаковой начинкой, чтобы потребитель как можно чаще выбирал именно их продукт — неважно под каким названием.
Во-вторых, есть стремление к удешевлению продукта с одной стороны и желание сохранить приемлемый уровень маржинальности с другой, и это вынуждает отдельных дистрибьюторов заниматься прямым импортом, договариваться с производителями, запускать собственные бренды. Не все выходят на самоокупаемость, иногда остатки таких товаров пускают в продажу по совсем низкой цене, что также создает ненужные ценовые ориентиры для конечного пользователя.