Владельцы новых автомобилей предпочитают более дорогие высокотехнологичные свечи зажигания, покупатели подержанных авто стараются на расходных частях экономить.
Таков вывод одного из экспертов, принявших участие в анализе ситуации, складывающейся сегодня в сегменте узлов и деталей системы зажигания. Что думают по этому поводу другие участники опроса — в нашем материале.
Первичный рынок свечей зажигания следует за динамикой продаж новых автомобилей, считает Екатерина Скловская, эксперт по закупкам и логистике группы компаний «ABS AUTO». По её мнению, в данном сегменте наблюдаются снижение спроса на недорогие свечи и перераспределение спроса в пользу более дорогих высокотехнологичных свечей и свечей с увеличенным интервалом замены. «Спрос на вторичном рынке определяется также автопарком — подержанные импортные автомобили и отечественные автомобили, — отмечает эксперт. — Снижение средней суммы затрат на обслуживание автомобиля, обусловленное низкой покупательной способностью населения, вынуждает экономить на приобретении расходных частей».
В целом, по мнению Е. Скловской, на рынке узлов и деталей системы зажигания существенных изменений не наблюдается.
Однако Андрей Рыбкин, технический специалист ООО «НГК Спарк Плагс (Евразия)», отмечает основную тенденцию, которая сохраняется на протяжении нескольких лет, — постепенный отказ автопроизводителей от свечей зажигания с никелевым центральным электродом в пользу деталей с электродами из платины или иридия, которые обеспечивают значительно больший ресурс, а также более эффективное воспламенение. Также, по мнению А. Рыбкина, на конструкцию свечей зажигания оказывает влияние продолжающаяся тенденция в двигателестроении — даунсайзинг. «Современные двигатели при прежнем рабочем объёме цилиндров обладают более высокой мощностью, при этом они имеют меньшие геометрические размеры, — подчеркивает эксперт. — такие моторы имеют более разветвлённую систему каналов циркуляции охлаждающей жидкости, большие диаметры клапанов, поэтому для свечи в ГБЦ становится меньше места, что вынуждает проектировать свечи с более тонкой резьбой. Кроме этого, более мощному мотору требуется более эффективный отвод тепла от свечи.
Тепло в основном отводится через резьбовую часть металлического корпуса, поэтому у современных свечей удлинённая резьба, для обеспечения большей площади контакта зоны отвода тепла с ГБЦ».
Как известно, к 2030-му году многие европейские страны планируют упразднить автомобили со стандартными двигателями внутреннего сгорания либо значительно сократить их количество, отдав приоритет электромобилям, как наиболее экологичному, экономичному и эффективному транспорту. Этот факт, говоря о тенденциях, складывающихся в данном сегменте рынка, отметил Виталий Гисич, старший специалист товарной категории DENSO. «И в целом это плохая новость для рынка оригинальных свечей зажигания, — считает эксперт. — Однако полный переход с бензина или дизельного топлива на электричество ставит перед рынком большое количество вопросов и задач, которые пока не имеют решения. Тем временем, ДВС вместе со свечами зажигания тоже будут совершенствоваться, становясь все более экологичными и экономичными».
По мнению В. Гисича, так же, как автопроизводители перешли к сборке различных моделей автомобилей на одной платформе, производители свечей зажигания будут переходить на унифицированные линейки продуктов. «И у DENSO уже есть такая линейка — это иридиевые и никелевые свечи Тwin Тip (ТТ), — отмечает эксперт. — Свечи были разработаны с учётом современных требований рынка.
Компактный ассортимент охватывает более 80% современного автопарка, включая отечественный.
Уникальные технологии и качественные материалы позволяют с лёгкостью заменить большинство из существующих типов свечей.
Дополнительный плюс — увеличенный по сравнению со стандартными свечами срок службы».
Качество
Анализируя качество элементов системы зажигания, эксперт от группы компаний «ABS AUTO» Е. Скловская отметила, что качество продукции «скорее улучшается».
Связано это, по её мнению, с повышением технологичности свечей и катушек зажигания в автомобилях последнего поколения. «Узлы и детали системы зажигания становятся более экологичными, интервал замены увеличивается, сам процесс замены становится более трудоёмким. Поэтому автовладельцы всё чаще останавливают свой выбор на продукции известных и качественных производителей, — считает Е. Скловская. Сегмент катушек зажигания и высоковольтных проводов, по мнению Е. Скловской, подвержен той же тенденции, что и свечи зажигания. Колебания спроса на более и менее дорогие позиции определяется динамикой продаж новых автомобилей, наступлением постгарантийного срока обслуживания.
Екатерина Скловская эксперт по закупкам и логистике группы компаний «ABS AUTO»
«Если судить по количеству рекламаций при закупках на внешних складах, можно оценить объём рынка контрафактной продукции в 18–20%. В сегменте высоковольтных проводов доля контрафакта наиболее высока и может составлять, по примерным оценкам, 70–75%.
Доля безымянных производителей и СТМ по приблизительной оценке составляет порядка 30–40%. Это нормальная тенденция любого высококонкурентного рынка, каким является рынок автозапчастей».
В. Гисич отметил, в свою очередь, что наблюдается рост конкуренции в сегменте бюджетных свечей для отечественных автомобилей. «Появилось много так называемых «брендов-упаковщиков», которые мимикрируют под продукцию известных производителей, — констатирует эксперт от DENSO. — С другой стороны, производители
бюджетных линеек свечей зажигания смогли увеличить долю своего присутствия на российском рынке за счёт расширения ассортимента и агрессивной ценовой политики.
Если же говорить о качестве продукции, то все игроки рынка стараются поддерживать свой уровень».
В подтверждение этих слов другой участник дискуссии подчеркнул, что «вся продукция «НГК Спарк Плагс» — традиционно отличается высочайшим качеством».
Все эксперты единодушно отметили рост доли на рынке контрафактной продукции. По мнению А. Рыбкина, особенно это касается деталей в ОЕ-упаковке автопроизводителей. «Доля продукции неизвестных производителей не столь существенна, особенно если говорить о свечах зажигания.
Некачественная деталь не только будет плохо работать сама, но и может привести к серьёзной поломке всего двигателя, поэтому клиенты предпочитают выбирать проверенную, зарекомендовавшую себя продукцию», — подчеркнул эксперт от «НГК Спарк Плагс (Евразия)».
Контрафакт
«Долю контрафакта оценить сложно, так как наша компания сотрудничает только с проверенными поставщиками качественной продукции, — отметила в свою очередь эксперт группы компаний «ABS AUTO» Е. Скловская. — Но косвенно, если судить по количеству рекламаций при закупках на внешних складах, можно оценить объём рынка контрафактной продукции в 18–20%. В сегменте высоковольтных проводов доля контрафакта наиболее высока и может составлять, по примерным оценкам, 70–75%». По мнению Е. Скловской, факторы, влияющие на выбор узлов и деталей системы зажигания, за последний период не изменились — это по-прежнему низкое качество топлива и сложные условия эксплуатации автомобилей.
Андрей Рыбкин технический специалист ООО «НГК Спарк Плагс (Евразия)»
«Доля продукции неизвестных производителей не столь существенна, особенно если говорить о свечах зажигания. Некачественная деталь не только будет плохо работать сама, но и может привести к серьёзной поломке всего двигателя, поэтому клиенты предпочитают выбирать проверенную, зарекомендовавшую себя продукцию».
Помимо этих факторов, в сегменте узлов и деталей систем зажигания наблюдается общая тенденция рынка автозапчастей — появление достаточно большого количества СТМ, недорогих свечей безымянных производителей. «Доля безымянных производителей и СТМ по приблизительной оценке составляет порядка 30–40%. Это нормальная тенденция любого высококонкурентного рынка, каким является рынок автозапчастей», — считает Е. Скловская.
В. Гисич отмечает, что наиболее заметен рост контрафакта и продукции, имитирующей оригинальные автокомпоненты в регионах Сибири и Дальнего Востока РФ. «Здесь совет
прост — покупать запчасти только в проверенных точках продаж.
Так, авторизованные DENSO точки представлены на нашем официальном сайте в разделе «Где купить» на www.denso-am.ru/gde-kupit.
По нашим оценкам, доля контрафакта в России составляет менее 1% от общего объёма продаж, хотя в некоторых регионах может доходить и до 3%. DENSO регулярно информирует своих партнёров о признаках подделок и обучает методам выявления такой продукции на семинарах, которые проводит наша команда региональных представителей», — подчеркивает В. Гисич.
Перспективы
Компоненты узлов и деталей системы зажигания, по мнению Е. Скловской, будут пользоваться постоянным спросом, что обусловлено спецификой и целевым использованием продукции.
«Распределение спроса между бюджетными позициями малоизвестных производителей и аналогами из СТМ брендов и между продукцией известных брендов среднего и премиум сегмента будет зависеть от продаж на рынке автомобилей, — считает эксперт. — Компания «АБС АВТО» имеет в своем ассортиментном портфеле позиции, покрывающие практически любую потребность в узлах и деталях системы зажигания — от нижнего до премиум сегмента».
Виталий Гисич старший специалист товарной категории DENSO
«Появилось много так называемых «брендов-упаковщиков», которые мимикрируют под продукцию известных производителей. С другой стороны, производители бюджетных линеек свечей зажигания смогли увеличить долю своего присутствия на российском рынке за счёт расширения ассортимента и агрессивной ценовой политики. Если же говорить о качестве продукции, то все игроки рынка стараются поддерживать свой уровень».
Говоря о перспективах рынка элементов системы зажигания, А. Рыбкин выразил уверенность, что продолжится постепенный рост доли платиновых и иридиевых свечей зажигания. «Также достаточно быстро растёт доля новой для нашей компании продуктовой группы — датчиков положения и частоты вращения коленвала/распредвала», — отметил эксперт от «НГК Спарк Плагс (Евразия)».
В. Гисич также считает, что рынок свечей зажигания, как и весь рынок автокомпонентов в целом, испытывает давление со стороны спроса в силу замедления роста автопарка. С другой стороны, ежегодно на рынке появляется множество новых брендов, которые стараются привлечь потребителя низкой ценой. «DENSO же видит развитие рынка в первую очередь за счёт углубления сервиса для наших клиентов, — подчеркнул эксперт. — Так, в прошлом году мы запустили специализированный портал, где наши клиенты могут размещать заказы онлайн и получать различную полезную информацию. Также мы планируем расширять линейку свечей ТТ, чтобы обеспечить нашим клиентам максимально возможный охват российского автопарка. И мы не сомневаемся, что двигаемся в правильном направлении».