В своё время Тюменский моторный завод обеспечивал сцеплениями все легковые автомобили, производимые в СССР.
В 21 веке у его наследника компании «ТрансМаш» есть интересные разработки, качество и хорошие цены.
«Вы точно сами производите?!» — этот вопрос снова и снова слышали от посетителей сотрудники тюменского предприятия, работавшие на стенде на выставке MIMS.Automechanika Moscow. Приходилось убеждать гостей взять в руки один из представленных дисков сцепления.
Тогда продукция завода начинала говорить сама за себя: у людей загорался интерес в глазах, и они, наконец, начинали интересоваться ценами и техническими параметрами представленных дисков сцепления.
Сложно поверить, но мы говорим об одном из основных поставщиков автоконвейеров ещё со времён СССР — ООО «ТрансМаш», созданном на базе Тюменского моторного завода. Именно здесь в 1964 г. впервые в СССР было освоено производство передового на тот момент автомобильного сцепления диафрагменного типа по лицензии английской фирмы Automotive Products Ltd.
Было создано отдельное узкоспециализированное производство. Затем завод освоил производство сцеплений к автомобилям ВАЗ, ГАЗ «Волга» и «Иж», и предприятие окончательно выбрало узкую специализацию.
В стадии перехода к рыночной экономике производство сцеплений выделилось в ООО «ТрансМаш», а в 1993 г. произошло событие, в корне изменившее его судьбу. Специалисты со стажем помнят, как в том году на КамАЗе произошёл большой пожар, и тюменцы тогда пришли на помощь автозаводу, в сжатые сроки освоив нажимные и ведомые диски к челнинским грузовикам. После успешных испытаний автопроизводитель рекомендовал эти диски для установки на новые машины и поставок в сеть технического обслуживания: так началось тесное сотрудничество и новая история тюменского предприятия.
Добавим ещё, что впоследствии здесь впервые в России было выпущено диафрагменное сцепление для грузовиков КамАЗ в однодисковом и двухдисковом вариантах.
С 2014 года «ТрансМаш» начал интенсивный проект импортозамещения, и на сегодняшний день номенклатура предприятия составляет более 80 наименований. В этом году на MIMS «Трансмаш» показывал новые серийные разработки.
В первую очередь это диски диаметром 430 мм — аналоги изделий SAHS 3482 083 118, 3482 083 032 и 1878 000 206. Им соответствуют тюменские диски ТМ 430.090.083.118 (ТМ 19-1601090 по спецификациям КамАЗ), ТМ 430.090.083.032 и ТМ430.130.000 206.
На основе базовых изделий создан ряд модификаций. Для автомобилей МАЗ, ПАЗ и ЗИЛ с двигателем Д245 и КамАЗ с КПП ZF16S151 предназначены диски нажимные ТМ 182-1601090 и ТМ 184-1601090, модификации диска ТМ430.090.083.118. Диски ведомые ТМ430.130.000 205 и ТМ430.130.000 206 с элипсонавитой фрикционной накладкой из стекловолокна, предназначен для грузовиков КамАЗ.
Продукция предприятия прошла испытания в научно-техническом центре ПАО «КАМАЗ» и рекомендована им для комплектации автомобилей КамАЗ на конвейере. До недавнего времени «Трансмаш» осуществлял поставки на Ярославский моторный завод (ЯМЗ).
Данными изделиями могут также комплектоваться автомобили иностранного производства Dongfeng, Iveco, MAN, Mercedes, Volvo NKW, Volvo Bus и другие. Затем, освоены в серийном производстве ведомые диски сцепления для тракторов МТЗ 80 и МТЗ 82 —ТМ 70-1601130 и его модификация с элипсонавитой накладкой ТМ 70-1601130-01.
Наконец, уникальная разработка тюменского завода — диск нажимной диафрагменного типа ТМ 514-142.1601090. Это усовершенствованный заменитель рычажного диска 14-1601090 и 142-1601090. Если оригинальную корзину при установке необходимо регулировать, то новинка не требует регулировок. Кроме того, в 514-м диске меньше конструктивно ненадёжных деталей, а усилие прижима и передача крутящего момента сохраняется на весь период эксплуатации, независимо от степени износа. Новый продукт имеет увеличенный моторесурс и лучший показатель «цена-качество».
Рублём и качеством
Профессиональные менеджеры, посетители MIMS, сразу замечали очевидную разницу в качестве тюменских дисков по сравнению с производимыми в КНР аналогами. «Наша продукция по цене и качеству заняла нишу между западным «фактом» и популярными в России изделиями из Китая», — поясняет нам сотрудница компании.
Она рассказывает, что тюменские автопарки, раньше бравшие оригинальную продукцию на «ГАЗель-Бизнес» и «Газель-Next», в последнее время активно переходят на изделия «ТрансМаш». Арифметика тривиальна: ресурс местного сцепления несколько меньше (по паспорту ресурс до капремонта для тип-14 300 тыс. км, для тип-17 даже 500 тыс. км), но разница в цене в 2–4 раза компенсирует меньший пробег, в целом заметно снижая стоимость владения автомобилем. Контроль качества проходит каждая партия: любое отклонение от требуемых параметров приводит к снятию всей партии.
С оптовыми закупщиками сложнее. Система подбора партнёров у крупных российских операторов запчастей консервативна, и они предпочитают работать с европейским и китайским импортом — это привычно, условия понятны, репутация заработана.
Мешает «ТрансМаш» и ситуация с российскими конкурентами. В самой Тюмени у предприятия есть прямой конкурент, производящий аналоги более низкого качества, по цене, сравнимой с дешёвым азиатским импортом. Есть конкуренты и из других регионов, также не отличающиеся хорошим качеством.
Закупщикам сложно разобраться, и однажды натолкнувшись на низкое качество, они разочаровываются в российской продукции в целом.
Но сейчас «ТрансМаш» решительно настроен изменить ситуацию. Их участие в MIMS.Automechanika стало важным шагом и дало практический результат. «Мы планируем расширять дилерскую сеть», — рассказала нам сотрудница компании на стенде.
Собеседница считает, что партнёрам будут интересны условия партнёрства с «ТрансМаш»: нет жёсткого запрета на присутствие на витрине конкурентной продукции, а требования по объёмам выборки достаточно мягкие.
Есть прогресс в экспортном направлении. Спрос на продукцию завода высок в Казахстане и Беларуси; интерес демонстрируют закупщики и из других стран СНГ, где автомобили КамАЗ, Группы ГАЗ и МАЗ популярны.
Выставка также показала острую потребность в импортозамещении. «Убедившись в хорошем качестве, многие посетители просят разработать и другие изделия на замену подорожавшим европейским дискам, — рассказывает сотрудница «ТрансМаш». — Часть из них мы поставили в приоритетный план разработки». Она говорит, что точный план пока обсуждается, но известно, что в сотрудничестве с «ИжАвто» «ТрансМаш» сейчас разрабатывает сцепления к легковым автомобилям, производимым на конвейере в Ижевске. 55-летняя инженерная традиция не потеряна.
Подробнее с продукцией ООО «ТрансМаш»
вы можете ознакомиться на сайте компании Autosmt.ru