Во второй раз мы обращаемся к рынку батарей. На первый взгляд итоговая таблица заметно изменилась; тщательно проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что изменения носят поверхностный характер, а традиционные ценности остаются в силе.
Хотя игроки привычно жалуются на засилье частных марок-однодневок, мы констатируем, что костяк аккумуляторных брендов российского рынка стабилен. Могут меняться суббренды или расположение марок в итоговой таблице, но не более. А значит, львиная доля потребителей, по-прежнему, ценит качество и репутацию. Сравнивая данные 2017 и 2018 гг., мы увидели, что топ-3 ведущих иностранных марок остался прежним — Varta, Bosch, Mutlu. Сохранили места в топ-10 также TAB, Exide и Panasonic (точная позиция не столь принципиальна). Delkor, GS Yuasa, Banner и Topla выпали, уступив место Bars, AFA, Tudor и Hagen. Среди российских марок «золото» и «серебро» снова взяли AKOM и «Зверь». Топ-5 покинули «АкТех», ISTOK и Tyumen BatBear, вместо них пришли TN Titan, Tyumen Standard и Westa. Что касается Westa, таблица отражает смену маркой национальности. Прошлой весной, мы указали в качестве страны происхождения Украину, хотя к тому моменту собственник уже сменился на российского — подразумевалось, что на бренд продолжает работать репутация МНПК «ВестаДнепр». Обратная связь от специалистов показала, что информация о переходе марки Westa в собственность ростовского ТД «Веста» уже принята большинством игроков рынка, и в этом году мы отразили этот факт в таблице.
Топ-10 зарубежных брендов
1 место Varta, возможно, самый ценный бренд в обойме Johnson Сontrols, владеющей им с 2002 г. Одноимённая компания создана в 1904 г. Адольфом Мюллером — человеком, продавшим первый американский электромобиль Томасу Эдисону — как дочернее предприятие AFA. В истории Varta говорится, что она первой представила стандартный форм-фактор стартерных АКБ, а в семидесятых годах прошлого века инициировала тренд на разработку необслуживаемых аккумуляторов. | 2 место Bosch первым включил аккумуляторы в схему головного света автомобилей. Сначала компания закупала АКБ у других производителей, а в 1920-х годах сама освоила производство. В настоящее время Bosch вернулся к использованию аутсорсинга: продукцию для популярного бренда частично делают заводы Exide Technologies, East Penn Manufacturing и других производителей с репутацией хорошего качества, частично СП Bosch — с ними же. | 3(4**) место Mutlu — третий по объему выпуска производитель в регионе EMEA с годовой мощностью 6 млн батарей. На аккумуляторах компания специализируется с 1955 г. Политика бренда строится на максимально быстром перенятии инноваций ведущих производителей. Mutlu уже в 1987 г. освоила необслуживаемые аккумуляторы, а в 2008 г. — аккумуляторы для систем «стартстоп», став одним из первых производителей из развивающихся стран в этом сегменте. |
4(7) место Сила бренда строится на традициях добычи свинца в Словении, длящейся 350 лет. Концерн TAB основан в 1965 г. и включает два завода в Словении мощностью 1,8 млн единиц в год и один в Македонии мощностью 1,5 млн ед. в год. Кроме марки TAB, ему принадлежат бренды Vesna, Topla и Moratti. | 5(8) место Panasonic начал производить автомобильные аккумуляторы в 1937 г. В 1976 г. концерн одним из первых в Азии представил необслуживаемый АКБ. Уже в 1990-х Panasonic признал перспективность электромобилей и начал изыскания в области тяговых аккумуляторов — этим объясняется, что в наши дни Panasonic входит в число лидеров в этом сегменте. | $49,5 млрд составил мировой рынок автомобильных АКБ в 2017 г. |
7,9%прогноз роста мирового рынка до 2025 г | 6(10) место Exide Technologies входит в тройку крупнейших мировых производителей свинцовых батарей. На автомобильном рынке компания оперирует марками Centra, Deta, Exide, Hagen и Tudor, а также производит стартерные аккумуляторы на контрактной основе для ряда ведущих мировых брендов, включая Bosch и Voltmaster. | 7(11) место «Кайнар — АКБ», единственный казахский аккумуляторный завод, был одним из пяти аккумуляторных заводов СССР. Предприятие владеет марками Kainar и Bars и реализует замкнутый цикл производства свинцово-кислотных АКБ, включая утилизацию отработавших батарей и производство свинцовых сплавов. Предприятие прошло глубокую модернизацию в 2007–2008 гг. |
8(12) место Марка AFA принадлежит Johnson Controls, а репутация высокого качества поддерживается производством исключительно на заводах компании в Европе. Специалисты отмечают, что продукты марки AFA — это бюджетная альтернатива Varta, конструктивно практически идентичная последней. Основал марку ещё в XIX в. упомянутый выше Адольф Мюллер, отец марки Varta. | 9(13) место Марка Tudor напоминает, что данную компанию основал Генри Тюдор, изобретатель аккумуляторной пластины, изготовленной на основе решетки. Производство аккумуляторов данной марки началось ещё в XIX в. Группа Tudor вошла в состав Exide Technologies в 1994 г. и сейчас, по данным производителя, занимает 15% европейского рынка стартерных АКБ | 10(15) место Лишь немного уступил Tudor третий бренд из принадлежащей Exide Technologies семьи марок. Немецкая Hagen Batterie сохраняла независимость до 1988 г., после чего её приобрела группа Tudor. В наше время Hagen позиционируется как дешёвая альтернатива Exide, отличающаяся простой конструкцией при высоком качестве. |
Топ-5 отечественных брендов
1(3**) место Завод АКОМ реализует продукцию под собственными марками AKOM, Bravo, Reactor и Ultimatum, а также по контракту производит батареи для ряда крупных локальных держателей частных марок, таких, как «БатБаза». Однако именно марку АКОМ наши респонденты поставили на 1 место в рейтинге российских производителей. В 2015 г. АКОМ выпустил 1,85 млн АКБ, а в 2017 г. начал строительство второго завода в ТОР Тольятти. | 2(5) место Бренд «Зверь» принадлежит предприятию «АкТех», так же как и бренды «АкТех», «Орион», VSA, «Пульс», Active, Element, Spark, DuoExtra, R-Line, Crossfire и Solo. На репутацию компании работает высокая инженерная культура: «АкТех» утверждает, что первым из российских производителей освоил технологию EFB и первым из производителей аккумуляторов освоил экспортный рынок. | 8,5 млн ед. производство автомобильных |
3(6) место Завод Tubor был построен в 1999 г. при поддержке Tudor. Год спустя предприятие внедрило систему качества, на этот раз с помощью Toyota Engineering и выпустило батарею Titan, впервые в России по технологии Ca/Ca. В настоящее время предприятие расширяет сферу деятельности, работая над линией тяговых и стационарных батарей. В 2015 г. суммарное производство батарей марок Tubor и Titan составило около 700 тыс. ед. | 4(9) место В советские времена Тюменский аккумуляторный завод (ТАЗ) первым освоил производство необслуживаемых аккумуляторов на австрийском оборудовании. В 1987–2001 годах предприятие вело курс на вертикальную интеграцию производственных процессов и образование замкнутого производственного цикла, включая переработку аккумуляторного лома. 70% оборудования ТАЗ производит для себя сам, отмечается в истории компании. | 5(14) место Российская премиум-марка Westa принадлежит компании «Эксперт» из Ростова-на-Дону, бывшего ТД «Веста». Сейчас продукция для неё производится на заводе «Исток+». «Старая» украинская Westa, ставшая родоначальницей одноимённой российской марки, продолжает выпускаться предприятием МНПК «Веста-Днепр», но в Россию больше не поставляется. |