Рынок аккумуляторных батарей в России развивается медленно, основная задача его участников — удерживать занятые позиции в условиях стагнирующей экономики, слабого авторынка и острой конкуренции.
Объём российского рынка АКБ составляет порядка 12 млн ед., в основном это вторичный рынок, на него поставляется 11 млн батарей. Около 2 млн аккумуляторов потребляет рынок грузовых автомобилей, около 200 тыс. — рынок автобусов. Рост рынка АКБ к показателям 2018 года составил порядка 1–2%.
В 2019 году объём производства АКБ отечественными предприятиями достиг 8 млн ед. Сокращается импорт аккумуляторов, некоторые участники рынка утверждают, что темпы снижения импорта высокие, программа импортозамещения работает эффективно, российские АКБ вытесняют импортные. Но не только из-за поддержки властей, но и потому, что качество отечественных батарей сильно выросло.
Наибольшим спросом пользуются АКБ для легковых автомобилей и аккумуляторы для тяжёлых коммерческих автомобилей.
Основным потребительским трендом на рынке остаётся предпочтение недорогой продукции, приоритет цены над качеством.
Поэтому производители АКБ говорят о засилии недорогих аккумуляторов китайского производства, от которых нет никакой защиты на государственном уровне.
Потребительские предпочтения давят на производителей, так что им приходится вносить коррективы и в конструкцию, и в цены — с целью удешевить продукцию и больше внимания уделять маркетингу. С той же целью некоторые производители выпускают АКБ, не соответствующие заявленным характеристикам.
Но продажи аккумуляторных батарей премиального сегмента с высокими или уникальными, инновационными качественными характеристиками растут по мере роста продаж новых автомобилей премиум-класса.
Российский автопарк оснащается более чем на 80% «обычными» свинцово-кислотными аккумуляторами. Аккумуляторы, выполненные по технологии EFB и AGM, занимают около 20%, но их доля растёт по мере роста продаж современных автомобилей.
Новые машины вообще имеют много потребителей электроэнергии, поэтому требования к аккумуляторным батареям растут. Но наибольший вклад в постепенное изменение структуры рынка АКБ вносит то, что современные модели оснащаются системами «старт/стоп», которые нацелены на снижение расхода топлива при вождении в городских условиях.
Обычные АКБ не очень эффективно справляются с этой задачей, батареи EFB и AGM способны обеспечить большее количество циклов заряда/разряда. Сейчас уже около половины первичного автопарка автомобилей составляют модели с системами «старт/стоп». Это обеспечивает хорошие возможности для роста сегмента АКБ EFB и AGM. Но на вторичном рынке по-прежнему абсолютно доминируют обычные АКБ. Структура рынка здесь меняется очень медленно.
Структура
Среди отечественных предприятий крупнейшим производителем аккумуляторных батарей в России остаётся «АКОМ» с показателями производства более 2 млн АКБ в год. Компания является основным поставщиком аккумуляторных батарей на российские автомобильные заводы, полностью обеспечивает батареями модели LADA и в целом занимает на российском рынке долю около 25%.
ОАО «Тюменский АЗ» тоже крупнейший участник рассматриваемого рынка с долей порядка 20%. Примерно такое же положение занимает ЗАО «Исток», КЗА. Среди других крупных игроков рынка АКБ — Филиал ООО «Тубор», ЗАО «Актех Байкал», ЗАО МПКФ «Алькор», ООО «Тангстоун», ООО «Электроисточник », постоянно растёт доля компании «БатБаза».
В России есть небольшие производители, с объёмом выпуска около полумиллиона батарей, есть крупные предприятия, выпускающие до 1,5 млн АКБ в год. Но доминируют на рынке предприятия, с объёмом производства более полутора миллионов АКБ, которые и определяют структуру и характер рынка.
Региональное распределение потребности в АКБ определяется размером автопарка. Около 30% АКБ потребляет Центральный ФО, Москва забирает примерно 10% АКБ страны. На Приволжский Федеральный округ приходится до 20% рынка АКБ. На Сибирский и Северо-Западный округа приходится по 10% рынка АКБ.
По итогам 2019 года импорт составил порядка 4 млн ед. В то же время быстро растёт импорт аккумуляторов EFB для современных автомобилей, но количественно их невелико.
Год назад объём импорта составлял около 5 тыс. ед, в настоящее время около 8 тыс. АКБ. Импортные АКБ почти полностью предназначены для легковых автомобилей.
Больше всего в Россию ввозится АКБ из Китая. Другие заметные поставщики — Украина, Польша, Словения, Турция, Казахстан.
МНЕНИЕ
Камиль Абдугаффоров, директор по продажам ТД «ЕАЗ»
«Общая тенденция любых производителей в РФ ведёт нас к максимальной локализации производства и общему импортозамещению.
Наш завод производит 100% своей продукции в республике Татарстан из компонентов российского производства.
Аккумуляторный рынок, как и вся экономика, проходит сейчас очень сложный период: снижение покупательной способности населения ведёт рынок к потребности в продукции более низкой ценовой категории. Поэтому всем производителям приходится подстраиваться под ситуацию и предлагать максимально доступный по цене, и в то же время достойный в техническом плане продукт. Тем не менее, в сегменте премиум и стандарт был, есть и всегда будет свой покупатель, который требует АКБ, соответствующие и сегменту, и характеристикам не ниже зарубежных аналогов. Мы, как самый современный и высокотехнологичный производитель, точно можем закрыть эту потребность, учитывая сегодняшние колебания рынка.
Перспективы аккумуляторного рынка безграничны. Сейчас основную часть АКБ мы выпускаем для старта/запуска двигателей внутреннего сгорания. Но постепенно, исходя из того, что в Европе сейчас запущена так называемая «зеленая сделка», рынок стартерных АКБ будет снижаться и уходить в аккумуляторные батареи резервного и основного питания.
И мы, естественно, тоже будем двигаться в эту сторону, модернизируя своё производство».
Крупнейшими импортёрами аккумуляторных батарей на российский рынок остаются давно «застолбившие» места Johnson Controls (Varta, Afa, Теnах, Berga, TRP, Energizer), AtlasBX (Atlas, Alaska, E-NEX), Hyundai Sungwoo Automotive (ТМ Solite, Indigo, Hyundai, Kia), TAB, MUTLU, Kainar.
Преобладают в импорте бренды Johnson Controls, которых ввозится около 1 млн ед. ежегодно.
Экспорт аккумуляторных батарей из России может достигать, по разным данным, около 900 тыс. ед. в год. Основные экспортёры — крупнейшие отечественные предприятия-производители: «Алькор», «АКОМ», «АкТех», «Тубор», «Тюменский АЗ», «Электроисточник», «Исток».
Каналы продаж аккумуляторных батарей существенно не меняются: в основном потребители покупают батареи в магазинах запчастей, довольно много покупателей в специализированных магазинах. Интернет-каналы продаж тоже развиваются.
В целом, производство, импорт, экспорт, продажи аккумуляторов стабильные, но темпы развития рынка невелики, и это не зависит от участников рынка АКБ, — производство и продажи находятся внутри слабой экономики и каждый делает всё, чтобы выжить с наименьшими потерями и дождаться положительных перемен.
МНЕНИЕ
«Потенциал вторичного рынка в год составляет порядка 11,2 млн АКБ по России. Учитывая, что технологии не стоят на месте, качество аккумуляторов заметно улучшилось и срок их эксплуатации составляет в среднем
4,5–5 лет. Это, безусловно, хорошо.
Однако рынок перенасыщен, и предложение намного превышает спрос, что часто приводит к чистому «сливу» товара и большой конкуренции.
К качеству отечественных и иностранных производителей нет никаких претензий. К примеру, молодой Елабужский аккумуляторный завод, весь технологический цикл и оборудование которого соответствует передовым мировым стандартам.
Однако стоит отметить, что в условиях экономической нестабильности в стране увеличивается спрос на более дешёвый сегмент. Это привело к производству различных монобрендов низкого качества, соответственно с сокращённым сроком эксплуатации и ресурса.
Контрафакта в аккумуляторах особо не наблюдается. Сложней в части зарядных устройств к аккумуляторам, тут каких только производителей нет, и предложений очень много. Большая часть данного продукта производится на разных заводах Китая.
Область применения, как автомобильных аккумуляторных батарей, так и стационарных аккумуляторов в промышленных и бытовых условиях расширяется.
А вот малый бизнес — и не только в нашей отрасли, — переживает не самые весёлые времена. Надеемся, что спад экономики достигнет однажды своего «дна», и доходность населения, а соответственно и покупательная способность, все же позволит развиваться всем».
Перспективы
В среднесрочной перспективе нет признаков заметного оживления экономики России, авторынок вернулся к снижению показателей производства и продаж. Но аккумуляторные батареи будут пользоваться стабильным спросом, вторичный рынок АКБ будет расти небольшими темпами.
Свинцово-кислотные аккумуляторы будут ещё долго преобладать на рынке, но постепенно производители будут повышать их характеристики — увеличивать гарантию, ударостойкость, вибростойкость, снижать вес и габариты батарей.
В то же время будет расти доля аккумуляторов по технологии EFB и AGM, темпами, соответствующими динамике авторынка.
Заметные мировые тенденции — влияние на рынок АКБ гибридов и электромобилей, — для России почти неактуальны, поскольку таких автомобилей в России покупается крайней мало.