Российский рынок автомобильной светотехники развивается поступательно, этому способствует ситуация на авторынке — недавний рост продаж автомобилей, а также сложные условия эксплуатации, которые требуют относительно частой замены основных типов ламп. Динамика структурных изменений на рассматриваемом рынке медленная из-за слабой экономики в целом.
Следствием двух лет роста российского авторынка было то, что оживился и рынок автомобильных осветительных устройств. Этот рост продолжается до сих пор, и будет продолжаться, даже если на авторынке укрепится негативный тренд, сформировавшийся в последнее время.
Рост рынка автомобильной светотехники к концу текущего года может составлять 10%. Основная конкурентная борьба между поставщиками светотехники ведётся в бюджетном сегменте, где преобладающим фактором влияния остаётся цена, которая иобеспечивает предположительно большую долю внебрендовой продукции.
Импорт автоламп остаётся существенным, хотя в ряде сегментов он сокращается. Так, в прошлом году импорт ламп головного освещения уменьшился на 25% по сравнению с показателями годом ранее, до 25 млн ед.
При этом, несмотря на тенденции постепенного роста сегмента не галогенных ламп, в импорте доля галогенных ламп увеличивается, если по итогам 2017 года она не достигала 90% от общего объёма импорта, то в прошлом году достигла 95%. Доля ксеноновых ламп при этом сократилась с 8% до 3%.
Галоген или не-галоген, вот в чем вопрос
На протяжении нескольких лет, участники рынка говорят о том, что будущее за светодиодными лампами, но всегда оговариваются, что пока на рынке сохраняется подавляющее преобладание галогенных ламп. При этом растёт спрос на лампы с увеличенным сроком службы и улучшенными характеристиками, появляются и матричные лампы с лазерным модулем, но это практически никак не влияет на галогенный характер рынка ламп.
В 2017 году были предположения, что к 2020 году светодиоды будут преобладать на рынке, но это вряд ли случится.
Галогенные лампы остаются штатными во многих моделях автомобилей даже среднего ценового сегмента, и в абсолютном большинстве автомобилей бюджетных, что обеспечивает галогенным лампам превосходство.
Галогенные лампы дешёвые, но выбирают их не только по этой причине, а и потому, что их можно заменять. В России, где у большинства водителей есть возможность ремонтировать автомобиль только своими руками, это существенный фактор выбора ламп. Кроме того, яркость галогенных ламп по мере эксплуатации снижается незначительно.
Определённые надежды на прогресс связывались с ксеноновым светом. Но он на порядок дороже галогенных ламп, и когда вернулись привычные кризисные времена, то ксенон стал мало востребован.
Тем более, что газоразрядные лампы по мере работы существенно теряют яркость, при этом менять их рекомендуется у официального дилера. Ксенон в целом оказался неконкурентоспособен галогену по цене и функциональности и теперь редко ставится на новые модели, тем более, что появился новый перспективный бурно прогрессирующий вид — светодиоды.
LED использовались в электронике, но в период с 2000 до 2010 гг. стали полноценными конкурентами и в секторе головного света. Диоды превосходят ксенон и галогенные лампы по качеству освещения и имеют большие возможности для постоянного прогресса.
Но LED-фары меняются только в сборе, и стоят они слишком дорого для обычного автолюбителя. Кроме того, несмотря на заверения производителей, автовладельцы утверждают, что светодиоды всё же теряют яркость с годами.
К тому же в России есть законодательные ограничения для эксплуатации светодиодов. Существуют требования Технического регламента, согласно которым маркировка фар дальнего, ближнего света и классы установленных в них источников света должны соответствовать.
Замена, например, галогена на светодиоды будет нарушать закон.
В принципе, любое переоборудование внешних источников света автомобиля должно узакониваться, желающих по какому-либо поводу взаимодействовать с властями в России не очень велико.
При любом развитии ситуации на авторынке, производителям и поставщикам автомобильной светотехники ничего не грозит — лампы всякие нужны, лампы всякие важны
Впрочем, и в Европе есть существенные юридические ограничения на установку светодиодов, поэтому автопроизводители продолжают ставить галогенные лампы на большинство моделей.
По всем этим причинам рынок автомобильных ламп прогрессирует очень медленно. Если рост продаж новых автомобилей восстановится и продолжится хорошими темпами, и это будет не благодаря вбросу денег в рамках госпрограмм поддержки автопроизводителей, а из-за восстановления экономики, то постепенно на рынке всё большую долю будут занимать LED-
лампы, затем — матрицы и микромодули.
Но главное, что при любом развитии ситуации на авторынке, производителям и поставщикам автомобильной светотехники ничего не грозит — лампы всякие нужны, лампы всякие важны.
Структура
Брендовая структура рынка ламп сложилась давно, в ней преобладает светотехника зарубежных производителей, участники рынка расходятся только в оценке этого преобладания — менее 95% или более.
На первичном рынке преобладают лампы брендов Philips, Hella, Narva, Osram и GE. На вторичном рынке ситуация намного сложнее, так как здесь активны поставщики из Китая и производители контрафакта, так что, кто является лидером, а кто аутсайдером — понять трудно.
Считается, что на этом рынке точно есть Philips, Hella, Narva, Bosch, GE, Valeo, Koito и крупные российские производители. Доля ламп на российском рынке, не относящихся к известным брендам, — дискуссионный вопрос, но чаще всего оценки колеблются около 30–40% рынка.
Первичный рынок ламп немногим уступает вторичному, общий объём рынка ламп до 12 млн ед. различных типов ламп ежегодно. Российский рынок ламп растёт в основном за счёт вторичного сегмента, особенно в периоды падения продаж новых машин.
В структуре потребительского спроса наибольшую долю стабильно занимают фары головного
света. Далее, по востребованности — фонари заднего вида, дополнительные сигналы торможения, указатели поворота. Но наиболее прогрессивным сегментом считается сегмент источников света, устанавливаемых в салоне, из-за того, что в новых автомобилях всё больше
цифровых устройств. В современных моделях количество потребителей электроэнергии вообще очень велико и будет ещё больше.
Что касается прогнозов о развитии российского рынка автомобильной светотехники, то скорее всего все существующие тенденции продолжатся, изменений в динамике или в структуре рынка можно не ждать как минимум ближайший год.