Нет необходимости лишний раз повторять, насколько сильно повлиял коронавирус на рынок легковых автомобилей в первом полугодии 2020 года. Тем более, что в июне появились хорошие новости — производство, продажи, экспорт, импорт перестали падать, а в июле многие показатели выросли к показателям первого полугодия 2020 года.
В первом полугодии 2020 года объём продаж автомобилей в России по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) сократился на 23,3% до 635 959 автомобилей. Хотя сокращение продаж началось ещё в 2019 году, но такое сильное и быстрое падение за короткий срок определялось влиянием пандемии коронавируса.
По итогам июня объём продаж автодилеров сравнялся с аналогичным показателем прошлого года, благодаря отложенному спросу и программам господдержки.
То, что в июне продажи автомобилей не упали по отношению к АППГ, является очень хорошим результатом, если учесть, что продажи в апреле падали на 72,4%, а в мае — на 51,8%. Отложенный спрос в июне возник из-за того, что в определённый период пандемии были введены ограничения, которые сильно снизили потребительскую активность на всех рынках. Участники рынка говорят о том, что автосалоны были или закрыты, или абсолютно пусты на протяжении длительного времени. Людям было не до автомобилей.
Что касается господдержки, то на поддержку автопрома было выделено 25 млрд руб. из Резервного фонда. Кроме того, с 1 июня вступили в силу обновлённые программы на покупку новых автомобилей с использованием дополнительных мер господдержки, разработанных Минпромторгом.
В частности, изменения коснулись программы «Первый автомобиль», в рамках которой ценовой порог для скидки 10% увеличился с 1 млн руб., до 1,5 млн руб. По программе «Семейный автомобиль», скидка в 10% предоставляется на автомобиль для семьи с одним ребёнком, в то время как до этого скидка была доступна для семей с двумя детьми. Также, на 10% скидку имеют право сотрудники медорганизаций.
Нужно отметить, что в этот раз помощь государства была как нельзя более кстати. Вряд ли дилерам удалось бы прервать падение рынка и вернуться к росту рынка, если бы не своевременная госпомощь. Если государство изыщет возможность поддерживать продажи и дальше, ситуация на рынке может продолжать улучшаться. Так как автопроизводители настроены пессимистично и полагают, что положительные тенденции, определяемые рыночными факторами, долго не продлятся.
Ещё одна форма поддержки тоже внесла вклад в приостановку падения продаж — покупатель может получить скидку до 25%, при покупке автомобиля брендов Renault, Сhevrolet, Volkswagen, Skoda, Kia, Hyundai по программе trade-in.
На российском рынке сложился дефицит марки Kia моделей Seltos, Rio X-Line, Sorento Prime (в максимальной омплектации), Soul, Cerato; также не хватает Hyundai Creta и Hyundai Solaris; отмечается нехватка моделей Mercedes, Audi, Volkswagen.
Дефицит связан с приостановкой работы автопроизводств PSA, Renault, Volkswagen Group, Mercedes-Benz, Daimler и других. Так или иначе, практически все мировые автопроизводители ограничивали свою работу, в том числе и в России.
Кстати, в течение первого полугодия на юридические лица было оформлено 84 тыс. новых легковых автомобилей (порядка 15% авторынка), что на 21% меньше к АППГ.
Экспорт и импорт автомобилей тоже переживали упадок на протяжении полугода. Так, экспорт легковых автомобилей из России сократился на 44% и составил 30,6 тыс. единиц на общую сумму 461 млн долларов.
В июне российским автопроизводителям удалось резко нарастить экспорт, больше, чем на 90% и отправить за рубеж 5,7 тыс. автомобилей, на 105,5 млн долларов.
Импорт легковых автомобилей в Россию по итогам шести месяцев 2020 года сократился на 34,5% до 94,1 тыс. ед. При этом объём импорта легковых в июне составил 16,8 тыс. машин (+52,3% к маю) на 321,1 млн долларов.
Также стоит отметить, что в июне текущего года объём продаж подержанных легковых автомобилей достиг 420 тыс. ед., что на 8,3% меньше к АППГ. По итогам всего первого полугодия рынок подержанных машин опустился на 12,9% и составил 2,2 млн автомобилей.
Когда на экономику перестанет влиять коронавирус, глобальные и национальные причины кризиса никуда не денутся, — так что в России продолжат падать доходы населения, расти цена автомобилей и так далее
В первом полугодии 2020 года количество дилерских компаний уменьшилось на 218, до 3152 объектов. За это время было заключено только 144, а расторгнуто 362 дилерских контракта. Стоит отметить активную деятельность китайских брендов. Количество дилеров Сhangan увеличилось на 26 дилеров, у FAW открылось 12, у Haval прибавилось 9 центров, также выросло количество дилеров у брендов JAC, и Chery, и Geely.
Китайские поставщики также закрывали дилерские центры, но вновь открытых было больше. Отдельно стоит упомянуть электромобили: они постепенно наращивают свою популярность в мире, но в России электрокары пока по-прежнему покупают мало.
Тем не менее, динамика продаж электромобилей в России тоже развивалась в русле общих тенденций. По данным АА «Автостат», в течение первого полугодия 2020 года количество продаж электромобилей достигло 121 ед., что на 18% меньше, чем в первом полугодии 2019 года. Из них 40% занимали автомобили Nissan Leaf.
Июль
Несмотря на прогнозы, что рост продаж прекратится в конце июня, в июле авторынок тоже продолжал расти. По сравнению с показателями июля 2019, рост продаж автомобилей достиг 6,8%, до 141924 ед. Считается, что по-прежнему положительно влияет на рынок отложенный спрос. Однако, обнадёживающие показатели июля пока не компенсировали сокрушительное падение продаж в апреле и мае года, и по итогам семи месяцев было продано 681 тыс. единиц легковых автомобилей, что на 19,3% меньше к АППГ.
Практически никто из участников авторынка не надеется на длительный рост продаж, так как, хотя пандемийные ограничения утратили своё влияние, но их последствия пока никак не компенсированы — люди теряли в доходах, получали меньшую зарплату, сильно пострадал малый и средний бизнес.
Нужно заметить, что коронавирус, на который сейчас сваливают все проблемы, только сильно и быстро углубил и без того нарастающий экономический кризис. Продажи автомобилей падали уже в 2019 году. Напомним, по итогам 2019 г. в России было продано 1 759 532 новых легковых автомобиля, что на 2,3% (41,1 тыс. ед.) меньше, чем в 2018 году.
Когда на экономику перестанет влиять коронавирус, глобальные и национальные причины кризиса никуда не денутся, — так что в России продолжат падать доходы населения, расти цена автомобилей и так далее.
Но без коронавируса, всё же, — было и будет лучше. Что касается марок, то продажи LADA в июле 2020 года увеличились к АППГ на 5,7%, но за семь месяцев сократились на 19,6%, группа «Соллерс» увеличила продажи на 16,2% (сократились на 17,8% за семь месяцев).
При этом дефицит брендов в России сохраняется, как отмечается, нехватка ощущается практически по всем брендам автомобилей. Вероятно, это связано с тем, что автопроизводство, автокомпонентное производство, логистические связи — производственных поставок и товаропроводящие — ещё далеки до полного восстановления.
По данным АА «АВТОСТАТ», в июле 2020 года объём рынка легковых автомобилей с пробегом вырос на 13,8% , к АППГ, до 560,6 тыс. ед. Суммарно, по итогам семи месяцев 2020 года объём вторичного рынка легковых автомобилей в России составил 2 млн 742,1 тыс. ед., что на 8,5% меньше, чем в январе-июле 2019 года.
По данным Росстата, за семь месяцев 2020 года объём производства легковых автомобилей снизился к аналогичным показателям прошлого года на 30,2%, до 623 тыс. ед. При этом, по итогам июля рост производства составил 3,9%, до 113 тыс. ед. Это, конечно, никак не компенсирует потери предыдущего времени, но зато впервые с начала года зафиксирован прирост производства, а не падение.
В рассматриваемый период «Автотор» приступил к серийному производству KIA K5. «ЛАДА Запад Тольятти» начал выпуск Niva под маркой LADA.
В то же время, в июле приостанавливали производство российские заводы Hyundai и Nissan, Ульяновский автозавод, АВТОВАЗ, предприятия «ЛАДА Ижевск» и «ЛАДА Запад Тольятти», сокращали рабочую неделю «Мазда Соллерс» и УАЗ.