Рынок охлаждающих жидкостей и ГСМ

Рынок охлаждающих жидкостей и ГСМРынок охлаждающих жидкостей в России превышает 230 миллионов литров в год, то есть порядка 30 млрд рублей, это больше показателя предыдущего года примерно на 5%.
Этот рынок устойчив при любой ситуации на авторынке, так как ОЖ постоянно востребованы потребителями, их повышенному расходу способствуют условия эксплуатации автомобилей в России. Рынок горюче-смазочных материалов в текущем году не отличается особой динамикой. Он продолжает развиваться поступательно, восстанавливаясь после предыдущих кризисных лет.

На рынке охлаждающих жидкостей представлено огромное количество торговых марок, цена входа на этот рынок сравнительно невысока, потребители не очень концентрируются на брендах, поэтому его можно назвать перенасыщенным и высококонкурентным.
Многие компании, имеющие отношение к автокомпонентной индустрии, предлагают на рынке охлаждающие жидкости своих торговых марок, так как разработка и вывод на рынок ОЖ не самая сложная задача, а спрос на ОЖ постоянный. Характерной чертой российского рынка ОЖ является то, что основные критерии выбора — цена и, традиционно, цвет, хотя с объективной точки зрения цвет ОЖ вообще не имеет значения.
В то же время наблюдается рост спроса на охлаждающие жидкости высокого качества, за счёт роста рынка а/м премиум-класса.
Среди основных регионов производителей отечественных охлаждающих жидкостей регион Нижнего Новгорода (в ПФО
производится больше 50% ОЖ в стране), Нижнекамск, а наибольшие объёмы потребления ОЖ, особенно качественных, в московском регионе, так как здесь больше всего иномарок и среди них много автомобилей относительно небольшого срока эксплуатации, от 3 до 7 лет.
На региональном рынке больше доля ОЖ низкого качества, которые по традиции называют тосолами. Для рынка ОЖ вообще характерны региональные особенности, многие ТМ можно найти только в определённых регионах.
Участники рынка утверждают, что несмотря на большое количество некачественных антифризов, постепенно снижается доля тосолов, силикатных и гибридных антифризов, темпами от 10% в год, и растёт доля антифризов, темпами до 5% в год.
Экспорт антифризов в 2019 г. растёт довольно высокими темпами, около 20% в год и достигает порядка 70 тыс. тонн в год. Возможная структура российского рынка антфризов, %Большая доля российского экспорта антифризов, около 30%, направляется в Казахстан.
Импорт ОЖ сокращается, но доля остается значительной, около трети рынка. Большая часть ОЖ поставляется из Германии (около 30% импорта), Бельгии, Японии, Финляндии и Нидерландов.
Отечественные производители для производства качественных охлаждающих жидкостей используют пакеты присадок импортного производства, таких как BASF, Arteco, Haertol, OWI, Dober и другие. Тем не менее, последние несколько лет направление импортозамещения развивается, насколько это возможно.
В целом, рынок ОЖ реагирует на экономическую ситуацию, но нельзя определить какой-то выраженный тренд развития.
Структура рынка
Нижний ценовой сегмент ОЖ наиболее динамичен, здесь особо остра конкуренция, продукцию представляют как известные бренды, так и нонейм-производители и поставщики откровенного контрафакта, который готовится в кустарных условиях. Впрочем, невысокое качество ОЖ в этом сегменте характерно для большинства ТМ.
Динамика импорта моторных масел, тыс. тоннВ среднем ценовом сегменте представлены антифризы более высокого качества, хотя и здесь еще часть продукции маркируется названием «Тосол».
В высокой ценовой категории представлены ОЖ наиболее высокого качества, чаще импортного производства или отечественного, из импортного сырья. ОЖ этой категории приготовлены с современными присадками и отличаются более качественной упаковкой.
По оценкам участников рынка, до 70% рынка охлаждающих жидкостей занимает продукция Delfin Distribution, «Обнинскоргсинтез» и «Тосол-Синтез».
В сегменте узнаваемой брендовой продукции ОЖ представляют в основном предприятия «Тосол-Синтез», «Обнинскоргсинтез», «Гелена Химавто», «Техноформ», Delfin Distribution и другие.
Качество
Структура рынка охлаждающих жидкостей такова, что одной из остро актуальных проблем является качество. Проблема связана с тем, что в сегменте недорогих тосолов много метанолсодержащей продукции. Основным компонентом охлаждающих жидкостей является этиленгликоль, но метанол дешевле примерно в 5 раз и его добавляют в охлаждающие жидкости для снижения себестоимости.
По оценкам Союза производителей и потребителей автохимии, объём метанолсодержащих ОЖ может достигать 100 тыс. тонн.
Метанол опасен для жизни человека и может привести к поломке двигателя и даже возгоранию автомобиля. Точная доля метанолсодержащих ОЖ на рынке неизвестна, по некоторым категоричным данным, она может достигать 70% рынка.
С применением метанола в ОЖ формально ведётся борьба на госуровне, но вряд ли она эффективна, — экономический эффект от применения метанола таков, что его находят при проверке даже брендовой продукции.
Другая проблема рассматриваемого рынка — большое количество фальсификата. Доля такой продукции тоже неизвестна и может достигать, по некоторым оценкам, более 50% рынка несмотря на то, что производители пытаются защищать свою продукцию QR- и штрих-кодами и другими современными методами защиты.

Динамика производства бензина и дизельного топлива в 2019 г., млн тонн

Смазочные материалы
Рынок смазочных материалов представлен гидравлическими, моторными, трансмиссионными маслами и различными смазками.
В целом, рынок находится на подъёме, но растёт невысокими темпами, около 1% в год. Объём производства превышает 2 млн тонн, объём потребления более 1,5 млн тонн.
Моторные масла занимают большую часть рынка смазочных материалов. Объём производства моторных масел в России превышает 900 млн тонн в год. Около половины объёма отечественных масел экспортируется.
Для рынка моторных масел характерен нисходящий тренд, производство и потребление падает. В первом полугодии 2019 года производство моторных масел сократилось примерно на 5% к аналогичному периоду предыдущего года.
Моторные масла бывают I-й группы (базовые минеральные масла), II-й группы (полусинтетические масла), III-й группы (синтетические масла высокой степени очистки).
Масла II-й и III-й групп пользуются большим предпочтением потребителей, так как они обеспечивают лучшее смазывание при высоких нагрузках в российских условиях эксплуатации автомобилей. Синтетическое масло предпочитают около 48% потребителей, полусинтетическое предпочитают около 47% потребителей.
Импорт моторных масел около 190 тыс. тонн. Внутреннее производство моторных масел более чем в три раза выше импорта, но импорт растёт, так как масла высокого качества разрабатываются за рубежом. Показатели импорта в прошлом году превысили докризисный объём. Кроме того, отечественное масло высокого качества тоже разрабатывается с присадками иностранного производства.
Импортное масло достигает доли почти 50% в сегменте легковых автомобилей и до 20% в сегменте коммерческого автотранспорта.
Объём рынка гидравлических масел в России около 150 тыс. тонн, импорт составляет порядка 15%. Производство гидравлического масла в 2018 году сократилось на 7% к показателям 2017 года, а в течение первого полугодия 2019 года падение производства составило порядка 60% к АППГ.
Объём рынка трансмиссионных масел около 130 тыс. тонн, порядка трети рынка занимают импортные масла. Этот сегмент рынка смазочных материалов развивается аналогично сегменту моторных масел.
Предположительно, рынок смазочных материалов в России до конца года вырастет на 1–2% по сравнению с показателями 2018 года.
Рост будет достигнут в сегменте коммерческого автотранспорта, в сегменте легкового автотранспорта динамика останется прежней.
Горючий рынок
Производство автобензина за 2018 год выросло только на 0,2% к показателям 2017 года, до 39,4 млн тонн. Рост производства дизельного топлива составил 6%, до 77,5 млн тонн.
В течение года производство бензина и дизельного топлива переживало сильные колебания. Например, самым показательным было сокращение производства топлива с 3 по 9 июля по сравнению с предыдущим периодом: снизилось производство бензина на 9,3% — с 829,8 тыс. тонн до 753,3 тыс. тонн, а дизельного топлива — на 8,6%, с 1,41 млн тонн до 1,288 млн тонн.
Это явление не получило никакого объяснения. Но, впрочем, такие скачки были характерны для рынка топлива в течение всего рассматриваемого периода. Рынок автомобильного топлива чрезвычайно проблематичный и социально значимый, что связано с постоянными и, опять-таки, необъяснимыми скачками цен на топливо и вниманием к этому рынку властей.
Рынок топлива характеризуется постоянным ростом налоговой нагрузки, попытками сдержать рост цен, падением продаж и ростом монополий. Из положительного можно отметить устойчивый рост мощностей по производству бензинов и дизтоплива 5-го класса.

Добавить комментарий