Замена топливного насоса низкого давления — вид работ, характерный в основном для рынков небогатых регионов, в которых эксплуатируется автопарк с большим средним возрастом автомобилей. Соответственно, при замене топливного насоса возникает ряд вопросов, связанных с ограниченными финансовыми возможностями владельцев такого транспорта. Поэтому для выполнения ремонта на высоком качественном уровне очень важно не только подобрать оптимальный вариант запчасти и ее комплектации, но и убедить клиента в необходимости выполнения сопутствующих процедур.
В странах Западной Европы автомобили редко эксплуатируются столь продолжительное время, чтобы насос системы бензинового впрыска, либо дизельный насос подкачки, пришел в негодность. Тем более что и условия эксплуатации, и качество топлива способствуют его максимальной ходимости. Другое дело — рынки Восточной Европы, России, Украины и других стран, где машины, от которых отказались зажиточные хозяева, получают свою вторую жизнь. С одной стороны, состав автопарка делает рынок замены топливных насосов довольно емким. Однако при этом есть множество специфичных факторов, от качества топлива до возраста и среднего пробега транспортных средств, которые необходимо учесть при ремонте.
Кроме того, особенности национального автосервиса и менталитет автовладельцев также требуют особого подхода к процедуре замены топливного насоса низкого давления. Основные причины выхода из строя бензонасоса или дизельного электробензонасоса подкачки напрямую определяют перечень процедур, которые необходимо выполнять при их замене. И в зависимости от конкретных причин, комплекс работ может расширяться.
Например, если причиной поломки насоса на относительно новом автомобиле стала постоянная езда с почти пустым баком — это одна ситуация. В этом случае зачастую можно ограничиться заменой самого насоса, сопроводив ее разъяснительной работой с автовладельцем — касательно недопустимости такого режима эксплуатации. Для современного погружного электрического насоса проходящее через него топливо служит и смазкой, и охлаждающей жидкостью. Если уровень топлива в баке недостаточен, насос систематически перегревается. А если топлива так мало, что периодически насос захватывает воздух — быстрее изнашиваются его внутренние трущиеся компоненты.
При этом, если подсос воздуха кратковременный, водитель может этого не замечать — ведь насос всегда имеет избыточную производительность по отношению к потреблению топлива двигателем. И когда последствия такой езды начнут проявляться — просто начать заливать полный бак будет уже поздно. Если же насос вышел из строя на очень возрастном автомобиле, то весьма вероятно, что имеются сопутствующие проблемы. Если их не устранить, то новый топливный насос может в скором времени выйти из строя. В этом случае автовладелец, которого в свое время не предупредили о необходимости выполнения сопутствующих работ, будет считать мастеров автосервиса виновниками новой поломки. Либо же адресует свое недовольство к менеджеру по подбору запчастей, который рекомендовал насос определенного производителя. Хотя на самом деле причина была в том, что насос попросту был установлен на автомобиль, имеющий предпосылки к воспроизведению условий, приводящих к ускоренному износу насоса. Специалисты компании Magneti Marelli Aftermarket отмечают, что всегда следует изучить анамнез поломки насоса низкого давления.
Основное о насосах
В двигателях с непосредственным впрыском топлива, а также дизельных двигателях, электрический насос используется в контуре низкого давления для предварительной подачи топлива к насосу высокого давления. Электрический топливный насос создает давление топлива в пределе 0,3–0,4 Мпа (в двигателях с непосредственным впрыском — до 0,7 Мпа). При этом насос способен прокачивать в среднем 1–2 л/мин. Для выравнивания рабочего давления используется специальный регулятор в топливной рейке. Бензонасос оснащен перепускным и обратным клапанами. Первый предотвращает чрезмерный рост давления — в случае получения встречного давления на стороне нагнетания происходит открытие клапана и подача топлива на стороне всасывания, чем создается циркуляция по «малому кругу» внутри насоса. Обратный клапан размещен в нагнетательном патрубке для поддержания остаточного давления после выключения двигателя. Погружной топливный насос всегда должен оснащаться фильтром на всасывающем патрубке насоса.
В автомобилях, у которых управление основными узлами ДВС осуществляется по CAN-шине, команду к запуску бензонасос получает от электронного блока управления двигателем. Управление силовыми контактами осуществляется подачей слабого напряжения на соответствующие выводы электромагнитного реле. Перед запуском ДВС необходимо создать давление в топливопроводе, поэтому сразу после включения зажигания ЭБУ подает сигнал на реле. При включении зажигания насос работает всего несколько секунд. Если не происходит запуск двигателя, насос выключается. В некоторых авто подача питания на реле и включение бензонасоса осуществляется в момент открытия водительской двери. Время работы бензонасоса в таком режиме исчисляется секундами, после чего питание отключается. Последующий запуск произойдет уже при начале вращения стартера.
Выяснить, как эксплуатировался автомобиль, а также по возможности установить реальный пробег. Ведь владелец вполне мог приобрести машину со «скрученным» одометром. И вполне возможно, что от стенок топливного бака этой машины в топливо постоянно осаждаются продукты коррозии, абразивное действие которых не способствует долгожительству нового, даже самого лучшего насоса. Также, ввиду исторической специализации Magneti Marelli Aftermarket на электрооборудовании, в компании подчеркивают, что чем старше автомобиль, тем выше вероятность неисправностей в его электросистеме. И если они стали причиной поломки топливного насоса, то выход из строя нового агрегата возможен в течение весьма непродолжительного временного отрезка. Также поломка может произойти из-за неисправности реле топливного насоса.
ВАЖНО!
При замене топливного насоса следует убедиться, что установлен соответствующий предохранитель. Часто бывает, что из-за отсутствия необходимого предохранителя, либо по недосмотру, устанавливают предохранитель, рассчитанный на большую силу тока, и потом забывают об этом. В этом случае, если произойдет замыкание или скачок напряжения, насос может попросту перегореть, и фактически вина за это будет лежать на мастере, не выполнившем элементарную проверку.
Еще один момент, о котором следует обязательно предупредить клиента — после замены насоса может несколько возрасти расход топлива. Это происходит в тех случаях, если производительность насоса, который был заменен, была значительно ниже требуемой. Дело в том, что в современных автомобилях топливный насос — часть системы управления двигателем. Наряду с датчиками топлива, он входит в состав топливного модуля, и от его исправности зависит корректная работа системы управления двигателем (EMS — Engine Management System). В старых моделях автомобилей насосы работали с фиксированной скоростью. В новых же машинах производительность насоса регулируется в зависимости от оборотов двигателя, характеристик смесеобразования по показаниям кислородного датчика, положения дросселя. И поскольку обычно система управления двигателем не замеряет количество подаваемого топлива, а рассчитывает его, низкая производительность насоса приводит к вынужденной «экономичной» езде, при которой падает мощность и ухудшается динамика разгона, но параллельно может снижаться и потребление топлива. Учитывая косвенное участие топливного насоса в управлении двигателем, при замене насоса низкого давления необходимо подобрать агрегат, по производительности соответствующий оригинальному.
Признаки неисправности
Поломки топливного насоса часто встречаются на автомобилях, возраст которых свыше десяти лет, либо пробег — свыше 200 000 км. Основные признаки снижения давления в системе распределенного впрыска следующие:
1. При движении снижается приемистость, при попытке резко ускорения двигатель «затягивается» (не выдает ожидаемых оборотов). Могут появиться рывки или провалы, особенно на высоких скоростях или при движении в гору.
2. На неисправность топливного насоса может указывать изменение тональности звука двигателя, при том что он продолжает работать ровно, без посторонних шумов и троения. Эффект может возникать периодически, при прогреве, либо на холостом ходу звук меняется без видимой причины.
3. Последняя стадия — проблемы с пуском. Двигатель заводится с трудом, не с первой попытки, приходится дольше крутить стартер. Причем происходит это даже на прогретом двигателе. Прогретый двигатель периодически глохнет.
4. Насос издает нехарактерно сильный шум, заметный на фоне звука работающего двигателя. Конечно, если двигатель стал «тупым», плохо отзывается на педаль акселератора, не развивает полной мощности — причины могут быть разные, от плохого
топлива до проблем в определении состава смеси или некорректной установки зажигания. Однако и неисправность топливного насоса нельзя сбрасывать со счетов.
Если же все симптомы проявляются в комплексе, скорее всего причина именно в падении давления, а значит проблема с насосом весьма вероятна
Насосы от Magneti Marelli Aftermarket, имеющие в основе конструкцию роторного или роликового типа, являются полноценной заменой оригинальных компонентов. Все насосы произведены на заводах, прошедших сертификацию на соответствие требованиям стандарта ISO TS 16949, т.е. имеющих право осуществлять поставки в первичную комплектацию автомобилей. Одной из распространенных причин поломки бензонасосов является воздействие частиц грязи и пыли, которые попадают в бак при открытии горловины, и со временем накапливаются там. В случае с металлическими баками также причина может быть в ржавчине, мелкие частицы которой, отрываясь от стенок, могут пройти через сетку и попасть в насос, вызывая повреждения его деталей. Если в топливе оказалась вода, то при отрицательных температурах она может замерзнуть и закоротить обмотку якоря, либо привести к заклиниванию насоса.
ВАЖНО!
Очень часто жалобы клиентов СТО на то, что им «установили некачественный бензонасос» связаны именно с тем, что при замене не была выполнена промывка бака.
В наших условиях само топливо может быть абразивным — в некачественном, или хранившемся в старых ржавых емкостях бензине может быть много мельчайших частиц, которые со временем стачивают рабочие элементы насоса, и тот начинает терять свои рабочие свойства задолго до того, как выйдет из строя электродвигатель. При длительном хранении топлива некоторые его фракции подвержены полимеризации. Такие явления приводят к необходимости чистки бака, либо замены фильтра. Поскольку производительность бензонасоса намного выше требуемой, начальные признаки чрезмерного износа можно определить по постороннему шуму, который издают именно изношенные механические части насоса.
ВАЖНО!
При эксплуатации автомобиля с ГБО рекомендуется всегда ездить с полным баком, что препятствует осаждению конденсата из воздуха, заполняющего пустое пространство. Наличие конденсата приводит к появлению в металлическом баке ржавчины, а в пластиковом мутного осадка, — все это является абразивом для насоса и инжектора.
При замене бензонасоса следует обращать внимание на конструкцию модуля. В некоторых случаях необходимы новые резиновые уплотнения, либо вставки для монтажа насоса в топливный модуль. Комплектация позиций Magneti Marelli Aftermarket подобрана с учетом потребностей, возникающих при замене конкретного компонента. Так, если для замены нужна прокладка — то она включается в комплект, чтобы у механика не возникло потребности искать этот компонент отдельно, что не всегда возможно, и не дает гарантий качественного ремонта. Если требуются болты, соединители, коммутаторы, шланги и прочее — в Magneti Marelli Aftermarket всегда уделяют внимание тому, чтобы они также были в коробке вместе с бензонасосом.
ВАЖНО!
Очевидно, что замена одного только насоса, а не целого модуля, является более экономным решением проблемы. Однако часто бывает, что топливный насос еще работает правильно, но поплавковый потенциометр или сам поплавок повреждены, что приводит к некорректному отображению уровня топлива. В этом случае необходимо заменить весь модуль. Бензонасосы в сборе (топливные модули) от Magneti Marelli Aftermarket укомплектованы всеми необходимыми деталями, и следует только поменять старый бензонасос на новый.
Ассортимент Magneti Marelli Aftermarket включает как бензонасосы, так и дизельные насосы подкачки. При разработке ассортимента во внимание принимается состав парка и популярность моделей автомобилей на рынках тех стран, в которых работает Magneti Marelli Aftermarket. В ассортименте Magneti Marelli Aftermarket присутствуют бензонасосы как для старых, но еще эксплуатируемых автомобилей, так и для новых моделей. Это весьма актуально в той связи, что наряду с большим количеством возрастных автомобилей в наших условиях эксплуатации поломка насоса и на относительно новой машине — не редкость. С точки зрения ценовой политики насосы производства Magneti Marelli Aftermarket представляют собой золотую середину между продукцией дорогих брендов и сомнительными изделиями. Высокое качество и марка производителя, сотрудничающего со многими автомобильными концернами, в сочетании с разумной ценой, позволяют сделать клиенту СТО предложение, в равной степени учитывающее интересы как автовладельца, так и автосервиса.