Бегство из Тольятти

Бегство из ТольяттиВ ОЭЗ «Тольятти» функционируют пять автокомпонентных производств, которые выпускают продукции на 2,3 млрд руб. Но некоторые предприятия особых перспектив работы в ОЭЗ не видят.

Производитель фильтров для легковых автомобилей Mann+Hummel отказался от строительства завода в особой экономической зоне «Тольятти». Планировалось запустить завод в 2015 году, объем производства к 2017 году должен был достичь 450 тыс. комплектов в год, что полностью удовлетворило бы потребность российских автопроизводителей. Был известен и объём инвестиций — 444 млн рублей.
И вот в апреле стало известно, что компания Mann+Hummel продала свою площадку в особой экономической зоне «Тольятти» компании «Продмаш-композит» и ушла из ОЭЗ. У Mann+Hummel Group остался небольшой завод в Набережных Челнах. Отказ компании от строительства завода в Тольятти, вероятно, связан со слабыми показателями российского авторынка.
В свою очередь, группа компаний Mubea перенесла сроки ввода в эксплуатацию завода по производству пружин подвески автомобилей в ОЭЗ «Тольятти» на 2020 год. ОЭЗ ООО «Мубеа Компоненты Подвески Русь» стало резидентом ОЭЗ ещё в 2013 году. В декабре 2014 года началось строительство предприятия, которое должно было начать работать в 2016 году.
Как пояснил директор проекта Алексей Бережнов на майском заседании экспертного совета ОЭЗ: «Несмотря на текущую ситуацию на автомобильном рынке России, его потенциал представляется достаточно высоким. В этой связи, а также в связи с требованиями заказчиков — производителей автомобилей по применению локальных продуктов, являющихся конкурентоспособными с точки зрения дизайна, технологии производства, цены и качества, Группа Mubea рассматривает проект локализации производства в ОЭЗ как имеющий высокую значимость.

Александр Нефёдов, вице-губернатор Самарского облправительстваАлександр Нефёдов, вице-губернатор Самарского облправительства

«К сожалению, кризис в автомобилестроении привёл к обострению ситуации в моногороде Тольятти. Предпринимаемые меры по диверсификации экономики пока не привели к снижению зависимости Тольятти от ситуации на АвтоВАЗе».

Мы планируем, что завод в ОЭЗ «Тольятти» будет запущен в конце 2020 года. Согласно имеющемуся прогнозу, к этому времени российский автомобильный рынок восстановится до уровня, при котором будет обеспечен необходимый объем заказов для запуска производства».
Резидент ОЭЗ ООО «Мубеа Компоненты Подвески Русь» планировала запустить производство ещё в 2015 году. Mubea планировала инвестировать в производство 700 млн рублей. Причина изменения планов Mubea в России та же — ситуация на российском автомобильном рынке. В Самарской области на действия резидентов реагируют спокойно и утверждают, что инвестиции в ОЭЗ растут. На недавнем заседании экспертного совета ОЭЗ «Тольятти» было распространено заявление исполняющего обязанности министра экономического развития, инвестиций и торговли региона Михаила Жданова о том, что инвестиции резидентов особой экономической зоны «Тольятти» выросли на 300 млн руб. и составили более 23 млрд руб.
В ОЭЗ расположены предприятия «Nobel Automotive» (производство топливопроводов, стеклоомывателей, гибких тросов, каркасов сидений, пружин), «CIE Automotive» (производство литых алюминиевых деталей для автомобильных двигателей), «Edscha» (производство петель дверей, капота, багажника, ограничителей открывания дверей, рычагов ручного тормоза), «Атсумитек Тойота Цусе РУС» (производство механизмов выбора передач МКПП и АКПП), «HI-LEX» (производство тросов для системы управления и тросов стеклоподъемников). Если бы не проблемы на авторынке, компания, Mann+Hummel, безусловно, построила бы завод в ОЭЗ. Нельзя считать равноценной заменой неавтокомпонентное предприятие (вместо производства фильтров будет реализован проект ООО «ПМ — композит» по созданию полимербетонного и прессового производства продукции из композиционных материалов). Впрочем, полный отказ, видимо, пока единственный случай.

Сможет ли ТОР «Тольятти» одолеть притяжение АвтоВАЗа будет видно по динамике инвестиций в ТОР и росту количества резидентов, не относящихся к поставщикам АвтоВАЗа


Остаются в силе рамочные соглашения с «Magna», ООО «Сано Волга» (производство автокомпонентов для тормозных и топливных систем автомобилей), ООО «ДжиКейЭн ДравЛайн Тольятти» (производство шарниров равных угловых скоростей для автомобильной промышленности), ООО «АЗ Пауэртрэйн» (производство двигателей внутреннего сгорания для легковых автомобилей) и ООО «Мубеа Компоненты Подвески Русь». Проект ОЭЗ «Тольятти» рассчитан на 49 лет, но вряд ли количество резидентов будет постоянно увеличиваться или оставаться неизменным, с учётом динамики российской экономики. Кроме того, вероятно, в Самарской области меняется сам подход к экономике города Тольятти, который слишком сильно зависит от АвтоВАЗа и смежных производств. ОЭЗ не способствовало диверсификации экономики. Ведь ОЭЗ появилось как инвестиционная площадка, нацеленная на уход города от зависимости от АвтоВАЗа, также как индустриальный парк «Тольяттисинтез» и технопарк в сфере высоких технологий «Жигулёвская долина». Ещё в апреле 2015 года вице-губернатор Самарского облправительства Александр Нефёдов заявил: «К сожалению, кризис в автомобилестроении привёл к обострению ситуации в моногороде Тольятти. Предпринимаемые меры по диверсификации экономики пока не привели к снижению зависимости Тольятти от ситуации на АвтоВАЗе». В качестве решения проблемы было предложено создать территорию опережающего социально-экономического развития, ТОР. При этом в обоснование необходимости создания ТОР губернатор Самарской области Николай Меркушкин в октябре 2015 года обратился к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой предоставить Тольятти статус моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением, что не совсем соответствовало положению дел. Постановление о присвоении Тольятти статуса территории опережающего социально-экономического развития вышло 28 сентября 2016 года.

Объём прямых иностранных инвестиций в экономику Самарской обл., млн долл.Статус ТОР действует десять лет и может быть продлён на пять лет. Для резидентов ТОР есть налоговые льготы, снижена арендная плата и тариф по страховым взносам.
Порог минимальных капвложений в рамках инвестиционных проектов не может быть менее 5 млн рублей, необходимым условием является создание не менее 20 рабочих мест за первый год работы предприятия резидента.
По поводу создания ТОР «Тольятти» премьер Медведев сказал: «Надеюсь, это будет способствовать привлечению в город инвесторов, строительству нового бизнеса, в том числе инновационного бизнеса. Рассчитываем, что в ближайшие три года там появится порядка 12 тысяч новых рабочих мест, в том числе на малых и средних предприятиях, увеличатся налоговые поступления. Также рассчитываем, что это позволит оздоровить экономику города и, в конечном счёте, будет способствовать преодолению кризиса монозависимости».
В связи с этим, важной особенностью ТОР в Тольятти было требование к будущим резидентам не опираться в своей деятельности на контракты с ПАО «АВТОВАЗ» и его дочерними компаниями и не получать выручку от реализации товаров или оказания ему услуг в объёме больше 50% выручки в результате реализации проекта.
Гипотетически это должно позволить диверсифицировать экономику города и избежать зависимости от АвтоВАЗа. В это не все верят, исходя из того, что заменить АвтоВАЗ будет сложно, ТОР в обозримом будущем создавать новые рабочие места в нужном количестве не сможет — а их требуется до 24 тысяч, так как примерно столько работников АвтоВАЗа потеряли работу за несколько лет непрекращающегося кризиса на заводе.

В Самарской области меняется сам подход к экономике города Тольятти, который слишком сильно зависит от АвтоВАЗа


Сможет ли ТОР одолеть притяжение АвтоВАЗа будет видно по динамике инвестиций в ТОР и росту количества резидентов, не относящихся к поставщикам АвтоВАЗа. Зависеть это будет, скорее всего, опять-таки, тот ситуации на авторынке. Можно предположить, что если она изменится в лучшую сторону, АвтоВАЗ восстановит темпы производства и диверсификация экономики Тольятти будет приостановлена независимо от правительственных постановлений. Или власти исходят из того, что это уже никогда не произойдёт. Тогда отказ Mann+Hummel от ОЭЗ «Тольятти» вполне рационален.
Можно ожидать того же и от других потенциальных или состоявшихся резидентов.

Добавить комментарий