В начале года в финской прессе появилась информация о компании Nokian Tyres, которую поспешили сравнить с разоблачением Volkswagen. Большого скандала в шинном бизнесе не случилось, но руководителя компании всё же увольняют.
Журналисты газеты Kauppalehti представили эксклюзивную, по их мнению, информацию о том, что Nokian Tyres с 2005 года (когда во главе компании Ким Гран) предоставляла журналистам зимние и летние шины с улучшенными характеристиками, созданными для этих тестов из более качественных материалов, на специальных прессформах. В серию эти шины не шли, поэтому результаты тестов вводили в заблуждение читателей.
Газета проводила тест шин ежегодно. Но новые модели зимних шин поступают в продажу осенью, в начале снежного сезона. Результаты тестов должны быть готовы до этого. Поэтому новые шины, которые, гипотетически, должны будут попасть в магазины к зиме, тестируют в конце предыдущей зимы или весной. Эти шины предоставляют производители. Но в этот раз Kauppalehti купили шины в магазине и сравнили с показателями шин, которые тестировались в прежние годы и выявили несоответствие.
В газете утверждалось, что в компании Nokian Tyres знали о подлоге, то есть их действия были намеренными, обусловленными, возможно, финансовыми мотивами. Неизвестно направлялись ли цитата шины для тестов в другие СМИ, неизвестно насколько велика разница между шинами серийными и
«журналистскими».
Справка
Nokian Tyres производит и продает шины для легковых автомобилей и внедорожников, коммерческого и грузового транспорта, индустриальной техники. В концерн также входит сеть шинных центров Vianor. Штаб-квартира компании расположена в городе Нокиа.
Завод в России был открыт в 2005 году. По итогам 2015 года мировые продажи Nokian Tyres снизились на 2,1%, до 1360,1 млн евро. Продажи Nokian Tyres в России в евро снизились по отношению к 2014 году на 34,8% и составили 237 млн евро. Консолидированные продажи в евро в СНГ, включая Россию, снизились на 34% и составили 255,1 млн евро.
То, что производители шин могут для испытаний предлагать шины не те, что попадают потом в магазины, было известно и раньше. В аналогичной ситуации Continental, например, отказался признать подозрения журналистов. Michelin вообще не участвует в тестах такого рода. Отличие ситуации с Nokian Tyres в том, что компания признала факт подмены шин.
Президент и главный исполнительный директор Nokian Ари Лехторанта (по решению совета директоров покинет этот пост в конце 2016 года) заявил, что манипуляции с шинами были, в частности, были улучшены характеристики Nokian Hakkapeliita 8. В то же время Ари Лехторанта сказал, что никаких подмен не практикуется уже год (практически с момента отставки Кима Грана в 2014 году) и на испытания были представлены шины только серийные.
Кроме того, Лехторанта обратил внимание на то, что в Nokian Tyres строжайше запрещено передавать журналистам специально изготовленные для них шины и даже изготавливать их. Можно предположить, что теперь финской газете, придётся не получать шины от производителя, а всегда покупать
их в магазине — для полной валидности результатов тестов, как они и хотели.
Кстати, позднее СМИ широко распространили реплику топменеджера Nokian о том, что при проведении шинных тестов «мошенничают все или почти все» и у Nokian «не самая худшая репутация в этом отношении».
Зачем, с точки зрения журналистов Kauppalehti нужно было подменять шины? Газета утверждает, что Nokian использовала хорошие результаты тестов в рекламных материалах для того, чтобы оправдать повышение отпускных цен на продукцию и это было сделано в интересах акционеров, так как прибыль росла. И якобы «в России и других странах первые места были крайне важным условием», от этого даже зависела судьба компании. В газете говорили, со ссылкой на специалистов, что ситуацию должны изучить власти и уже пошли слухи о возможном судебном разбирательстве. Но большого скандала не получилось.
Единственным «наказанием» для компании стало падение стоимости акций на 10% после публикаций о манипуляциях с шинами. Но, как известно, «после» не означает «вследствие». Спустя несколько месяцев о подложных тестах никто не вспоминает.
Неудача попытки «раскрутить» очередной «гейт» связана с тем, что Nokian не играет такой роли, как Volkswagen, это относительно небольшой производитель шин и рынок легко пережил бы даже уход компании с рынка шин.
Важно и то, что несмотря на признание вины руководством Nokian, эта вина совсем не очевидна, так как результаты тестов СМИ субъективны, и то, что они влияют на финансовое положение компании — предположение, а не факт.
Также и сомнителен ущерб, который могли бы причинить результаты тестов потребителям. По крайней мере, доказать его невозможно. Мнение о том, что не нужно преувеличивать значимость неофициальных тестов появилось в самом начале скандала, например, об этом говорили в авторитетной в Финляндии организации Test World (Millbrook Group Ltd.).
Позднее СМИ широко распространили реплику топ-менеджера Nokian о том, что при проведении шинных тестов «мошенничают все или почти все» и у Nokian «не самая худшая репутация в этом отношении»
Кроме того, показатели тестов шин специальных и серийных, а также показатели шин разных брендов уровня Nokian отличаются несущественно. Конкурентные преимущества сейчас на рынке в большой степени обусловлены системой продвижения и дистрибуции, а в таких странах, как Россия вряд ли кто-то вообще когда-то слышал о шинных тестах газеты Kauppalehti.
И, наконец, в отличие от концерна VW, который вынужден, под страхом чудовищных финансовых потерь, вести затяжную оборону от разгневанных автовладельцев всего мира, в Nokian Tyres не стали отпираться, признались и рассказали о том, как они предотвратили повторение неприятной ситуации в будущем. Инцидент был исчерпан. И это пошло, безусловно, на пользу компании, так как Nokian сейчас не в лучшем состоянии.
По итогам первого полугодия чистая прибыль Nokian Tyres сократилась на 49,4%, до 101,2 млн евро, чистые продажи снизились на 2,2%, до 613,3 млн евро, операционная прибыль снизилась на 0,7%, до 128 млн евро. Компании точно не нужны никакие скандалы.