Импортозамещение «по полочкам». Только «свои»: перспективы импортозамещения.

В сложившихся экономических условиях, когда «западного» становится все меньше, а страной взят уверенной курс на импортозамещение, необходима не просто ориентация в рыночном пространстве, а четкое представление об этой экономической мере и перспективах ее применения относительно отечественного рынка автокомпонентов. Экспертным мнением с нашей редакцией делится Игорь Гун, генеральный директор ЗАО НПО «БелМаг»

Игорь Гун, генеральный директор ЗАО НПО «БелМаг».
Игорь Гун,
генеральный директор ЗАО НПО «БелМаг»..

Насколько сложная задача по замещению импорта стоит перед нашей страной?
Автокомпоненты, используемые на вторичном рынке для российских автомобилей, как правило, широко освоены российскими производителями и при соответствующем изменении курса рубля отечественные поставщики начинают активно теснить и замещать импорт на вторичном рынке. В случае замещения используемых в поставках на конвейеры компонентов требуются длительные процедуры омологации материалов, испытаний и одобрений со стороны заказчика и с учетом часто небольших объемов производства тех или иных иностранных моделей на конвейерах в России задача импортозамещения не представляется такой быстро решаемой и простой.
Какие сложности мешают эффективному импортозамещению?
Важным моментом являются объемы производства. Зачастую объемов российского производства тех или иных автокомпонентов недостаточно для организации окупаемого нового производства, поэтому крайне важным является не только
организовать импортозамещение, но и создать возможность экспорта этих автокомпонентов за рубежи России. Но при этом российские поставщики часто сталкиваются уже с другими проблемами — сложностями вхождения в новые для них рынки, где их не ждут.
Назовите особенности импортозамещения в вашем сегменте, и есть ли уже удачные примеры его реализации?
В нашем сегменте рынка — в производстве шаровых шарниров шасси: шаровых опор, рулевых тяг, стоек стабилизатора — к вышесказанному дополнительно добавляется высокий уровень требований к безопасности и, соответственно, большие объемы длительных испытаний этих узлов при их одобрении конвейерными заказчиками. Это дополнительно усложняет импортозамещение. Тем не менее, у нашей компании ЗАО НПО «БелМаг» уже есть успешные, и, пожалуй, единственные в нашем сегменте примеры успешного импортозамещения. Так в конце 2015 года мы осуществили первые поставки стоек стабилизатора для автомобилей «Рено Дастер», «Ниссан Террано» на конвейер московского завода «Автофрамос» альянса «РЕНОНИССАН». Этому предшествовала почти трехлетняя работа по приобретению нового оборудования, внедрению новых технологий, проведению многочисленных дорогостоящих и сложных испытаний, освоению производства. В результате прохождения нашим предприятием и его специалистами этого пути, мы получили первый в России проект локализации и импортозамещения компонентов подвески — шаровых шарниров шасси. Таким образом, несмотря на сложности, есть успешные примеры освоения российскими производителями автокомпонентов производства шаровых шарниров шасси в России и поставок их на конвейеры мировых автопроизводителей.

Прогнозы относительно будущего российского рынка автокомпонентов все больше напоминают гадание на кофейной гуще. В такой ситуации для продолжения эффективного ведения бизнеса необходима экспертная оценка авторитетного специалиста. Своими мыслями по самым актуальным вопросам делится Максим Дондэ, генеральный директор ООО «ЛЛК-Интернешнл» (100% дочерней компании ПАО «ЛУКОЙЛ»).

Максим Дондэ, гене- ральный директор ООО «ЛЛК-Интернешнл»
Максим Дондэ, генеральный директор ООО «ЛЛК-Интернешнл»

Насколько мы зависимы от западных партнеров на данный момент?
В настоящий момент эта зависимость в части смазочных материалов существенно уменьшается.
Доля импортных масел в России исторически отличается в разных сегментах. Емкость рынка моторных масел для легковых автомобилей (PVL) по итогам 2015 года превысила 250 тыс. тонн, из них более 110 пришлось на импорт. Объемы поставок импортных масел по сравнению с 2014 годом сократились на 30%.
Что касается масел для коммерческого транспорта (CVL), здесь зависимость от импорта традиционно была не слишком высокая, а за последний год она сократилась еще больше, на 35%. В результате, из 240 тыс. тонн масел, используемых грузовым транспортом, сегодня лишь около 55 тыс. являются импортными.
Высокий курс валют дал преимущество на рынке тем российским маслам, качество которых не уступает импортным смазочным материалам. «ЛУКОЙЛ» на протяжении последних 10 лет уделял самое пристальное внимание научным разработкам, и сумел произвести продукты, по ряду критериев даже превосходящие зарубежные аналоги. На примере своих масел мы видим значительный рост интереса к отечественной продукции.
Как идет процесс локализации, и как реализуется стратегия по импортозамещению на предприятиях?
Требования к уровню локализации производства на автомобильных заводах России довольно жесткие, а это означает неизбежный курс на импортозамещение для автомобильной промышленности.
Один из новейших примеров реализации стратегии импортозамещения в автопроме, — конвейерная заливка масла ЛУКОЙЛ GENESIS на моторном заводе Ford Sollers в Елабуге, стартовавшая в 2016 году. Дело в том, что масла первой заливки также входят в число компонентов, учитываемых в локализации, при этом автопроизводители готовы использовать исключительно смазочные материалы, соответствующие их высоким требованиям. Объемы импортозамещения, на мой взгляд, продолжат расти. Это в значительной степени вопрос создания устойчивой, более независимой от внешней конъюнктуры экономики страны.
Насколько сегмент смазочных материалов включился в государственную стратегию по импортозамещению?
Импортозамещение смазочных материалов уже многие годы активно ведется на промышленных предприятиях и станциях технического обслуживания, где решение о применении масел принимают специалисты — механики, технические эксперты. При выборе продукта они руководствуются конкретными цифрами и фактами, результатами тестов и испытаний, наличием одобрений автопроизводителей.
Импортозамещение становится все актуальнее и на «бытовом уровне» — автовладельцы внимательно изучают характеристики отечественных масел и начинают понимать, что и российская продукция может быть лучшей. На перспективы импортозамещения мы смотрим очень оптимистично. «ЛУКОЙЛ» с его полной линейкой масел сегодня способен заместить любую импортную продукцию.

Государственная стратегия по импортозамещению идет в ногу не только со временем, но и с суровыми экономическими реалиями. Насколько точно она реализуется в России и каковы ее реальные перспективы — наиболее актуальные вопросы сегодня. Эксперты нашего издания дают свои оценки происходящего и рассуждают о возможном развитии событий.

Алексей Сафронов генеральный директор ЗАО «Управляющая компания Автокомпонент»
Алексей Сафронов
генеральный директор
ЗАО «Управляющая компания
Автокомпонент»

«У автокомпонентных компаний есть все шансы сохранить свои позиции на рынке и занять другие ниши в других сегментах»


Даже в кризис, любая российская компания всё же может закупить любую технологию, необходимую ей для развития на мировом рынке. Однако крупные иностранные игроки всегда имеют ряд преимуществ по сравнению с крупнейшими российскими компаниями. Например, если нам необходимы зарубежные комплектующие, мы получаем их по ценам выше, чем крупные международные концерны. Такие как «Форесия», «Valeo», «Магна». Они имеют большие преференции, большие скидки. Объемы российского автопроизводства сегодня упали до 35–40%, а большинство отечественных банков признали отрасль рискованной и кредиты на нее почти не выдают. И все же у автокомпонентных компаний есть все шансы сохранить свои позиции на рынке и занять другие ниши в других сегментах. Наша ГК «Автокомпонент», к примеру, в данный момент развивает свое традиционное производство деталей для автомобилей, а также занимается разработкой новых направлений, делая ставку на наработанные компетенции и на другие отрасли: судостроение, авиастроение, вагоностроение, строительство, медицина.

Антон Кастальский коммерческий директор ГК ХимRussia
Антон Кастальский
коммерческий директор
ГК ХимRussia

«Для того чтобы успешно конкурировать с иностранными брендами, мы каждый день проделываем огромную работу»


«Мы совершенно точно всё можем сделать сами». Соглашусь с этими словами Владимира В л а д и м и р о в и ч а . На примере своей компании могу сказать, что только по сегменту «автохимия и автокосметика» в 2015 году спрос увеличился на 198%. Это значит, что растёт доверие россиян к отечественным производителям.
Наших производственных мощностей достаточно, чтобы обеспечить автохимией всю страну. Мощность только одного промышленного реактора позволяет произвести больше 50 тонн автохимии в месяц. Для наглядности — этого объема достаточно, чтобы помыть все автомобили Санкт-Петербурга, или все автомобили Республики Татарстан. Учитывая, что в 2015 году мы запустили 25 мини-заводов, можно с уверенностью сказать: без автохимии Россия не останется.
Российский рынок автохимии имеет большие перспективы. Для того чтобы успешно конкурировать с иностранными брендами, мы каждый день проделываем огромную работу. В лаборатории ХимRussia регулярно тестируются новые продукты, совершенствуются уже зарекомендовавшие себя на рынке средства. Мы добиваемся того, чтобы качественные характеристики наших автошампуней и автокосметики соответствовали аналогичным импортным продуктам. Но отмечу, что наша продукция имеет ряд неоспоримых преимуществ. Одна из них — доступность. Имея более 30 открытых производств в регионах России
и СНГ (их число постоянно увеличивается), мы можем быстро доставить любую партию продукции в даже самый отдаленный уголок России. Также благодаря производству «на местах» мы экономим на логистике. Поэтому продукция, выпущенная в нашей стране, выгодно отличается по стоимости от импортных средств по многим позициям.
Считаю, что у российских производителей автохимии имеется большой опыт, технические возможности и проверенные технологии, которые позволят обеспечить качественной автохимией автомойки, автосервисы, оптовые и розничные магазины.

Олег Величко заместитель генерального директора по маркетингу ЗАО «СОАТЭ»
Олег Величко
заместитель генерального
директора по маркетингу
ЗАО «СОАТЭ»

«Рост курса валют дает возможность быть конкурентным, в первую очередь, по ценам с импортными продуктами»


Считаю, что сейчас зависимость российского рынка автокомпонентов от импорта достаточно сильна. Но впереди, то самое время, когда у нас появляются выгодные возможности по замещению.
При определенной поддержке со стороны государства, перспективы импортозамещения в отрасли вполне хорошие. Улучшению ситуации в ближайшем будущем способствовало бы продолжение локализации производства в России, сдерживание роста цен на материалы и тарифы естественных монополий для производителей, а также уход от привязки к стоимости в валюте материалов, таких, например, как цветные металлы.
Российский рынок автомобильных компонентов уже не первый год переживает период спада. Совместная политика государства и предприятий в этой сфере может открыть перспективы по замещению импортных компонентов продукцией российских производителей. Мы, в свою очередь, целенаправленно действуем, руководствуясь выбранной стратегией предприятия.
Важными направлениями были и остаются — промышленное развитие, инвестиции в оборудование, разработка новых изделий. Рост курса валют, с одной стороны, сдерживает рост отрасли, но с другой — дает возможность быть конкурентными, в первую очередь, по ценам с импортными продуктами.

Георгий Ротов генеральный директор ООО «Континентал Калуга»
Георгий Ротов
генеральный директор
ООО «Континентал Калуга»

«Только взвешенный подход позволяет производить продукцию высокого качества по оптимальным ценам»


С одной стороны в России есть производители сырья, используемого в производстве шин, что дает возможность замещать ранее импортируемые компоненты российскими. Однако полностью локализовать все необходимое сырье все же невозможно, с одной стороны потому что оно не производится в России (например, каучук), с другой — в силу того, что некоторые компоненты используются в производстве в небольших количествах и закупать их централизованно более оправдано с точки зрения ценообразования конечного продукта. Только взвешенный подход позволяет производить продукцию высокого качества по оптимальным ценам. Чтобы держать разумный баланс в
этом вопросе шинному заводу Continental удалось добиться достаточно высокого уровня локализации сырья.
С другой стороны, существование завода Continental в Калуге дает возможность заводам-автосборщикам укомплектовывать новые автомобили российскими шинами. Так, в 2015 году мы начали сотрудничество с рядом автопроизводителей. Кроме того, в Калуге мы производим широкую линейку шин, которые раньше импортировались в Россию.

Валентин Васильев генеральный директор ОАО «АВАР»
Валентин Васильев
генеральный директор
ОАО «АВАР»

«Нужна не просто косвенная помощь в лице программ по субсидированию процентов по кредитам, а реальная направленность на внедрение в производстве российского продукта»


К сожалению, приходится констатировать, что зависимость от импорта была и остается сильной. Для электроники основная компонентная база — микроконтроллеры, диодные ключи, микропереключатели, светодиоды — это компоненты, которые в меру технологического отставания на территории нашей страны не производятся. Это касается и производственного оборудования, начиная с литьевых машин и заканчивая автоматами поверхностного монтажа.
Задача импортозамещения отрасли по силам, но при очень важном и обязательном условии, а именно точечной поддержке со стороны государства. Нужна не просто косвенная помощь в лице программ по субсидированию процентов по кредитам, а реальная направленность на внедрение в производстве российского продукта, при условии, что его качественные характеристики не хуже импортных аналогов.
В сегменте нашего профиля, к сожалению, импортозамещение практически не работает. Если иностранный автозавод в рамках своей корпоративной политики решил, что поставщиком компонентов на конвейер будет его текущий иностранный партнер, то так оно и будет.

Татьяна Трубникова ведущий маркетолог компании «Тосол-Синтез»
Татьяна Трубникова
ведущий маркетолог
компании «Тосол-Синтез»

«Доля импортных антифризов на российском рынке сокращается уже более года. Освободившуюся нишу активно занимают марки российского производства»


Более 90% всех антифризов, представленных на рынке в России, изготовлены без использования импортных компонентов. В прошедшем году произошел резкий спад спроса на антифризы зарубежного производства, импорт упал почти на 50%.
Компания «Тосол-Синтез» первая в своей сфере приступила к разработке и выпуску продукции, превосходящей по своим характеристикам зарубежные аналоги. Профессиональная команда технологов компании «Тосол-Синтез» единственная в России смогла разработать современные присадки, которые не уступают импортным антифризам. Именно поэтому антифриз FELIX пользуется высокой популярностью среди автовладельцев и специалистов станций техобслуживания. Высокое качество продукции позволяет нашей компании быть лидером на рынке охлаждающих жидкостей уже более 20 лет.
Доля импортных антифризов на российском рынке сокращается уже более года. Освободившуюся нишу активно занимают марки антифризов российского производства. Антифриз FELIX одобрен крупнейшими автозаводами, защищает двигатель от замерзания и закипания, а также продлевает срок службы системы охлаждения. FELIX успешно прошел полный цикл лабораторных и стендовых испытаний на соответствие международным стандартам ASTM D 3306, ASTM D 4985, ASTM D 6210. Именно поэтому FELIX активно используют в качестве альтернативы оригинальным импортным антифризам.

Сергей Имуллин директор по продажам и маркетингу ООО «АСОМИ»
Сергей Имуллин
директор по продажам
и маркетингу ООО «АСОМИ»

«Идет, своего рода, мобилизация на рынке автокомпонентов. Взаимная поддержка, несмотря на конкуренцию»


Не берусь говорить за весь российский рынок автокомпонентов. Но в сегменте, ориентированном на отечественные автомобили (в нашем случае ВАЗ), зависимость от импорта присутствует, но не доминирует. В силу максимальной локализации производителей в РФ.
Перспективы импортозамещения неоднозначны, и во многом будут зависеть от дальнейшего курса руководства страны во внешней политике. Но предпосылки к этому есть серьезные. Учитывая наш менталитет и невероятную сплоченность в «трудные времена», мы сможем достаточно быстро переориентироваться на внутренние ресурсы.
В нашем сегменте с этим вопросом, все гораздо проще. Отечественная база производителей, заложенная еще в СССР, никуда не делась. Производственные мощности и квалифицированные кадры, при определенной поддержке со стороны государства, готовы выполнить любые задачи. Более того, работа такого плана уже ведется. Идет, своего рода, мобилизация на рынке автокомпонентов. Взаимная поддержка, не смотря на конкуренцию. Бартерные схемы и высокая степень лояльности к партнерам, не делая акцентов на то, крупное это предприятие или частный бизнес. Только так мы сможем преодолеть зависимость от внешних неблагоприятных факторов в экономике.

Добавить комментарий