Итоги и прогноз Экспорт и импорт автомобилей

В 2016 году и ввоз автомобилей в Россию, и вывоз автомобилей из России сокращались существенно. Прогноз на наступивший год скорее негативный, но российский автопром заинтересован в увеличении экспорта.

По итогам одиннадцати месяцев 2016 года экспорт легковых автомобилей из России сократился на 30% по сравнению с показателями 2015 года и составил 60,9 тыс. ед., в денежном выражении 993 млн долларов. Поставки в страны дальнего зарубежья составили 20,2 тыс. автомобилей (498,8 млн долларов), в страны СНГ 40,7 тыс. ед. (494,2 млн долларов.) Экспорт грузовых автомобилей сократился на 27,2% до 12,3 тыс. ед.
на 300,9 млн долларов. В страны дальнего зарубежья поставлено 5,1 тыс. грузовиков (175,5 млн долларов), в страны СНГ 7,2 тыс. ед. (125,5 млн долларов).

Максим Орешкин глава Минэкономразвития РФ

«Те меры поддержки, которые мы как правительство внедряли последние два года, были ориентированы на поддержку спроса, оказали положительное влияние на эту отрасль, но не привели к структурному решению долгосрочных проблем».

В рассматриваемый период АвтоВАЗ экспортировал около 20 000 автомобилей, что более чем на 30% меньше, чем в 2015 г. И это при том, что весной 2016 года директор«Lada Ижевск» Михаил Рябов предполагал, что экспорт Lada в 2016 г.
может увеличиться до 50 000 ед. Тем не менее, за 9 месяцев экспортная выручка АвтоВАЗа сократилась на 45% до 4,27 млрд руб.
На АвтоВАЗе сокращение экспорта связывают с тем, что Казахстан ввёл утилизационный сбор на импортные автомобили. Для АвтоВАЗа Казахстан был крупнейшим внешним рынком сбыта, поэтому срыв поставок сюда повлиял на показатели экспорта в целом. АвтоВАЗ прекратил поставки автомобилей и начал экспортировать машинокомплекты, кроме того, компания локализовала в Казахстане сборку некоторых моделей на мощностях предприятия «Азия авто».
Объем продаж автомобилей УАЗ за рубеж в 2016 году составил 3 467 ед., хотя в 2015 году объём продаж составил 4 903 ед., что также может быть связано с ситуацией в Казахстане.
В 2016 году значимого прогресса в экспорте достигло российское предприятие Nissan. Поставки за рубеж Nissan и Datsun увеличились на 45% к показателям 2015 года, до 4,1 тыс. автомобилей, это около 5% объёма производства. Крупнейшими рынками сбыта для компании были Казахстан и Белоруссия, куда поставлялись в основном модели QQ и X-Trail. Кстати, Nissan один из немногих поставщиков автокомпонентов за рубеж из РФ, так, в сентябре 2016 года начался экспорт в Европу передних и задних бамперов на X-Trail с предприятия в Санкт-Петербурге. В 2016 году должно было быть экспортировано 6 тыс. бамперов, план на 2017 год около 10 тыс. ед.

Nissan один из немногих поставщиков автокомпонентов за рубеж из РФ: в сентябре 2016г. начался экспорт в Европу передних и задних бамперов на X-Trail с предприятия в Санкт-Петербурге


Что касается модели Datsun, то крупнейшим внешним рынком сбыта для этих автомобилей стал Ливан, куда было экспортировано 880 автомобилей с июня 2016 года.
Кроме того, автомобили поставляются в Украину, тоже с июля, а с ноября — в Азербайджан. Экспорт автомобилей Ford российского производства в 2016 году вырос в 4 раза, хотя это всего 880 автомобилей. Крупнейший внешний рынок сбыта для компании — Казахстан, экспорт осуществляются также в Беларусь и Армению. Больше всего за рубеж поставляются Ford Transit, Ford Focus, Ford Fiesta, а из коммерческих автомобилей — модели Ford Transit.
Прогноз на 2017-й
В 2017 году российские автопроизводители планируют увеличить экспорт автомобилей, к тому же к этому подталкивают их власти.
По оценке Российского экспортного центра (РЭЦ) в 2017 году из РФ должно быть экспортировано 105 000–110 000 автомобилей. Государственная поддержка экспорта в 2016 г. составила 3,3 млрд руб.
АвтоВАЗ позиционирует экспорт, как основное или по меньшей мере как одно из основных направлений работы в текущем году. АвтоВАЗ планирует расширить поставки на рынки стран СНГ и европейских стран, прежде всего, в Венгрию и Германию. В Германии работает партнёрская компания АвтоВАЗа, которая уже продвигает российские автомобили через свою дилерскую сеть. Среди перспективных направлений страны Ближнего Востока и Латинской Америки.
Готовится к экспансии и Ульяновский автозавод. В 2016 году компания уже расширила географию поставок, начав экспортировать в Мексику, Перу, Эквадор, Гаити, Парагвай, Боливию, на Филиппины. А в январе 2017 года во время визита делегации из Демократической Республики Конго на Ульяновский автомобильный завод было подписано соглашение с дистрибьюторской компанией Congo Multiservices на поставку автомобилей бренда на рынок Конго. В 2017 г. УАЗ планирует экспортировать 10 000 автомобилей и машинокомплектов, что в 2–2,5 раза больше, чем в 2016 году.
В свою очередь, Группа ГАЗ планирует увеличить долю экспорта своих автомобилей до 50%, правда не в 2017 году, а за несколько лет. Но и сейчас объёмы экспорта компании составляют порядка 20% от объёма продаж, это довольно много для российской компании.
На ГАЗе рассматриваются варианты строительства сборочных производств на Кубе, во Вьетнаме, Иране и Египте. К этому времени Группа ГАЗ подписала меморандум о поставках 900 автобусов ЛИАЗ в иранские города Тебриз, Карадж, Кум и Урмия.
А вот КамАЗ планирует сократить поставки автомобилей с 6500 в 2016 г. до 6000 ед. в 2017 г., что объясняется падающим спросом в странах СНГ.
Власти продолжат поддерживать экспорт и, возможно, господдержка экспорта в 2017 году увеличится в 2–3 раза. Причину пояснил глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин, который в рамках Гайдаровского форума заметил: «Те меры поддержки, которые мы как правительство внедряли последние два года, были ориентированы на поддержку спроса, оказали положительное влияние на эту отрасль, но не привели к структурному решению долгосрочных проблем». И поэтому, помысли М. Орешкина, необходимо развивать экспорт, а не усиливать стимулирование внутреннего спроса, как то практиковалось ранее.
Импорт
По данным ФТС, импорт легковых автомобилей в Россию по итогам одиннадцати месяцев 2016 года сократился на 22,6% до 244 тыс. ед.,на 5 млрд 483,2 млн долларов. Из стран дальнего зарубежья было импортировано 232,8 тыс. ед. на 5 млрд 318,3 млн долларов, из стран СНГ — 11,2 тыс. автомобилей на 164,9 млн долларов.
Импорт грузовых автомобилей в январе-ноябре тоже сократился на 9,2% до 17,7 тыс. ед. общей стоимостью 897,2 млн долларов, при этом 14,5 тыс. грузовиков (476,3 млн долларов) были импортированы из стран дальнего зарубежья и 3,2 тыс. автомобилей (420,9 млн долларов) из стран СНГ.
Импорт автомобилей в Россию сокращается с сентября 2013 года и только в августе 2016 года была отмечена положительная динамика — 21 тыс. автомобилей, что на 5,3% чем в августе 2015 года, что впрочем, на итоги в масштабах года не повлияло.
Импорт иномарок вряд ли будет расти, по понятным экономическим причинам. Более того, он может совсем прекратиться, уже не по экономическим причинам.
Дело в том, что с 1 января для оформления ПТС требуется представить свидетельство о безопасности транспортного средства, в котором указано, что автомобиль оснащен модулем ЭРА-ГЛОНАСС.
Автомобиль, не оснащённый модулем, не пропустит таможня. И это требование может полностью прекратить ввоз иномарок, которые, очевидно, модулем ЭРА-ГЛОНАСС не оснащены. Как отреагируют власти на растущее негодование автовладельцев, предпочитающих импортные иномарки, сложно сказать.

Добавить комментарий