Экспорт в фокусе

В предыдущие семь лет на форуме обсуждалась преимущественно локализация автомобильных производств. В этот раз были заявлены сразу три новых темы: экспортный потенциал России, инфраструктурные проекты и логистические транспортные узлы.

В действительности главной темой «АвтоЭволюции 2017» стал экспорт, а героем дня — Российский экспортный центр, свежеиспечённая структура в федеральном правительстве, получившая полномочия на распределение многомилли­ардных средств, заложенных в бюджете на развитие не сырьевого экспорта.
Стимуляция рублём
«Страны должны конкурировать не това­рами, а мерами экспортной поддержки», — заявил в начале своего доклада Петр Фрадков, генеральный директор Российского экспорт­ного центра. Далее глава РЭЦ представил наиболее популярные услуги из более чем 100 продуктов, которые Центр предлагает экс­портёрам.
РЭЦ фактически начал работу только в этом году, механизм до конца не отлажен и часть средств остались нераспределёнными.
«Этот год — пилотный, хотя мы уже рас­пределяем достаточно большие средства», — объяснил Пётр Фрадков. Он призвал бизнес активнее обращаться за поддержкой: «На этот год лимиты ещё есть. Мы вас ждём».
На перспективу запланировано начало пре­доставления субсидий на развитие загранич­ных дилерских и сервисных сетей. «Мы стал­киваемся с этой потребностью, — пояснил спикер. — Многие покупатели готовы сразу ставить вопрос о развитии сервисных мощ­ностей».
РЭЦ также намерен сместить акцент под­держки на малый бизнес. «Задача — сделать наш инструментарий доступным даже для небольших участников экспортной деятель­ности, — сказал господин Фрадков, — чтобы даже самое «неготовое» предприятие могло его освоить».
Выступление главы РЭЦ получило разви­тие в начале первой стратегической сессии. Никита Гусаков, управляющий директор по клиентской работе и андеррайтингу страхо­вого агентства ЭКСАР (входит в структуру РЭЦ), привёл численные данные об объёмах поддержки. В частности, объём суб­сидированного экспорта автомо­бильной продукции в 2016 г. соста­вил $590 млн, в 1 полугодии теку­щего года на $250 млн. Во 2 полу­годии ожидается оживление, дал прогноз докладчик.
«Самыми интересными нашими продуктами являются программы поддержки сертификации, транспортировки и патентования, — отметил топ-менеджер ЭКСАР. — Плюс, мы активно развиваем поддержку выставочной деятельно­сти».
Экспорт был также основной темой выступлений губернато­ров Рязанской области — Николая Любимова — и Калужской — Анатолия Артамонова. Оба регио­на входят в пилотную программу РЭЦ, в них созданы региональные центры поддержки экспорта, а сам экспорт растёт высокими темпами.
Тема для смельчаков
Холодным душем стало выступление д-ра Оливера Грюнберга, директора завода VW в Калужской области. Хотя он и отметил, что Россия вошла в третью фазу раз­вития автопрома — проще говоря, вышла на мировой уровень конкурентоспособности, — его выводы о перспективах экспорта неутешительны. С численными данными он рассказал о проблемах, хорошо известных уже долгие годы.
В конце выступления Оливер Грюнберг предупредил, что если Россия введёт планируемые изме­нения режима промсборки, а имен­но барьеры на импорт комплекту­ющих, это негативно повлияет на динамику экспорта. Эффективный экспорт невозможен без эффектив­ного импорта, уверен он.
Выступление Георгия Ротова, ген­директора «Континентал Калуга», содержало тот же посыл, что и у его коллеги, хотя «мы не сговарива­лись», заверил Георгий. Приведём только его резюме: «Несмотря на улучшение таможенного законода­тельства… тех, кому удаётся экс­портировать, можно занести в спи­сок если не героев, то смельчаков».
Все на ремонт
Более позитивен был третий представитель автопрома Сергей Шишанов, менеджер по закупкам запасных частей и аксессуаров «Пежо Ситроен Рус», хотя и от него чинов­никам достался укол. «Есть трудности в том, чтобы “зашить” господдержку в прозрачную структуру стоимости детали», — заметил менеджер.
Сергей говорил больше о воз­можностях загрузки простаивающих мощностей, о развитии поставок оригинальных компонентов на вто­ричный рынок. Он указал на дисба­ланс: локализация в сегменте ремонтных запчастей отстаёт от первичного рынка, хотя «потребность в запчастях гораздо выше, чем в первичных ком­понентах», по его словам.
Тема развития автопро­ма долго была центральной на «АвтоЭволюции», поэтому обсуж­далась она почти так же объём­но, как и экспортная. Кроме Сергея Шишанова, в неё углубились, в частности, Виталий Еремеев, дирек­тор департамента отраслевого ана­лиза Агентства по технологическо­му развитию, и Сергей Майоров,председатель правления машино­строительного кластера Татарстана.
Господин Еремеев считает, что один из путей дальнейшего раз­вития автопрома лежит через построение межрегионального вза­имодействия. «В Пермской области несколько компаний заказывают примерно одни и те же изделия, но нет производителя», — привёл он пример.
В докладе Сергея Майорова содержался вариант ответа на эту проблему. Он рассказывал о порта­ле субконтрактации Innokam.pro — площадке, где производители ищут поставщиков. Приведя ряд примеров успеш­ного построения связей «произво­дитель-субконтрактор», он доба­вил, что около 90 заказов остаются неисполненными. «Нет откликов по запросам “Самсунг Калуга”, “АО Автоэлектроника”, — сообщил господин Майоров. — Это значит, что нет нужных им компетенций». И призвал участников форума помочь увеличить число пользо­вателей портала, чтобы удовлетво­рить спрос.
К девятой «Эволюции»
Поворот государства в тему экс­порта был довольно резким. Ещё недавно все только и говорили, что об импортозамещении; на этот раз нам показалось, что докладчики не упомянули его ни разу.
«АвтоЭволюция» это определён­но не форум в классическом пони­мании.Скорее, «АвтоЭволюция»—это место, где можно быстро ознакомиться с текущим курсом нашего государства в регулирова­нии автомобильного рынка. Затем, узнать об «окнах», через кото­рые будут выдаваться субсидии.
Наконец, получить представление о том, какие частные организации ныне ближе всего оказались к рас­пределению бюджетных средств, и какие инструменты они предлага­ют. Будем надеяться, что в буду­щем году курс правительства в целом сохранится и это позволит обсудить экспорт и инфраструк­турные вопросы ещё более взве­шенно.

Добавить комментарий