В предыдущие семь лет на форуме обсуждалась преимущественно локализация автомобильных производств. В этот раз были заявлены сразу три новых темы: экспортный потенциал России, инфраструктурные проекты и логистические транспортные узлы.
В действительности главной темой «АвтоЭволюции 2017» стал экспорт, а героем дня — Российский экспортный центр, свежеиспечённая структура в федеральном правительстве, получившая полномочия на распределение многомиллиардных средств, заложенных в бюджете на развитие не сырьевого экспорта.
Стимуляция рублём
«Страны должны конкурировать не товарами, а мерами экспортной поддержки», — заявил в начале своего доклада Петр Фрадков, генеральный директор Российского экспортного центра. Далее глава РЭЦ представил наиболее популярные услуги из более чем 100 продуктов, которые Центр предлагает экспортёрам.
РЭЦ фактически начал работу только в этом году, механизм до конца не отлажен и часть средств остались нераспределёнными.
«Этот год — пилотный, хотя мы уже распределяем достаточно большие средства», — объяснил Пётр Фрадков. Он призвал бизнес активнее обращаться за поддержкой: «На этот год лимиты ещё есть. Мы вас ждём».
На перспективу запланировано начало предоставления субсидий на развитие заграничных дилерских и сервисных сетей. «Мы сталкиваемся с этой потребностью, — пояснил спикер. — Многие покупатели готовы сразу ставить вопрос о развитии сервисных мощностей».
РЭЦ также намерен сместить акцент поддержки на малый бизнес. «Задача — сделать наш инструментарий доступным даже для небольших участников экспортной деятельности, — сказал господин Фрадков, — чтобы даже самое «неготовое» предприятие могло его освоить».
Выступление главы РЭЦ получило развитие в начале первой стратегической сессии. Никита Гусаков, управляющий директор по клиентской работе и андеррайтингу страхового агентства ЭКСАР (входит в структуру РЭЦ), привёл численные данные об объёмах поддержки. В частности, объём субсидированного экспорта автомобильной продукции в 2016 г. составил $590 млн, в 1 полугодии текущего года на $250 млн. Во 2 полугодии ожидается оживление, дал прогноз докладчик.
«Самыми интересными нашими продуктами являются программы поддержки сертификации, транспортировки и патентования, — отметил топ-менеджер ЭКСАР. — Плюс, мы активно развиваем поддержку выставочной деятельности».
Экспорт был также основной темой выступлений губернаторов Рязанской области — Николая Любимова — и Калужской — Анатолия Артамонова. Оба региона входят в пилотную программу РЭЦ, в них созданы региональные центры поддержки экспорта, а сам экспорт растёт высокими темпами.
Тема для смельчаков
Холодным душем стало выступление д-ра Оливера Грюнберга, директора завода VW в Калужской области. Хотя он и отметил, что Россия вошла в третью фазу развития автопрома — проще говоря, вышла на мировой уровень конкурентоспособности, — его выводы о перспективах экспорта неутешительны. С численными данными он рассказал о проблемах, хорошо известных уже долгие годы.
В конце выступления Оливер Грюнберг предупредил, что если Россия введёт планируемые изменения режима промсборки, а именно барьеры на импорт комплектующих, это негативно повлияет на динамику экспорта. Эффективный экспорт невозможен без эффективного импорта, уверен он.
Выступление Георгия Ротова, гендиректора «Континентал Калуга», содержало тот же посыл, что и у его коллеги, хотя «мы не сговаривались», заверил Георгий. Приведём только его резюме: «Несмотря на улучшение таможенного законодательства… тех, кому удаётся экспортировать, можно занести в список если не героев, то смельчаков».
Все на ремонт
Более позитивен был третий представитель автопрома Сергей Шишанов, менеджер по закупкам запасных частей и аксессуаров «Пежо Ситроен Рус», хотя и от него чиновникам достался укол. «Есть трудности в том, чтобы “зашить” господдержку в прозрачную структуру стоимости детали», — заметил менеджер.
Сергей говорил больше о возможностях загрузки простаивающих мощностей, о развитии поставок оригинальных компонентов на вторичный рынок. Он указал на дисбаланс: локализация в сегменте ремонтных запчастей отстаёт от первичного рынка, хотя «потребность в запчастях гораздо выше, чем в первичных компонентах», по его словам.
Тема развития автопрома долго была центральной на «АвтоЭволюции», поэтому обсуждалась она почти так же объёмно, как и экспортная. Кроме Сергея Шишанова, в неё углубились, в частности, Виталий Еремеев, директор департамента отраслевого анализа Агентства по технологическому развитию, и Сергей Майоров,председатель правления машиностроительного кластера Татарстана.
Господин Еремеев считает, что один из путей дальнейшего развития автопрома лежит через построение межрегионального взаимодействия. «В Пермской области несколько компаний заказывают примерно одни и те же изделия, но нет производителя», — привёл он пример.
В докладе Сергея Майорова содержался вариант ответа на эту проблему. Он рассказывал о портале субконтрактации Innokam.pro — площадке, где производители ищут поставщиков. Приведя ряд примеров успешного построения связей «производитель-субконтрактор», он добавил, что около 90 заказов остаются неисполненными. «Нет откликов по запросам “Самсунг Калуга”, “АО Автоэлектроника”, — сообщил господин Майоров. — Это значит, что нет нужных им компетенций». И призвал участников форума помочь увеличить число пользователей портала, чтобы удовлетворить спрос.
К девятой «Эволюции»
Поворот государства в тему экспорта был довольно резким. Ещё недавно все только и говорили, что об импортозамещении; на этот раз нам показалось, что докладчики не упомянули его ни разу.
«АвтоЭволюция» это определённо не форум в классическом понимании.Скорее, «АвтоЭволюция»—это место, где можно быстро ознакомиться с текущим курсом нашего государства в регулировании автомобильного рынка. Затем, узнать об «окнах», через которые будут выдаваться субсидии.
Наконец, получить представление о том, какие частные организации ныне ближе всего оказались к распределению бюджетных средств, и какие инструменты они предлагают. Будем надеяться, что в будущем году курс правительства в целом сохранится и это позволит обсудить экспорт и инфраструктурные вопросы ещё более взвешенно.