Немецкая консалтинговая компания Roland Berger проводила опрос владельцев автомобилей о готовности к использованию электромобилей и автономных автомобилей в 14 странах, среди которых и Россия.
Согласно прогнозу Bloomberg NEF (New Energy Finance), представленному в конце 2018 года, в 2019 году суммарный объём продаж электромобилей составит 2,6 млн ед. Таким образом, парк электромобилей в мире достигнет 7,6 млн ед. Общий рост рынка должен составить 40%, это на 30% меньше, чем по итогам 2018 года. В Китае, как предполагается, будет реализовано 1,5 млн электромобилей, то есть около 57% мировых продаж. Roland Berger подтвердила первенство Китая в направлении электромобилизации.
Компания оценивала страны по 26 параметрам из 5 разделов: технология, развитие инфраструктуры, активность потребителей, поддержка властей. Исходя из результатов опроса, аналитики сделали вывод, что драйвером автомобильных инноваций становится Китай. Из общего объёма продаж электромобилей в мире за первое полугодие 2018 года, на Китай приходится более 50% (387 700 ед.).
Доля продаж электромобилей в общем объёме продаж автотранспортных средств в Китае составила 3%. Китай последовательно укрепляет инфраструктуру зарядных станций для электромобилей, если в 2017 году на 100 км дорог в Китае приходилось 2,5 зарядные станции, то в 2018 году уже 5,7. Подсчитано также, что 65% китайских потребителей готовы пересесть на электромобиль, перестав пользоваться автомобилем с ДВС. В отчёте, для сравнения, говорится о том, что в США объём продаж электромобилей составил 123 500 ед., при этом только 20% водителей могли бы сменить автомобиль с ДВС на электромобиль.
В Западной Европе объём продаж электромобилей 119 200 ед., 30% водителей готовы пересесть в электромобили. Roland Berger показывает Китай как наиболее прогрессивную страну и по ряду других показателей: 30% китайцев готовы покупать автомобили онлайн; 75% опрошенных пользуются навигационными приложениями; 75% опрошенных пользуются альтернативным способом передвижения, без использования личных автомобилей.
В Китае, согласно данным Roland Berger, вкладываются значительные инвестиции в инновационные направления автотранспортной инфраструктуры. В течение 2017–2018 гг. китайский аналог Uber, компания DidiChuxing получила инвестиций на 4 млрд долларов.
Это наибольшие инвестиции среди компаний, которые указаны в исследовании, например, компания Grab, аналог Uber из Сингапура получила 3 млрд долларов, Go-Jek (Индонезия) 2,74 млрд долларов, Lyft (США) 1,524 млрд долларов, сам Uber (США) 1,25 млрд долларов. Что касается автономных автомобилей, то Китай предоставил инфраструктуру для испытаний робомобилей для Daimler в Пекине, для BMW в Шанхае, вступив в конкуренцию с Tesla и Waymo (Alphabet), и эти испытания проводятся при поддержке китайских властей.
Осторожная Россия
Согласно исследованию Roland Berger, в России электромобили и робомобили пока не вызывают особого энтузиазма, но 25% владельцев автомобилей интересуются покупкой электромобиля, когда придёт время менять автомобиль.
Но при этом из всех стран, где проводился опрос, в России самые низкие показатели продаж новых электромобилей. Для этого есть объективные причины: эксплуатация электромобилей в России может обходится дороже на 100%, чем эксплуатация обычного автомобиля. Электромобили теряют в стоимости 70% за пять лет, владельцы электромобилей не пользуются поддержкой властей, инфраструктура почти отсутствует. Признаков изменения отношения к электромобилям в России нет.
В Roland Berger говорят, что России грозит стратегическое отставание от развитых рынков. Согласно стратегии развития автопрома, к 2025 году электромобили будут занимать 5% российского авторынка, в то время как в наиболее продвинутых странах эта доля может достичь 25%, а к 2030 году превзойти 60%. Но в то же время в России высокая осведомленность об альтернативных способах передвижения, 70% опрошенных знают хотя бы одного человека, который предпочитает общественный транспорт, такси и каршеринг личному автомобилю из соображений экономии средств.Такиежеилиболее высокие показатели в Китае и Сингапуре. А кроме того, в России наибольший выбор видов передвижения, 60% опрошенных могли выбрать автомобиль, общественный транспорт и другие виды.
Из всех стран, где проводился опрос, в России самые низкие показатели продаж новых электромобилей. Для этого есть объективные причины: эксплуатация электромобилей в России может обходится дороже на 100%, чем эксплуатация обычного автомобиля
В среднем, по миру, такую роскошь могут себе позволить только 38%. Каршеринг в России, точнее, в нескольких городах, преимущественно в Москве, быстро развивается, но еще очень далёк от того, чтобы быть заметным явлением на рынке транспортных услуг. В Roland Berger считают, что в ближайшие два года произойдет технологический рывок в сфере разработки и внедрения автономных транспортных средств. Инвестиции в эту отрасль и смежные с ней (например, разработку искусственного интеллекта, ИИ) выросли до 25 млрд долларов, в течение года количество работников отрасли увеличилось на 27%.
Такой объём задействованных ресурсов должен привести к массовому внедрению автономных автомобилей 4 уровня, способных перемещаться по специализированным дорогам полностью без участия человека. К этому времени развитые экономики уже разрабатывают законодательство, такие страны как Великобритания, Нидерланды, США и Сингапур могут считать себя готовыми к новой эпохе, хотя бы в юридическом отношении.
В России в данном случае тоже есть подвижки, так, власти разрешили тестирование беспилотных автомобилей с 1 декабря 2018 года на дорогах общего пользования в Москве и Татарстане.
Неоднозначный прогресс
Сейчас невозможно сказать, кто будет лидировать в электромобилизации даже в ближайшем будущем. Первенство Китаю отдаётся авансом и он может его не оправдать. Во-первых, огромный объём продаж электромобилей аналитические агентства подают без привязки к количеству населения. Но в Китае живут 1,3 млрд человек, в США 230 млн человек, а в ЕС около 500 млн человек и если учитывать этот показатель, то Китай никого не обогнал. Более того, Китай может не справится и с тем количеством электромобилей, которые у него уже есть.
Недавно стало известно, что в Китае отменяют льготы на производство электромобилей. До этого времени власти Китая предоставляли покупателям электромобилей существенные компенсации, в отрасль вкладывались огромные инвестиции в рамках программы «Сделано в Китае 2025», производство не ограничивалось. В 2018 году сегмент электромобилей вырос на 61% в то время, как в целом авторынок Китая сократился на 2,1% к показателям предыдущего года. В итоге, в Китае возник стандартный кризис перепроизводства, и властям пришлось урезать льготы для производителей.
Теперь новые проекты могут получить разрешение на создание производства только если они готовы выпускать более 100 тыс. электромобилей в год. Чтобы зарубежный завод получил разрешение на создание производства, он должен обеспечить продажу 30 тыс. электромобилей на мировом рынке. Другие страны рано списывать со счетов, когда речь идёт о электромобилизации. В декабре 2018 года не в Китае, а в США продажи электромобилей и гибридов подскочили на 90% по сравнению с показателями декабря 2017 года.
Доля гибридов превзошла 3% на авторынке в целом, что является рекордным показателем. При этом нужно учитывать уровень автомобилизации страны. США перенасыщены автомобилями и если в таких условиях показатели продаж электромобилей растут, то это качественно более значимый результат, чем в Китае, где уровень автомобилизации значительно меньше. Что касается России, то, как показала история, авторынок может развиваться бумообразно, если для этого создать благоприятные условия, и рано или поздно это произойдет и в отношении экологичных видов транспорта и автономных транспортных средств. Россия, по некоторым важным для автомобильных инноваций направлениям, очень быстро развивается. Например, Россия один из лидеров внедрения связи формата 5G, которая является основой для организации движения автономных автомобилей. 50% опрошенных Roland Berger россиян признают, что можно отказаться от использования автомобиля, если пользоваться беспилотным такси будет для них дешевле. В целом, с исторической точки зрения, электромобилизация находится на нулевом этапе, если электромобили вообще когда-нибудь «одолеют» обычные машины, а это далеко не факт. Поэтому расставлять страны по местам пока не имеет смысла, никто никого не обогнал и никто ни от кого не отстал.