Ёмкость и структура рынка автомобильных фильтров

Рынок автомобильных фильтров сохраняет установившиеся несколько лет назад тенденции, среди которых стабильный рост продаж, растущая конкуренция в среднем и нижнем ценовых сегментах.

Объем рынка фильтров около 300 млн долларов. Вторичный автопарк поддерживает рынок фильтров в устойчивом состоянии, падение или рост рынка новых автомобилей на фильтры не оказывают существенного влияния. В кризис обычно увеличиваются продажи автомобильных запчастей недорогого сегмента, но на рынке фильтров это сказывается в меньшей степени, чем в других сегментах рынка автокомпонентов. Тем не менее, участники рынка говорят о спаде продаж фильтров дорого и среднего сегментов из-за роста цен на импортную продукцию.
Автовладельцы в основном выбирают фильтры низкого ценового сегмента, так как отличия от фильтров более высоких ценовых сегментов не настолько велики, чтобы пренебречь экономией. Это обеспечивает некоторые преимущества российским производителям, что можно считать положительным последствием кризиса. Российские фильтры по цене могут конкурировать даже с китайской продукцией. Но отмечается на рынке фильтров следующая тенденция: как только укрепляется курс рубля — сразу растет поток импорта из азиатских стран. Многие участники рынка вообще отмечают большое количество фильтров переупаковщиков, нонейм-продукции и контрафактных фильтров, подделок под известные бренды и нелегально производимых и ввозимых фильтров. Так, что фильтры известных брендов занимают, по некоторым данным, только около четверти российского рынка.
Масляные фильтры
В России в основном используются неразборные масляные фильтры. Объем рынка порядка 150 млн масляных фильтров. Рынок растет темпами около 2% в год. На рынке представлены все основные игроки, брендовая структура рынка масляных фильтров давно сложилась. На первичном рынке автомобилей доминируют фильтры ОАО «Автоагрегат» — как, впрочем, и на вторичном рынке отеНа рынке автомобильных фильтров сохраняются тенденции, установившиеся во время кризиса: острая конкуренция в среднем и низком ценовом сегментах, рост доли внебрендовой продукции и контрафакта чественных марок. Наиболее востребованные фильтры в сегменте иномарок на вторичном рынке ТМ Finwhale, Mann, Fleetguard. На рынке грузовых автомобилей преобладают ТМ «Ливны», «Дифа», «Костромской фильтр».
Брендовые марки конкурируют с упаковщиками и производителями контрафакта. В этом сегменте проблемой является то, что сложно отличить брендовую продукцию от подделки, что ухудшает качество рынка. Основная конкуренция на вторичном рынке разворачивается в среднем и нижнем ценовом сегментах, что и определяет большое количество контрафакта. В перспективе на российском рынке масляных фильтров вряд ли произойдут сильные изменения, брендовый состав рынка останется прежним, темпы роста рынка сохранятся, будет расти конкуренция между основными игроками и увеличиваться доля внебрендовой продукции.
Воздушные фильтры
Доли брендов воздушных фильтров, %Объем российского рынка воздушных фильтров около 50 млн шт, темпы роста (1–2% в год) зависят от ситуации на вторичном рынке автомобилей. Сегмент имеет сформированную брендовую структуру, в сегменте автомобилей новых российских брендов преобладают ТМ Filtron, Fortech, Fram, Goodwill, Mann, Knecht, SibТЭК, TSN Цитрон. В сегменте «российских иномарок» фильтры Febi Bilstein, Knecht, Mann, Filtron, LYNXAuto, Patron, TSN Цитрон, Champion. Рынок отличается тем, что на нем в большом количестве присутствует продукция упаковщиков разного качества. Много продукции азиатского производства. Значительная доля подделок и контрафакта. Фильтры не относятся к высокотехнологичной продукции и производство организовать нетрудно.
Участники рынка отмечают очень высокий уровень конкуренции, которая ведется, в том числе, методами ценовой войны. Это ведет к тому, что потребитель не слишком много внимания обращает на бренды и часто решает в пользу контрафакта, если он дешевле. Поэтому на рынке постоянно появляются новые марки, которые заявляют, что по качеству их продукция не уступает брендам, но стоит дешевле. В близком будущем на российском рынке воздушных фильтров не предвидится существенных перемен. Продолжится ценовая конкурентная борьба, в которой самые устойчивые позиции будут у внебрендовой продукции, поскольку фактор стоимости останется ведущим.
Салонные фильтры
Бренды салонных фильтров на российском рынке, %Салонные фильтры устанавливают почти во все автомобили новых марок, за счет чего и растет этот рынок. В России в прошлом году в связи с ростом производства новых автомобилей, рынок салонных фильтров тоже вернулся к росту. До кризиса темпы роста достигали 10% в год, сейчас до 7%.
Около четверти рынка салонных фильтров занимает Mann+Hummel. Значимые доли у бренда Sogefi и Bosch. Салонные фильтры производит российское предприятие «Концерн Цитрон». Но в целом рынок салонных фильтров в России находится на этапе формирования. Пока преобладающая часть автопарка — старые российские автомобили, в которые большинство автовладельцев не считают нужным устанавливать салонные фильтры. Динамика рынка салонных фильтров зависит от того, как хорошо идут дела на рынке новых автомобилей и как быстро они вытесняют отечественные старые машины.

МНЕНИЕ


Сергей Волченков директор по маркетингу АО «АВТОКОМ» (АО «АВТОАГРЕГАТ»)Сергей Волченков, директор по маркетингу АО «АВТОКОМ» (АО «АВТОАГРЕГАТ»)

Фильтры и фильтроэлементы — это автокомпоненты, которые всегда будут пользоваться спросом с незначительными колебаниями в зависимости от экономической ситуации и объемов продаж на первичном и вторичном рынке автотранспортных средств. Объемы рынка в целом не изменились, меняется структура. Покупатели переходят из сегмента фильтров премиум класса к бюджетным фильтрам и наоборот. По фильтрам ТМ «ЛИВНЫ» мы видим уверенный рост объемов продаж по итогам 2017г. и в России и по странам СНГ, хотя наша продукция одна из самых дорогих среди российских производителей.
Это означает, что потребитель выбирает «качество конвейерной комплектации» и остается доволен. К проблемам на рынке фильтров можно отнести большое количество дешевых производителей, которые за счет использования низкокачественных материалов предлагают фильтры по низкой цене. Они находят своих потребителей, не заботясь о последствиях использования данной продукции. Излишне говорить о важности фильтров в современном автомобиле.
Возрастают нагрузки, ужесточаются требования фильтрации, вводятся стандарты качества. В связи с этим, направлений развития на рынке фильтров очень много: применение новейших фильтровальных материалов, конструктивные изменения фильтров, и так далее. Сейчас конструкторский отдел АО «АВТОАГРЕГАТ» совместно с конструкторами ведущих моторных предприятий разрабатывают новые конструкции фильтров для двигателей стандарта ЕВРО 4 и ЕВРО 5. Высокое качество выпускаемой продукции всегда стоит на первом месте для предприятия. Поставка фильтров АО «АВТОАГРЕГАТ» на крупнейшие автомобильные и мотосборочные предприятия России и стран СНГ, такие как КАМАЗ, ВАЗ, ЯМЗ, ММЗ и др. — подтверждает их качество. Все перечисленные предприятия рекомендуют фильтры ТМ «ЛИВНЫ» при плановом и техническом обслуживании для надежной работы силовых агрегатов.

Участники рынка отмечают, что пока нет понимания необходимости установки салонных фильтров и их регулярной замены. Тем более автовладельцы не считают нужным разбираться в отличиях брендовой и и внебрендовой продукции, которая дешевле. Поэтому уже отмечается рост продаж доли на рынке салонных фильтров производства Китая, Кореи, Индонезии.
Перспективы
В ближайшие несколько лет динамика и структура рынка автомобильных фильтров вряд ли изменится, если не случится бумообразного роста продаж новых автомобилей. В 2017 году авторынок показал рост впервые пять лет, что создает хорошие перспективы для рынка автокомпонентов, в том числе для фильтров. Но это не резкое изменение ситуации и неизвестно, как долго продлится. Сильного влияния на рынок фильтров, как и на весь рынок автокомпонентов, этот рост авторынка пока не оказал.
Экономика в целом, по-прежнему, слабая, без поддержки государства авторынок бы вырос значительно слабее. Слабая экономика сказывается на потребителях, которые продолжат экономить, ориентируясь, насколько это возможно, на цену товара. Это в полной мере относится к рынку автомобильных фильтров.

Добавить комментарий