Качество– основа импортозамещения

Под «импортозамещением» обычно понимается создание российских товаров-заменителей импортной продукции. Однако во многих товарных группах такие заменители давно существуют, а успех импортозамещения определяет другой процесс — улучшение производственных и торговых операций. Изучаем практику компании «ТрансМаш», производителя грузовых сцеплений из Тюмени.

На инициативу правительства РФ, объявившего в 2015 г. курс на импортозамещение, «Трансмаш» отреагировал запуском собственной программы в том же направлении.
За прошедшие с тех пор два года предприятие освоило и запустило в серийное производство ведомые диски сцепления, которые ранее в России не производились, диаметром 362, 395 и 430 мм, а также сцепления на автомобили «ГАЗель Next» и «ГАЗель Бизнес».
Успех импортозамещения определяет не столько создание новых товаров, сколько отладка «бережливого» производства и мощной системы продаж, считает директор предприятия Андрей Гасилин. По крайней мере, это верно для ниши, занимаемой «ТрансМашем»: сцепления для отечественных автобусов, грузовых и внедорожных автомобилей.
Большинство изменений, проведённых коллективом компании, извне незаметны, но они заметно
отражаются на качестве продукции и сервиса. Были оптимизированы технологические процессы, введён режим разумной экономии и жёсткие ограничения на нормы прибыли. В результате внутренний брак на «ТрансМаше» сейчас не превышает 10 ppm.
Новое российское качество
Даже с учетом падения курса доллара производство многих товаров в Китае обходится дешевле, чем в России. Сегмент «эконом» для российских производителей сцеплений закрыт — его заполняют «российские» марки, на упаковках которых стоит отметка Made in PRC.
«ТрансМаш» нашел своего покупателя в среднем ценовом сегменте.
Типичный клиент тюменской компании — это владелец коммерческого автомобиля, который хочет получить «качественное сцепление за разумные деньги». Дилеры, представители и торговые партнеры у неё есть в регионах России и странах СНГ. Авторитет производителю придаёт статус поставщика ОЕМ — сцепления «ТрансМаш» ставятся на технику КамАЗ и Группы ГАЗ, — привлекательность сотрудничеству добавляют также мягкие условия по выборке, качеству и гарантии.
Участие в МИМС 2016 дало четкое понимание, что предприятие движется в верном направлении. Потенциальных клиентов действительно интересует качественный товар, который произведен российским производителем.
Вообще убедить оптовиков перейти на российскую продукцию непросто, говорят сотрудники предприятия, и это одна из важнейших проблем импортозамещения. Отечественные предприятия так долго предлагали рынку плохую продукцию, что само слово «российское» у многих специалистов стало ассоциироваться с посредственным качеством и нетоварным видом. «ТрансМашу» приходится в одиночку пробивать этот стереотип.
Отрадно лишь, что владельцы автопарков быстро ухватывают выгоду: тюменское сцепление по ресурсу практически не уступает европейскому «факту», а по цене заметно ниже, так что обслуживание автомобиля в итоге оказывается дешевле. В своей родной Тюмени «ТрансМашу» принадлежит львиная доля корпоративного рынка.
Один в рынке воин
В советское время предприятие носило название Тюменский моторный завод. В 1964 г. предприятие, до того производившее и ремонтировавшее моторы для самолетов, организовало цех по производству автомобильных сцеплений для передового тогда автомобиля «Москвич-412».
Так определилась его специализация, сохранившаяся до наших дней. Предприятию ещё предстоял один поворот в судьбе уже в рамках автомобильной отрасли. В 1993 г. на КамАЗе произошёл большой пожар, уничтоживший его собственное производство сцеплений, и тюменское предприятие выручило автопроизводителя, в сжатые сроки освоив нажимные и ведомые диски к челнинским грузовикам. В следующие 10 лет «ТрансМаш» постепенно свернул линейку комплектующих для легковых автомобилей, сосредоточившись на грузовиках и автобусах.
Сейчас предприятию совершить бы шаг к дальнейшей специализации, делится намерениями директор «ТрансМаш» Андрей Гасилин.
На этот раз в другом направлении: отдать на аутсорсинг производство отдельных компонентов сцепления — крепежа, пружин и других.
— Невозможно самому всё делать хорошо и недорого, — говорит он. — По отдельным комплектующим мне, чтобы получить материалы по приемлемой цене, приходится брать годовой запас, а это заморозка оборотных средств.
— Но мы просто вынуждены делать многие вещи сами, — продолжает директор. — Если мы отдаём изделие на аутсорсинг, цена оказывается неприемлемой.
Прогресс предприятия упёрся в макроэкономическую проблему: в российской промышленности не заполнены целые сегменты.

Директор с некоторой завистью кивает на опыт китайских конкурентов.
— Там редко кто производит всё сам, от детали до конечного изделия: обычно один завод делает заклёпки, другой пружины, а десятый специализируется на сборке и
продажах, — говорит он. — Мы в этом плане ближе к «натуральному
хозяйству».
Чтобы побороть эту проблему, России следует глубже интегрироваться в мировую экономику, считает руководитель «ТрансМаш».
— Проблема в том, что машиностроительный рынок у нас мизерный и скованный, не ориентированный на экспорт, — поясняет он. — Из-за этого конкуренция между производителями очень низкая.
Импортозамещение по-крупному
«Если страна решит эту проблему, вы совершите количественный рывок?» — спросили мы. Прогресс быстро упрётся в другие общеотраслевые проблемы, отвечает руководитель «ТрансМаш», хорошо известные всем российским машиностроителям.
В первую очередь нужны, конечно, долгосрочные кредиты на приемлемых условиях.
— У нас деньги дороже, чем где-либо, — говорит Андрей Гасилин. — И они как были «короткими», так и остаются, «длинных» денег нет, поэтому перевооружаться сложно. Политика государства на словах существует, но по факту мы видим, что банки заинтересованы только в мега-проектах, мы же относимся к малому и среднему бизнесу.
Неинтересны малые предприятия и металлургическим компаниям.
— Наши металлурги за такие небольшие объёмы неохотно берутся, — говорит директор «ТрансМаш». — Приходится долго биться, чтобы убедить их работать с нами.
В России есть даже хороший металл для пружин, хотя ассортимент оставляет желать лучшего.
— По свойствам металл лишь чуть хуже немецкого; скорее, это дело вкуса, — поясняет Андрей. —
Правда, есть не все толщины из-за малого спроса. Был бы спрос повыше, металлурги сделали бы.
Третьей проблемой из числа важнейших, по мнению директора компании, является отсутствие станкостроительной базы.
— Станкостроение в нашей стране практически погибло, оно существует только на бумаге, — говорит он. — Мы пока используем резервы прошлых лет — можно, в конце концов, купить старые станки и модернизировать. Но появились позиции, в которых российского оборудования не выпускается и даже подержанного оборудования на рынке уже не найти. А если будет рывок в развитии, сразу встанет вопрос «где взять станки?» Придётся идти за границу, а там другие схемы кредитования, и аппетиты у дистрибьюторов импортного оборудования совсем иные. Осваивать серьёзные и дорогие вещи крайне сложно.
Есть ещё правительственные программы поддержки производителя, но для участия в них необходимо иметь очень хорошие экономические показатели или большие технические ресурсы.
Куда больше надежды на отечественных автопроизводителей, они многое могли бы изменить. Для этого им надо сократить бюрократические процедуры, стать более открытыми, прозрачными и оперативными в работе с поставщиками, считает Андрей Гасилин. Он приводит в пример КамАЗ, с которым у «ТрансМаш» сотрудничество наиболее тесное.
— Даже с ним сложно работать — это огромная компания, —говорит собеседник. — Вроде уже одобрили поставки на конвейер, но появляются всё новые вопросы — то дополнительный сертификат сделать, то ещё что-нибудь…
Такие люди, как Андрей Гасилин — практичные руководители, победившие всё, включая гиперинфляцию и хаос девяностых — вызывают восхищение своей практичностью. Они любят порассуждать о макроэкономических вопросах, но умеют вовремя спуститься на землю и делать дело в ситуации, какая она есть. День за днём налаживать сбыт и бережливое производство. Благоприятны условия или нет, импортозамещение должно продолжаться: это нужно и производителям, и покупателям.

Добавить комментарий